Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Завадская Анжелика Анатольевна

 

Тема инновационного педагогического опыта  

 

 

«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновационного педагогического опыта         

 

«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства».

 

 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

        

  • В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
  •  1.   Ценностно – смысловая.
  • 2.   Общекультурная.
  • 3.   Учебно – познавательная.
  • 4.   Информационная.
  • 5.   Коммуникативная.
  • 6.   Социально – трудовая.
  • 7.   Личностного совершенствования.

  В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к его пониманию. Под компетенцией подразумевается результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

В связи с этим мною сформулирована цель исследования - разработать методику формирования ключевых компетентностей на основе поэтапной организации проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования. Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

последовательное включение в проектную деятельность , системный подход к реализации программы , предусматривающей проектную деятельность учащихся;

творческое сопровождение проектной деятельности;

мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Использование возможностей проектной технологии для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Создание условий для осуществления ученической проектной деятельности на уроках обществоведческих дисциплин,  через работу НОУ, работу классного руководителя, кружковую работу и элективные курсы.

Осуществление педагогического наблюдения за формированием ключевых компетентностей учащихся.

Накопление опыта использования проектной технологии, как средства формирования ключевых компетентностей, осмысление и описание собственного педагогического   опыта (проблем и находок).

В « Федеральном компоненте государственного стандарта» указывается на то, что важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

В последнее время мной активно используются преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся, в связи с этим была намечена педагогическая проблема: «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся».

Суть проблемы состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций, т.к. она дает возможность:

освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;

появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;

стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;

конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

Проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности учащихся для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе нашей школы, можно отметить следующие моменты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Цели и задачи учебного проекта:

• Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

• Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.

• Развитие интереса к процессу познания на уроках  искусства.

Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др.

Практическая значимость метода, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся;

 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).         

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 2 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Преподавание предметов искусства не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Мне близка методика организации проекта в которой используется планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

1. Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т.д.).

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена.

Применяя метод проектов на уроках искусства, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, групповой работой.

Способы реализации

Мини-проекты. 5-6 классы.

  • Кроссворд, обратный кроссворд.
  • Игры-путешествия
  • Хроника жизни рыцаря.
  • Игры-предположения
  • Письмо из эпохи.
  • Рассказ с ошибками.

Проекты для 7-8 класса.

  • Составление словаря юного художника.
  •  Проблемные ситуации
  • Игры-поручения
  • Иллюстрирование книги.
  •  Оформление альбомов о творчестве композиторов или истории создания произведения

Проекты для 9-11 классов.

  • Ролевая игра.
  • Деловая игра.
  • Газета.
  • Викторина с фрагментами
  • Научно-исследователь-ская работа.
  • Творческая лаборатория
  • Литературная гостиная

Изобразительное искусство и музыка как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие интереса к художественной культуре среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения результата своей деятельности. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

В команде нет лидеров.

Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

Выбор темы проекта (исследования).

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме – плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.

Новизна опыта заключается в применении метода выставочных проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения; расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

Концептуальность метода заключается в том, что современный образовательный процесс включает в себя развитие художественно – экспозиционной мысли, формирование умения демонстрировать продукты творческой деятельности.

Метод выставочных проектов - это шаг к решению данных проблем художественного образования. В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе, которой идет усвоение новых знаний и действий; оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов; использование современных информационных технологий на уроках и во внеурочное время.

Новизна метода выставочных проектов заключается в том, что коллектив во главе с педагогом представляет на суд жюри не просто несколько лучших работ на заданную тему, а продуманную, самостоятельно скомпонованную и оформленную экспозицию, которая может включать в себя различные виды пространственных искусств. Метод выставочных проектов – это новая, экспериментальная форма художественных состязаний.

  Наличие теоретической базы опыта.        

Данная теоретическая база позволяет в процессе творческой работы реализовать на практике, актуализировать, расширить полученные знания, что способствует стимулированию образовательной активности учащихся с одновременным развитием самостоятельности. Кроме того, в процессе работы над проектом происходит накопление опыта самореализации, что очень важно для развития личности.

Ведущая педагогическая идея.        

Педагогической основой исследования являются идеи последовательной организации проектной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности, на элективных курсах в художественных классах, подготовки для усиления мотивации на проектную деятельность; применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности школьников общеобразовательной школы.

Обучение в школе основывалось на идее о том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему.

Метод проектов предполагает принципиально иную педагогическую идею построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Одной из ведущих педагогических идей метода выставочных проектов является овладение новым способом деятельности. Процесс этот нужно моделировать так, чтобы учащиеся научились:

Намечать ведущие и текущие цели и задачи;

Искать пути их решения;

Осуществлять и аргументировать выбор;

Действовать самостоятельно;

Объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Метод выставочных проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально ( рассказ или пояснение). К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще одна важная способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Проект - это форма организации учебного процесса. Полноценный проект "не вписывается" в уроки. Природы проекта и урока - принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы - в балансе альтернатив.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Результативность опыта (ориентированность на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

        

Результаты выполненных исследовательских и выставочных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного результата выставки, итоговые экзамены по предмету в классах с углубленным изучением художественного цикла, исследовательские проекты.

Итогом проектной деятельности педагога и учащихся, является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских, но краевых и Всероссийских конкурсов, конференций. Полученные данные позволяют сделать вывод, что при правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, это позволит школьникам не только овладеть знаниями в различных областях искусства, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.

Метод выставочных и исследовательских проектов является логическим продолжением выставочной и конкурсной деятельности:

  • Диплом. Победитель 1 место муниципальный уровень. Экологического конкурса-фестиваля «Международный день Земли». Локтева Алина «Деревенька» 2013 г

  • .Диплом. Победитель 2 место. Научно-практическая конференция школьников «Росток» Ковалёва Валерия « Прекрасные и опасный комнатные растения» 2012 г

  • Участие в региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи омской области «Возможности уроков хорового пения как средства реализации здоровьесберегающих технологий»  Вергун Елена 2011 г.

  • Участие в муниципальном этапе областного конкурса-фестиваля детского творчества «Красота спасет мир»  2009 г.

  • Участие в выставке творческих работ педагогов «Реализация основных направлений модернизации муниципальной системы образования» 2011 г.

  • Представление опыта работы по теме «Преподавание музыки на принципах развивающего обучения» 2012 г.

  • Представление опыта работы по теме «Система работы с учащимися по формированию ОУУН и ключевых компетенций» с проведением открытого урока искусства «Откровение вечной красоты» 2013 г.

  • Представление опыта работы на РМО учителей искусства Исилькульского района Омской области по теме «Системно-деятельностный подход в  обучении»

  • Публикация в электронном СМИ  социальной сети работников образования nsportal.ru учебно-методического(урок искусства «Что есть красота»)  и внеклассного материала (Классный час (Родительский дом»)

  • Участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Одиннадцатые Чередовские чтения» по теме « Роль классного руководителя в организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка»

Включение метода выставочных и исследовательских проектов в учебный процесс дает возможность, мне, как учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но также и методы активизации творческого мышления. Все это требует от учителя проекта постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, так как проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя.

Самообразование учителя:

Работа над методической проблемой «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства».

« Изучение новых педагогических технологий и методик, целесообразность их внедрения и использование в изучение предмета.

Внедрение компьютерной технологии.

Работа в методическом объединение школы, района

Сотрудничество с МБОУ ДОД "Дом детского творчества", город Исилькуль,

Слтрудничество с отделением социальной помощи семье и детям БУ «КЦСОН» Исилькульского района в организации и проведении культурно-массовых мероприятий 2012-2013 гг.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

        

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...

Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...

«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...