ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
статья по теме

Савченко Татьяна Львовна

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ»

 В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

   В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

 Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, мы пришли к своему его пониманию. Под компетенцией мы мыслим результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной библиотеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

Однако главным организационно-социальным проектом является организация научно-практической конференции учащихся школы.  Школьная научно-практическая конференция - основная и ключевая форма  презентации  достижений учащихся  в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной.  Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. В школе существует положение о конференции и  регламент ее организации, точно по срокам планирующий каждое действие оргкомитета.  Разработаны информационные инструктирующие  материалы о содержании деятельности каждой из групп.  Ежегодно на конференции появляется что-то новое: приглашение выпускников, родителей, авторов докладов из других школ, стендовая сессия и т.д. Начиная с прошлого года,  конференция переросла в День науки. В этом учебном году Управляющий Совет Школы принял решение о ежегодном поощрении школьников, предоставивших лучшие работы на школьную научно – практическую конференцию. Лучшие работы учащихся хранятся в школьной библиотеке и любой желающий может воспользоваться материалами для подготовки к уроку, написанию доклада или реферата, компьютерные презентации служат хорошим иллюстративным материалом для учителя на уроке.

В современном понимании проект – это шесть  «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация.  Шестое "П" проекта - это его  Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.

Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе уже несколько лет. Причем, если изначально многие дети, родители и даже педагоги относились к идее портфолио отрицательно, не понимая его смысла, то  сейчас портфолио -  это своеобразная визитная карточка ученика. И чем больше ученик мотивирован на творческую и проектную деятельность, тем больше для него представляет ценность портфолио, отражающее не только его достижения, но и индивидуальность

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный или вводный (погружение в проект).
    1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
    1.2. Определение цели, формулирование задач.
    1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
    1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
    1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
    1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
  2. Поисково-исследовательский этап.
    2.1. Определение источников информации.
    2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
    2.3. Подготовка к исследованию и его планированию.
    2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
    2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  3. Трансляционно-оформительский этап.
    3.1. «Предзащита проекта».
    3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
    3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
    3.3.1. определение даты и места;
    3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
    3.3.3. стендовая информация о проекте.
  4. Заключительный этап.
    4.1. Публичная защита проекта.
    4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

К руководителю (организатору) проекта

  1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.
  2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
  3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
  4. Продумайте практическую/ теоретическую значимость проекта.
  5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
  6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
  7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
  8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
  9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
  10. Предложите критерии оценки успешности проекта.
  11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников).
  12. Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

Общие правила для руководителя проекта

  1. Подходите к проведению этой работы творчески.
  2. Не сдерживайте инициативу учащихся.
  3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
  4. Помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
  7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
    – учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
    – старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
    – старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.
  8. В процессе работы не забывайте о воспитании.

Диагностики учащихся
(выявление склонности к исследовательской
и общественной деятельности)

  1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
  2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
  3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
  4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
  5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
  6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
  7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
  8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
  9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
  10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?
  11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/ Нет).

Анкета для учащихся

  1. Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас: учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет
  2. Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас.
  3. Как часто вы пользуетесь школьным учебником для подготовки домашних заданий по ...?

Часто

Иногда

Никогда

  1. Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по...
  2. При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия?

Учебник

Учитель

Другой источник

  1. У вас есть дома компьютер?

Да

Нет

 

 

 

 

 

  1. Где вы можете пользоваться компьютером?

Дом

 

 

 

 

Школа

 

 

Другое (вписать)

  1. Есть ли у вас доступ к сети Интернет?

Да

Нет

 

 

 

 

 

  1. Как часто вы пользуетесь информацией сети Интернет для подготовки домашних заданий?

Часто

 

 

Иногда

Никогда

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. По каким учебным предметам? (указать каким ____________)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Представление проекта предполагает подготовку следующих документов, которые составляются совместно учащимся – автором проекта и учителем – руководителем проекта.

Перечень документов, представляемых к защите проектных
и учебно-исследовательских работ учащихся

  1. Паспорт проектной или учебно-исследовательской работы учащихся (см. таблицу).
  2. Отзыв руководителя на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу.
  3. Рецензия на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу.
  4. Анализ проектной или учебно-исследовательской работы на предмет выявления дидактических единиц, используемых учащимися в процессе создания образовательного продукта.
  5. Список оборудования (учебного, научного, изготовленного самостоятельно), использовавшегося в реализации целей и задач проекта. (Требуется только для исследовательских проектов.)
  6. Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта.
  7. Перечень методов, использованных школьниками в работе над проектом.
  8. Перечень статей, публикаций, монографий, научных и научно-популярных книг (из представленного библиографического списка), на которые в процессе работы были написаны рефераты, рецензии, аннотации, составлены конспекты. (К списку приложить по одному примеру составленного реферата, рецензии, аннотации, конспекта.)
  9. Краткая аннотация содержания проекта (цель проекта, обоснование актуальности, гипотеза проекта, краткое содержание проекта, полученные результаты или достижимость планируемых результатов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...

Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...