«Формирование субъектного опыта обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы»
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Нелюбина Лариса Петровна

В результате применения технологии иссследования происходит формирование универсальных учебных действий в познавательных, личностных сферах, а также способности к организации самостоятельной учебной деятельности. У обучающихся формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Ученик учится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Метод исследования формирует компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с практической деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование субъектного опыта обучающихся

через исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы

Актуальность

В моей педагогической деятельности внедрение в образовательный процесс исследовательской технологии является приоритетным.

Почему привлекает именно исследовательская технология?

В результате ее применения происходит формирование универсальных учебных действий в познавательных, личностных сферах, а также способности к организации самостоятельной учебной деятельности. У обучающихся формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Ученик учится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по новым федеральным стандартам практически все также основаны на применении исследовательского метода:

-умение самостоятельно определять цели и составлять планы;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является, на мой взгляд, одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные исследования позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Метод исследования не просто формирует умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Уже в течение нескольких лет я занимаюсь проблемой организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Изучила работы по описанию данных методов Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др. Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы». В ней ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления.

В основу исследования школьника положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации (урок, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы) формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, открывает большой простор для применения различных форм исследовательской деятельности, позволяя решать задачу раскрытия личностного потенциала, учащегося. Таким образом, формирование исследовательских навыков позволяет ученику в самореализации своего «Я» как на уроке, так и в личном и, в дальнейшем, профессиональном плане.

 Тема инновационного педагогического опыта «Формирование субъектного опыта обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы», по моему мнению, достаточно актуальна и перспективна. Она предполагает реализацию исследовательской позиции обучающихся.

Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа обучающихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых. 

Теоретическая база

Цель исследовательской деятельности - получение нового знания о нашем мире. И в этом кроется ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности.

В свете этих целей некоторые педагоги считали исследовательский метод главным и даже универсальным методом обучения. Он толковался нередко весьма широко: к нему относили всякое действие ученика с объектом действительности. На современном этапе развития школы сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно.

В основе метода лежит развитие

- познавательных, творческих навыков обучающихся,

- умений самостоятельно конструировать свои знания,

- умений ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического мышления.

Для выполнения каждого нового исследования (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Исследования требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Реализация исследовательского метода на практике ведет, уверена, к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в школьном кабинете, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности детей, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Методологической основой описываемого опыта являются следующие труды: 

Дереклеева Н.И. НИР в школе. М., 2001;

Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998;

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003;

Патрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы) // Изучение искусства слова в общеобразовательной школе: Сборник научных трудов. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006.

Патрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005;

 

 Новизна опыта заключается в том, что он связан с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников.  Посредством исследовательского метода организуется творческая работа учащихся, направленная на решение новых, нестандартных, ранее не затрагиваемых проблем и учебных задач, формируется субъектный опыт обучающихся.

Технология опыта

Работа над любым исследованием включает определенные этапы выполнения исследования, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности исследовательской работы.

                                                               Этапы выполнения исследования

Название этапа

Деятельность учителя/учащихся

I этап.

Организационный.

Представление и создание группы учащихся для работы над исследованием.

II этап.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего исследования.

Определение целей и задач (зачем это исследование, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над ним).

Обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение исследований (какие темы будущих исследований помогут ученикам узнать то - то и научиться тому – то, и каков общий план работы над конкретным исследованием, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

III этап.

Обсуждение методических аспектов

Организация работы обучающихся на уроке и во внеурочное время.

IV этап.

Структурирование исследования с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых материалов.

Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи).

Распределение заданий между группами учащихся с учетом их интересов. Определение планируемых результатов и способов их решения, оформления.

V этап.

Работа над исследованием.

Задания для обучающихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, исполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

VI этап.

Подведение итогов.

Рассказ о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются.

   Условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Желание ученика проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.

2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).

Очень важную роль в исследовательской деятельности играет выбор темы исследования.

 Правила,  которые должны учитываться при выборе темы:

1. Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

5.Помогая обучающемуся выбрать тему, педагог сам должен держаться ближе к той сфере, в которой чувствует себя одаренным.

6. Школьник должен чувствовать себя исследователем.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

Результативность.

Данный педагогический опыт ориентирован в моей деятельности на конкретный практический результат. Он представлен в следующей таблице:

Исследовательские работы обучающихся 2020-2025 гг.

Тема исследования/год

Результат

1

«Салют Победы» (2021)

II место

2

«Памятник в с.Малое Колесово» (2021)

3

«Детство в суровом огне войны» (2022)

II место

4

«Моя Бурятия» (2022)

Диплом победителя

5

«Имя, высеченное на камне» (2023)

III место

6

«Первый забайкальский казак – основатель с.Колесово» (2023)

I место

7

  1. «Певец земли Кабанской» - I место (2023)

I место

8

«Влияние романа «Война и мир на мое мировоззрение» (2024)

III место

9

«Папа – мой герой» (2024)

I место

10

«Использование сравнительных    оборотов в памятнике бурятской литературы «Бэлигэй толи» («Зерцало мудрости») Э.-Х. Галшиева» (2024)

I место

11

«Начало начал – родительский дом» (2024)

III место

12

  1. «России верные сыны» (2024)

II место

13

« Жестокая страница войны (2025)

Диплом II степени

Список использованной литературы

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.

Дереклеева Н.И. НИР в школе. М., 2001

Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999

Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998

 Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006

Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 4.

Патрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005

Патрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы) // Изучение искусства слова в общеобразовательной школе: Сборник научных трудов. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006.

Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.-2006.-№3.

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003.

Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2

Шарипов Ф.В. Технология исследовательского обучения// Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. 

Формирование субъектного опыта обучающихся

через исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы

Актуальность

В моей педагогической деятельности внедрение в образовательный процесс исследовательской технологии является приоритетным.

Почему привлекает именно исследовательская технология?

В результате ее применения происходит формирование универсальных учебных действий в познавательных, личностных сферах, а также способности к организации самостоятельной учебной деятельности. У обучающихся формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Ученик учится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по новым федеральным стандартам практически все также основаны на применении исследовательского метода:

-умение самостоятельно определять цели и составлять планы;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является, на мой взгляд, одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные исследования позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Метод исследования не просто формирует умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Уже в течение нескольких лет я занимаюсь проблемой организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Изучила работы по описанию данных методов Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др. Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы». В ней ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления.

В основу исследования школьника положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации (урок, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы) формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, открывает большой простор для применения различных форм исследовательской деятельности, позволяя решать задачу раскрытия личностного потенциала, учащегося. Таким образом, формирование исследовательских навыков позволяет ученику в самореализации своего «Я» как на уроке, так и в личном и, в дальнейшем, профессиональном плане.

 Тема инновационного педагогического опыта «Формирование субъектного опыта обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы», по моему мнению, достаточно актуальна и перспективна. Она предполагает реализацию исследовательской позиции обучающихся.

Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа обучающихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых. 

Теоретическая база

Цель исследовательской деятельности - получение нового знания о нашем мире. И в этом кроется ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности.

В свете этих целей некоторые педагоги считали исследовательский метод главным и даже универсальным методом обучения. Он толковался нередко весьма широко: к нему относили всякое действие ученика с объектом действительности. На современном этапе развития школы сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно.

В основе метода лежит развитие

- познавательных, творческих навыков обучающихся,

- умений самостоятельно конструировать свои знания,

- умений ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического мышления.

Для выполнения каждого нового исследования (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Исследования требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Реализация исследовательского метода на практике ведет, уверена, к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в школьном кабинете, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности детей, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Методологической основой описываемого опыта являются следующие труды: 

Дереклеева Н.И. НИР в школе. М., 2001;

Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998;

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003;

Патрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы) // Изучение искусства слова в общеобразовательной школе: Сборник научных трудов. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006.

Патрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005;

 

 Новизна опыта заключается в том, что он связан с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников.  Посредством исследовательского метода организуется творческая работа учащихся, направленная на решение новых, нестандартных, ранее не затрагиваемых проблем и учебных задач, формируется субъектный опыт обучающихся.

Технология опыта

Работа над любым исследованием включает определенные этапы выполнения исследования, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности исследовательской работы.

                                                             

                                                        Этапы выполнения исследования

Название этапа

Деятельность учителя/учащихся

I этап.

Организационный.

Представление и создание группы учащихся для работы над исследованием.

II этап.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего исследования.

Определение целей и задач (зачем это исследование, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над ним).

Обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение исследований (какие темы будущих исследований помогут ученикам узнать то - то и научиться тому – то, и каков общий план работы над конкретным исследованием, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

III этап.

Обсуждение методических аспектов

Организация работы обучающихся на уроке и во внеурочное время.

IV этап.

Структурирование исследования с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых материалов.

Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи).

Распределение заданий между группами учащихся с учетом их интересов. Определение планируемых результатов и способов их решения, оформления.

V этап.

Работа над исследованием.

Задания для обучающихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, исполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

VI этап.

Подведение итогов.

Рассказ о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются.

   Условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Желание ученика проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.

2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).

Очень важную роль в исследовательской деятельности играет выбор темы исследования.

 Правила,  которые должны учитываться при выборе темы:

1. Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

5.Помогая обучающемуся выбрать тему, педагог сам должен держаться ближе к той сфере, в которой чувствует себя одаренным.

6. Школьник должен чувствовать себя исследователем.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

Результативность.



Предварительный просмотр:

Проект

«Организация исследовательской деятельности в 5 – 10 классах»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи исследовательской деятельности в 5 – 10 классах, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.

Планируемые результаты освоения программы по исследовательской деятельности обучающихся включают личностные, метапредметные результаты на уровне основного общего образования. 

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы - один из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные исследования позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Основная идея исследовательского метода обучения - использование научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Цель исследовательской деятельности - получение нового знания об окружающем мире.

Задачи исследовательского метода: 

- развитие познавательных, творческих навыков обучающихся,

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания,

- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического мышления.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   исследовательской деятельности в 5 – 10 классах.

Исследовательская деятельность обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, формирует сознание, самосознание и мировоззрение личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Она направлена на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание основ исследовательской деятельности ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В ходе применения исследовательской деятельности происходит формирование универсальных учебных действий в познавательных, личностных сферах, а также способности к организации самостоятельной учебной деятельности. У обучающихся формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Ученик учится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по новым федеральным стандартам практически все также основаны на применении исследовательского метода:

-умение самостоятельно определять цели и составлять планы;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Метод исследования не просто формирует умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

В формировании навыков исследовательской деятельности применяются различные формы организации:

 - урок,

- профильное обучение,

- групповая, индивидуальная, парная формы работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

раздела

Название раздела/темы

Содержание раздела.

Деятельность учителя/учащихся.

Количество часов

I

Организационный.

Представление и создание группы учащихся для работы над исследованием.

1

II

Выбор и обсуждение главной идеи будущего исследования.

Определение целей и задач (зачем это исследование, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над ним).

Обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение исследований (какие темы будущих исследований помогут ученикам узнать то - то и научиться тому – то, и каков общий план работы над конкретным исследованием, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

2

III

Обсуждение методических аспектов

Организация работы обучающихся на уроке и во внеурочное время.

4

IV

Структурирование исследования с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых материалов.

Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи).

Распределение заданий между группами учащихся с учетом их интересов. Определение планируемых результатов и способов их решения, оформления.

3

V

Работа над исследованием.

Задания для обучающихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, исполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

4

VI

Подведение итогов.

Рассказ о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются.

3

                                                             ИТОГО: 17 часов

   Условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Желание ученика проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.

2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).

Очень важную роль в исследовательской деятельности играет выбор темы исследования.

 Правила,  которые должны учитываться при выборе темы:

1. Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

5.Помогая обучающемуся выбрать тему, педагог сам должен держаться ближе к той сфере, в которой чувствует себя одаренным.

6. Школьник должен чувствовать себя исследователем.

Методологическая основа исследовательской деятельности:

Дереклеева Н.И. НИР в школе. М., 2001;

Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998;

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003;

Патрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы) // Изучение искусства слова в общеобразовательной школе: Сборник научных трудов. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006.

Патрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005;

 Рекомендуемые ЭОР для обучающихся: Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся http://unk.future4you.ru; Всероссийская олимпиада школьников http://www.rusolymp.ru; Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru; Образовательные платформы: Российская электронная школа. (Русский язык 5-7 кл.) http://resh.edu .ru/ ЯКласс (Русский язык. Литература (7-11кл.))http://www.vaklass.ru/ «Олимпиум» (Для подготовки к олимпиадам)https://olimpium.ru/; ЭОР для дистанционных форм обучения: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vschool.km.ru; Интернет-школа «Просвещение.ru» http://www.internet-school.ru 

Список использованной литературы

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.

Дереклеева Н.И. НИР в школе. М., 2001

Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999

Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998

 Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006

Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 4.

Патрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005

Патрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы) // Изучение искусства слова в общеобразовательной школе: Сборник научных трудов. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006.

Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.-2006.-№3.

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003.

Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2

Шарипов Ф.В. Технология исследовательского обучения// Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...

Представление педагогического опыта по теме «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»

   Обучение русскому языку и  литературе  в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования.  В соответствии с...