Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.
статья по теме

Рябова Ирина Юрьевна

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социализированной, гуманной личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Общее образование не есть изучение предметов,

 а есть развитие личности предметами…

П.Ф.Каптерев

Сегодня признается очевидным, что современное образование должно выполнять социальный заказ общества на формирование личности высоконравственной, интеллектуальной, высококультурной, приносящей пользу себе, своей семье, стране, способной действовать и готовой решать проблемы, в том числе глобального характера. Отсюда задача: изменить систему образования.

Это не только внешняя потребность государства, но и внутренняя образовательная необходимость. Обучающихся сегодня не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку или списывать готовые решения с доски, они не склонны слушать слишком подробные объяснения преподавателя. Они ждут неординарных форм знакомства с новым материалом.

 Одним  из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся жажду знаний  и стремление  к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности.

Первоначальным этапом готовности обучающихся к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.

Задачи же преподавателя:

– постоянно поддерживать интерес обучающихся к открытиям;

– в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию;

–  помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого  воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения во времени.

Для реализации этого эффективно использование в рамках проблемного урока приёмов критического мышления.    

Начинается научное исследование с постановки вопросов и уяснения проблем, затем  стремление к их убедительной аргументации.  

В соответствии с этим в технологии развития критического мышления (КМ) выделяются три стадии:

1) вызов;

2) осмысление новой информации;

3) рефлексия.    

Существуют конкретные приёмы для работы на этапе вызова, на смысловой стадии и на этапе размышления.

Вызов

Кластер

Индивидуальная мозговая атака

Парная мозговая атака

Групповая мозговая атака

«Знаю – Хочу узнать – Узнал новое»

Осмысление

Инсерт

Зигзаг

Чтение с остановками

Перекрёстная дискуссия

Рефлексия

Кластер

Эссе

Синквейн

Исследование всегда должно иметь мотивацию для его реализации, поэтому недостаточно будет просто представить название работы, нужно аргументировать необходимость поиска. Как это сделать?  

Для решения некоторых теоретических задач уместно использовать приём составления таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)», который помогает четко определить зону известного и неизвестного, аргументировать личностную значимость поиска.

Пример:

Урок русского языка по теме «Правописание Н-НН во всех частях речи»  можно начать с повторения правила «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных», определить зону поиска названием темы урока и одновременно поставить обучающихся в ситуацию «Я ещё не всё знаю о правописании Н-НН, но хочу узнать, чтобы писать грамотно, без ошибок». На стадии осмысления обучающиеся найдут в учебнике правило о правописании причастий и отглагольных прилагательных и заполнят последнюю колонку.  

Можно провести работу по актуализации уже полученных знаний, применяя кластер. Это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связи между объектами или явлениями.

Применение:

В центре листа пишется слово (тема, проблема, имя персонажа произведения и т.д.), далее вокруг этого слова записываются слова или фразы, или предложения, которые  являются первичными ассоциациями на данную запись.

Пример:

Изучение поэмы Гоголя «Мёртвые души» можно начать с составления кластера. Далее по нему вести беседу о роли персонажей в развитии сюжета.  

Более сложная и нестандартная форма начала урока - мозговая атака (мозговой штурм). Это приём для генерирования идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также разработки способов её реализации на практике.  

Применение:

  1. Отбор группы для генерации идей (7-9 человек).
  2. Выбор ведущего, контролирующего процесс работы, и секретаря, фиксирующего идеи.
  3. Введение правила, запрещающего критику любой идеи.
  4. В течение короткого времени создание «банка идей» и распределение их  в 3 корзины: 1) всегда пригодные, 2) не всегда пригодные, 3) оригинальные.
  5. Чтение идей по очереди для большой аудитории.
  6. Классификация решений по категориям информации.  

Пример:

Обзорный урок по страницам «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина  можно начать с генерации идей в малых группах: «Предложите свои идеи успешного пребывания на необитаемом острове».

Возможный «банк идей».

1. Создание серии устройств для подачи сигналов бедствия.

2. Как обжить пещеру: устранение пустот в земле во избежание обвалов.

3. Оценка растительного и животного мира с точки зрения опасности и полезности.

Указанные идеи можно классифицировать как изобретательскую (1), конструкторскую и прогнозную (2), оценочную (3) и перейти к проблематике творчества Салтыкова-Щедрина: какую идею благоустройства на необитаемом острове выдвинули  генералы из повести «Как один мужик двух генералов прокормил», в чём видели благополучие города глуповцы из романа «История одного города».

       Итак, обучающиеся настроены на поиск. Как его осуществить? Любая исследовательская работа должна сопровождаться инструкцией по её осуществлению. Это может быть план, карточка-задание, в которой чётко обозначены зона и место поиска. Использование инструкций из урока в урок отрабатывает до автоматизма навык структурирования информации, учит чётко распределять время выполнения работы.

Сам поиск чаще всего предполагает работу с текстом, научным или художественным. Эта работа будет успешной, если научить обучающихся правильно обрабатывать тексты: выбирать главную информацию, фиксировать её в сжатом дозированном виде.

Очень эффективно чтение текста с помощью приёма инсерт.  

Инсерт – прием маркировки текста.

Цель: обучение вдумчивому чтению, формирование собственной точки зрения на информацию, содержащуюся в тексте.

 Применение.

Обучающимся предлагается система маркировки текста, предполагающая следующие значки:

« V » - отмечается то, что известно;

« - »  помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

« + » - помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

« ? » - ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Для предупреждения однозначного толкования проблем, поднимаемых в тексте, полезно использование приёма перекрёстной дискуссии.

Такой вид дискуссии помогает  увидеть текст в целом, его идею, проблемы.
     
Цель: помочь овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формировать умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Применение:
       Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов: 1) формулировка вопроса (вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа; он записывается посередине страницы);

2) составление схемы для перекрестной дискуссии (вопрос – проблема);
3) составление списка аргументов «за» и «против»                                                                                            4) оформление вывода:
Да, потому, что....
Нет, потому, что....      

Зигзаг – обучение сообща.        

Цель: изучение и систематизация большого по объёму материала.

Применение.

Предварительно разбивается материал на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.    

Например, на уроке литературы «Поэзия серебряного века» можно предложить карточку-инструкцию с пятью позициями, соответственно  в рабочих группах должно быть пять человек.

Карточка-инструкция.

  1. Общий взгляд на 900-е годы. // Баевский, В.С. История русской литературы 20 века. / В.С.Баевский  – М., 1999.- Стр. 25 – 30.
  2. Серебряный век. //  Чалмаев, В.А., Зинин, С.А.  Русская литература XX в. (1,2 части), 11 класс. / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин - М., Русское слово, 2009.
  3. Символизм. Акмеизм. // Литература. – М., 2009.
  4. Футуризм. Имажинизм.  // Литература. – М., 2009.
  5. Новокрестьянские поэты. Поэты вне течений. // Поэзия Серебряного века. Антология. – М., 2007. – Стр. 417, 451, 605-607.

Далее обучающиеся перегруппировываются: ребята с одноимёнными темами переходят в экспертные группы. Каждой группе выдаётся материал различного содержания. Обучающиеся  работают с текстом, выделяя главное, либо составляя опорный конспект, либо используя одну из графических форм (кластер, таблицу). Завершив  работу, переходят в свои рабочие группы.

Каждый эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией. В итоге каждый обучающийся не только принял участие в изучении и изложении материала урока, но и получил его в полном объёме и сжатом виде.  

«Шесть шляп мышления» - групповая дискуссия.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её.

Применение: «Шесть шляп» – шесть разных способов мышления. Организуется шесть групп. Каждой предлагается выбрать «шляпу» определённого цвета и проанализировать ситуацию, проблему в соответствии со способом мышления, характерным для цвета выбранной шляпы.

Белая шляпа – бесстрастность и объективность.

Красная шляпа – гнев, ярость.

Чёрная шляпа – негативизм.

Жёлтая шляпа – оптимизм.

Зелёная шляпа – творческое начало.

Синяя шляпа – обобщение.

Пример.

Так урок «Споры вокруг образа Базарова» можно провести, используя этот приём.

Предлагается шесть цитат из критических статей, которые можно соотнести с одним из способов мышления и подтвердить примерами из текста или собственными аргументами.

 «Красная шляпа».

М.А.Антонович: «О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей». (Из статьи «Асмодей нашего времени».)

- Какую оценку даёт главному герою Антонович. Что дало основание для такой оценки? Согласны ли вы с критиком?

        Осмысление любого материала должно завершиться обобщением, систематизацией и осознанием его значимости для обучающегося.

Метод незаконченных предложений, составление мини-рассуждений, мини-сочинений по тому или иному вопросу – возможные варианты окончания урока. Рефлексия может быть осуществлена с использованием графических систематизаторов: кластера или синквейна.  

Синквейн – стихотворение из пяти строк.

Цель: синтезирование, обобщение информации по теме, развитие речи, пополнение словарного запаса. Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексии, способ резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Строгие правила составления синквейна таковы:

1.

(первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2.

(вторая строка – описание темы в ДВУХ словах именами прилагательными);

3.

(третья строка – описание действия в рамках темы ТРЕМЯ словами-глаголами);

4.

(четвёртая строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5.

(пятая строка – ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы).

Пример:

 Составление синквейна по восприятию образа Обломова из одноимённого романа Гончарова:

  1. Обломов
  2. ленивый, беспомощный
  3. Ест, спит, наслаждается.
  4. Излишняя забота портит человека.
  5. Желе.  

Технология КМ предполагает более высокую организацию проблемного урока, когда учит, развивает и воспитывает не только тематический материал, но и приёмы его изучения.

В результате участия в исследовательской работе с применением приёмов КМ  учащиеся открывают в себе новые возможности:

  1. обосновывать актуальность выбранной темы;
  2. четко ставить цели и задачи;
  3. самостоятельно определять методы достижения поставленных целей и задач;
  4. ориентироваться на фактор научности, новизны;
  5. самостоятельно исследовать;
  6. находить нестандартные решения проблем;
  7. пользоваться обширными и разнообразными источниками;
  8. стремиться к оригинальности защиты работы;
  9. строго придерживаться грамотности оформления;
  10.  глубоко владеть материалами, “погружаться в проблему” ;
  11. обобщать и систематизировать информацию;
  12. организовывать работу группы;
  13. отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, спор;
  14. владеть ораторским  мастерством, умением держаться перед аудиторией, демонстрировать имидж.

Каждый из этих навыков, несомненно, пригодится обучающимся в жизни. Все эти навыки вместе формируют качества лидера, высокоинтеллектуального, социализированного, гуманного.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Презентация  отражает  систему  работы  учителя  по  формированию  навыков  исследовательской  деятельности  на  уроках  русского  язык...

Формирование читательской грамотности посредством исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.

В данном сборнике представлены материалы об особенностях организации учебного исследования в урочной деятельности на уровне основного общего образования, обеспечивающие условия для формирования читате...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей зад...