Представление педагогического опыта по теме «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»
статья по литературе

Кунцман Наталья Ивановна

     Обучение русскому языку и  литературе  в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования.  В соответствии с   Концепцией модернизации российского образования  общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для более эффективной организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы мною были изучены    научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Шацкого, М.Г. Качурина и др. В   работах ученых также  отстаивается идея исследования на уроках, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления».

       Урок перестраивается так, чтобы ученик стал субъектом познавательной деятельности, для него  открываются возможности применить различные формы исследования, что   помогает раскрыть личностный потенциал учащегося.    В результате   внедрения    данного вида   деятельности на уроках и во внеурочное время приводит  к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся;   к созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_kuntsman_1.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта по теме

«Исследовательская деятельность на уроках

русского языка и литературы»

Сведения об авторе: Кунцман Наталья Ивановна, образование – высшее, педагогический стаж (общий) 2 г., в данной образовательной организации- 1,6 г.

Личный сайт: NatalyaKunzman

Актуальность

Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В данной Концепции в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Ведущую роль в достижении этих целей играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, является исследовательская деятельность школьников.

Известный российский педагог И.И. Лернер говорит об исследовательском методе так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, так как вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности».

И действительно, развитие исследовательских умений и навыков на уроках русского языка и литературы помогает поднять интерес обучающихся к учебе, повышают эффективность обучения. Исследовательская работа дополняет способы получения знаний, так как она подразумевает самостоятельное изучение выбранной темы, накопленный учеником базовый материал, анализ данных и умение самому делать выводы.

Все эти навыки развивают творческие способности учащихся, помогают увидеть взаимосвязь разных наук, воспитывают самостоятельность.

Следовательно, передо мной встала задача обучать детей таким образом, чтобы они могли находить пути решения проблем и задач с помощью исследования.

Для более эффективной организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы мною были изучены научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Шацкого, М.Г. Качурина и др. В работах ученых также отстаивается идея исследования на уроках, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления».

Урок перестраивается так, чтобы ученик стал субъектом познавательной деятельности, для него открываются возможности применить различные формы исследования, что помогает раскрыть личностный потенциал учащегося. В результате внедрения данного вида деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; к созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование исследовательских технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Таким образом, тема инновационного педагогического опыта «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» актуальна и предполагает реализацию исследовательской и проектной работы учащихся на уроках.

Основная идея педагогического опыта состоит в формировании у обучающихся потребности заниматься исследовательской деятельностью, которая позволит им повысить качество знаний не только по русскому языку, но и по другим гуманитарным дисциплинам; адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми; выражать свои чувства и представления о мире различными способами; активизировать творческую деятельность, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач: создавать исследовательские и проектные работы, презентации, участвовать в различных творческих конкурсах.

Цель педагогического опыта по теме «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» - определить и апробировать методы и технологии, которые позволят наиболее эффективно активизировать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Задачи:

- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии активизации

у обучающихся исследовательской и проектной деятельности, создание презентаций, ученических проектов;

- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности, используя исследовательскую технологию на каждом уроке;

- повысить результативность обучения;

- активизировать творческую деятельность, желание участвовать в различных творческих конкурсах, научно-практических конференциях.

Новизна опыта заключается в том, что раскрытие и формирование исследовательских способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к слову, предмету, к творческим занятиям и внеурочной деятельности.

Теоретическая база опыта

Методологической основой опыта послужили теоретические положения и концептуальные идеи Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова в их трудах по формированию творческой личности, в работах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева по проблемам творческой деятельности. Исследовательский принцип в обучении положены в основу технологии проблемного обучения, разработчиками которой являются Махмутов М.И. и Ларнер И.Я. Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера исследования.
Нельзя не согласиться с утверждением Дружинина В.Н., что работа над созданием проекта, исследовательской работы позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления исследования. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Для организации работы с учащимися использую учебники и методические пособия, рекомендованные Министерством просвещения как соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту, программы основного общего образования по русскому языку и литературе, рабочие программы по русскому языку и литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.

Технология опыта

Применение данной технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию основ исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

На уроках и во внеурочное время систематически использую разнообразные виды исследовательской деятельности:

- информационную,

- ролевую,

- практико-ориентированную,

- творческую.

Для того чтобы заинтересовать учащихся заниматься исследовательской деятельностью, использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную, а также разнообразные приемы: сопоставление иллюстраций, просмотр отрывков из фильмов, прослушивание аудиозаписей, музыкальных отрывков, где сравниваются разные работы к одному и тому же произведению.

Многообразные типы исследования и проектов дают нам возможность решить самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме, что позволяет им активнее приобретать и применять знания и умения, расширять учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

Что же может стать содержанием исследования по русскому языку и литературе?

На уроках и во внеурочной деятельности мы проводим исследования и

создаем проекты, которые связаны с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, с лингвистическим анализом.

В ролевом проекте учащиеся исполняют роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, мини-проект нескольких учащихся «Встреча городничего и Хлестакова после прочтения письма » из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», где ученики придумывают сценку, героями которой являются Хлестаков и городничий (придумываются вопросы городничего и ответы Хлестакова).

Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это театрализованные представления произведений искусства, творческие вечера. Например, на уроке развития речи был создан проект «Театрализованное представление по произведению В. Катаева «Сын полка», творческий вечер по произведениям В.В. Высоцкого.

Курс литературы в пятых-седьмых классах также предоставляет много возможностей для исследовательской деятельности. Например, во время изучения сказа П. П. Бажова «Медной горы хозяйка» ученики обращают внимание на её жанровые особенности (Почему П.Бажов назвал свое произведение сказом? Что в нем на быль, а что - сказ?). Так мы начинаем наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное, а реальное – в сказочное, и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Из наблюдений возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В период изучения сказок А.С. Пушкина и В. А. Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени очень важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в седьмом классе народные предания и жития, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Какими перед нами предстают в «Повести о Петре и Февронии Муромских» главные герои и муромские бояре?». Интересны и исследовательские работы по былинам «Речь былинных героев» «Забытые слова», где учащиеся ведут наблюдение за речью былинных героев. Ученики проводят исследования, сопоставляют художественные и исторические образы. Итогом данной работы стало самостоятельное составление сказов, былин, лучшей из которых признан «Сказ о Ковылкино».

Исследовательская деятельность, которая проводится мной на уроке, продолжается и во внеклассной работе по предмету. Мы проводим предметные недели, конкурсы и викторины, олимпиады, творческие мастерские, научно-практические конференции, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Так, ко Дню Победы был проведен конкурс исследовательских работ по произведениям, посвященным Великой Отечественной войне. Обучающиеся создавали презентации, готовили исследовательские проекты по произведениям Бориса Васильева, Александра Твардовского, Михаила Шолохова, Константина Симонова, Михаила Девятаева и др.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Они увереннее чувствуют себя на уроках, становятся более коммуникативными, общительными, активнее участвуют в школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе, конкурсах исследовательских и творческих работ, научно-практических конференциях.

Результативность опыта

Реализация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время проводится мной с 2022 года по настоящее время.

Анализируя результаты своего опыта, хочу отметить основные параметры результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту, это:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  • стабильные положительные результаты обучения;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности.

В рамках социализации личности:

  • развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия учащимися;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Результат учебной работы:

Стабильное качество знаний, уровень обученности, стремление к решению поставленных задач, высокая учебная мотивация, создание благоприятного психологического климата в работе со школьниками - основные критерии оценки учебных результатов.

Среднее качество знаний по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период по русскому языку и литературе составляет 66%.

Среднее качество знаний по итогам внешнего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период составляет 63,5%.

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся:

Название

мероприятия

Год

Фамилия, имя ученика

Класс

Результат

Муниципальный уровень

1

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2023-2024

Артамошкина Ирина

7

призер

1

Конкурс творческих работ, посвященный Дню воинской славы России

2022

Мишунина Валерия

5

победитель

2

Онлайн- конкурс творческих работ, посвященный 33-ей годовщине вывода Советских войск из Афганистана

2022

Коноплянко Дмитрий

5

победитель

3

3-ий муниципальный конкурс «Живая история»

2022

Артамошкина Татьяна

5

победитель

4

Конкурс творческих работ, посвященный Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

2022

Гуреева Дарья

Купряшкин Илья

Синяев Илья

5

победитель

победитель

призер

5

4-ый муниципальный конкурс творческих работ «Подвигу жить в веках», посвященный 103 годовщине со дня рождения Героя Советского Союза Александра Григорьевича Котова

2022

Купряшкин Илья

Горячкин Кирилл

5

победитель

призер

6

5-ая муниципальная научно-практическая конференция школьников «Моя малая родина»

2022

Оськин Роман

5

призер

7

1-ый муниципальный конкурс «Здесь край мой, исток мой, дорога моя...», посвященный почетному гражданину г.Ковылкино И.А.Арапову

2023

Кошелева Татьяна

Волков Максим

6

победитель

призер

8

Муниципальный конкурс творческий работ «Мой родной язык»

2023

Кошелева Татьяна

5

призер

9

Муниципальный конкурс творческих работ, посвященный 34-ой годовщине вывода Советских войск из Афганистана

2023

Коноплянко Дмитрий

Горячкин Кирилл

5

призер

призер

10

Муниципальный конкурс творческих работ, посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

2023

Кошелева Татьяна

Мишунина Валерия

Щелупинина Карина

Гуреева Дарья

Купряшкин Илья

Матюшкина Алина

5

победитель

победитель

победитель

победитель

победитель

призер

11

Муниципальный конкурс творческих работ, посвященный 79-летию со дня снятия блокады Ленинграда

2023

Купцов Артем

Мишунина Валерия

Коноплянко Дмитрий

Матюшкина Алина

5

победитель

победитель

победитель

призер

Республиканский уровень

1

III республиканский конкурс «Живая классика»

2022

Артамошкина Татьяна

5

призер

Результативность методической деятельности и общественно-педагогической активности:

На школьном уровне принимаю активное участие в заседаниях педагогического и методического советов, в работе методического объединения гуманитарного цикла по своей педагогической теме.

Являюсь членом жюри муниципального конкурса патриотической направленности, посвященного памяти почётного гражданина города Ковылкино И.А. Арапова ( г.)

Для распространения своего опыта использую педагогические сообщества в сети Интернет.

Список литературы

#1040;ндриянова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология. –2015. – №1. – с. 7;

#1043;ригорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006;

#1044;ереклеева Н.И. НИР в школе. М., 2001;

#1050;ачурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М., 2018;

#1055;атрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность. / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2015;

#1055;атрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. М., 2011;

#1057;авенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2020;

#1057;тупницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2018.

9. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "ИКТ в преподавании осетинского языка и литературы".

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.Компьютер ...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Приемы многосенсорного представления информации при формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Задача учителя – понять, как работать с учащимися в разных модальностях для эффективного обучения их способам создания собственного текста и понимания текстов, созданных другими, а так же повышения ур...

Презентация педагогического опыта: Использование интеллект-карт на уроках русского языка

Использование интеллект-карт на уроках русского языка при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Обобщение педагогического опыта «Использование интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе как средство активизации деятельности учащихся»

Материал представляет обобщение опыта использования интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе....

Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...

Описание педагогического опыта. "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы. Описание педагогического опыта "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы" (Технология р...