Описание педагогического опыта. "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка

Елена Викторовна Тышова

Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы. Описание педагогического опыта "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы" (Технология развития критического мышления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тышова Е.В.

учитель русского языка

 и литературы

МОУ «Каракульская сош»

Использование инновационных технологий

на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

     Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Главная задача российской образовательной политики – создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной личности, общества и государства. Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна осуществляться как «приказ сверху». В интересах общества сделать так, чтобы модернизация не замкнулась в рамках образовательного сообщества. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

     Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую семью и, конечно, каждое образовательное учреждение. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтал бы о том, чтобы дети на его уроке работали добровольно, творчески, с удовольствием познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? Этими вопросами задавалась и я, поэтому и тему для обобщения своего педагогического опыта выбрала соответствующую: «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы». Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

     Цель данной работы: определить, что же такое инновационное обучение и какие инновационные технологии можно использовать на уроках для активизации познавательной деятельности учащихся.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить, что  такое «инновации»;
  • Определить цели инновационного обучения;
  • Дать общую характеристику новым педагогическим технологиям;
  • Охарактеризовать подробно технологию развития критического мышления;
  • Показать возможность применения методов технологии развития критического мышления на уроках  русского языка и литературы.

     Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» Дж. Боткин. Он и наметил основные черты этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.  Актуальность инновационного обучения не вызывает сомнения, и я поставила перед собой цель изучить инновационный опыт и по возможности применить новые методы обучения в своей работе. Изучая материал по данному вопросу, я сделала вывод, что  основными целями инновационного обучения являются:

  • Развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • Формирование личностных качеств учащихся;
  • Выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • Развитие различных типов мышления;
  • Формирование качественных знаний, умений и навыков;
  • Создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • Выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • Включение учащихся в креативную деятельность.

     Таким образом, достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии.

     Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Разработано большое количество новых педагогических технологий. Но у них у всех есть нечто общее. А именно, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т. д.) Роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора и консультанта, ученик в любое время может обратиться за помощью к учителю. Педагог не навязывает свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяет ученику стать своим соучастником. Ребенок не зажат на уроке принципом «от сих до сих», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявить  все ранее накопленные знания и на этой основе приобретает  новое знание в результате самостоятельного мышления, поиска решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями. До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует, чтобы функция постановки целей была отдана детям. Тогда они четко и ясно увидят, что должны освоить, и к какому возможному результату должны прийти.

     Однако прежде чем ставить цели, в современный урок вводится новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставления, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока. Далее каждый учитель включает в учебный процесс разные виды деятельности учащихся на уроке в соответствии с применяемой педагогической технологией.

     Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам, и по языку прежде всего. В чем причина этого? Скорее всего, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, где «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая и творческая.

     Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и  в настоящее время реализуется в 29 странах мира.

Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и методиками и может быть реализована в различных предметных областях и для различных типов занятий.

Авторы данной технологии предлагают такое определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил. Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).

      Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики  часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение  не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

     Цель технологии развития критического мышления – формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

     Перед учителем, строящим свой урок в технологии развития критического мышления, стоят задачи научить школьников:  

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Изучив цели и задачи технологии развития критического мышления, я сделала для себя первые выводы:

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  • Важен коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и учениками.
  • Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
  • Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы не всегда точны и могут привести к формированию стереотипов.

Рассмотрим более подробно, как строится урок в технологии развития критического мышления.

В основу технологии развития критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

    Первая стадия – вызов.

Этот этап нам знаком. С вызова начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Но технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. На этом этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний. Целесообразно  сочетание индивидуальной и групповой работы. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Кроме того, часто некоторые ученики боятся излагать свое мнение преподавателю или в большой аудитории. Работа в группах позволяет таким детям чувствовать себя комфортно и постепенно учиться публичному изложению собственного мнения. Обмен мнениями может способствовать и появлению новых интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать к изучению нового материала.

     Эта стадия позволяет:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • Сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

     Вторая стадия – осмысление.

Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесение старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Очень важно, что на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает ученикам отслеживать процесс познания и понимания.

      Эта стадия позволяет ученику:

  • Получить новую информацию;
  • Осмыслить ее;
  • Соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • Искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

     Третья стадия – рефлексия.

Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

        Здесь основным является:

  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • Присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

      С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний. Так что же принципиально нового несет технология развития критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

       Хотелось бы более подробно остановиться на методических приемах, используемых на разных стадиях урока, построенного в технологии развития критического мышления.

        На стадии вызова возможно использование таких приемов, как:

  • Индуктор;
  • Парная мозговая атака;
  • Групповая мозговая атака;
  • Учебный мозговой штурм;
  • Работа с ключевыми терминами;
  • Перевернутые логические цепи;
  • Свободное письмо;
  • Разбивка на кластеры;
  • «Корзина» идей, понятий, имен;
  • Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

На стадии осмысления используются приемы:

  • Маркировочная таблица (Инсерт);
  • Взаимоопрос и взаимообучение;
  • Двойной дневник

Стадия рефлексии:

  • Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало);
  • Возврат к ключевым словам;
  • Возврат к перевернутым логическим цепочкам;
  • Возврат к кластерам;
  • Возврат к ЗХУ;
  • Эссе;
  • Синквейн.

Некоторые методические приемы хотелось бы описать более подробно.

«Учебный мозговой штурм»

     Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Разбивка на кластеры 

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Ключевые термины

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста».

Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

Перепутанные логические цепочки

Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественнонаучного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Таблица «ЗХУ»

З – знаем; Х – хотим узнать; У – узнали

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.

Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.

Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

«Корзина» идей, понятий, имен… 

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Инсерт

В дословном переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

-

+

?

 

 

 

 

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно Синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Правила написания синквейна:

  1. ______________________________
    (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
  2. __________________________ ____________________________
    (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
  3. _______________ _________________ ____________________
    (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
  4. __________ _____________ _______________ ____________
    (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
  5. _________________________
    (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

     Эссе

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса.  Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 мнут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

      Мною перечислены и описаны не все методы, применяемые педагогами в технологии развития критического мышления, а только те, которые вызвали у меня особый интерес. Некоторые из них я попробовала применить на практике.

    В начале урока,  на этапе вызова я стараюсь использовать индуктор.

Индуктор –  прием, обеспечивающий “наведение на проблему”, свернутый смысл темы.

Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: 

- Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика. 
Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.  
– «Открытость» задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.
– Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
– Внутренняя связь задания с темой урока.

Например, на уроках-путешествиях используем маршрутный лист, к теме урока можем подойти через стихотворение или песню, работу с каким-то предметом или иллюстрацией.

     Далее использую прием кластера или таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Кластер помогает актуализировать знания учащихся по какой-то конкретной теме. Например, при изучении правописания корней –гор- - -гар-  учащиеся создают кластер, в котором отражают правописание всех изученных корней с чередованием гласных. Также использую метод кластера на уроках развития речи при подготовке к сочинению. Например, в 5 классе при подготовке к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» составляем кластеры, описывая березу, небо, снег и т.д. Кластеры помогают наглядно увидеть «информацию» на картине.

     Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» используется на всех этапах урока.  Приведу пример работы с этой таблицей в 7 классе при изучении темы «Ь после шипящих на конце наречий». На этапе вызова учащиеся заполняют первую колонку таблицы, повторяя все изученные ранее орфограммы «Ь после шипящих».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Ь после шипящих в существительных
  • Ь после шипящих в глаголах
  • Ь после шипящих в кратких прилагательных

    Затем дети самостоятельно формулируют вопрос, на который хотели бы получить ответ на уроке.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Ь после шипящих в существительных
  • Ь после шипящих в глаголах
  • Ь после шипящих в кратких прилагательных

Ь после шипящих на конце наречий

  • В каких наречиях пишется Ь
  • Есть ли слова-исключения

Очень важно, чтобы ученики записывали вопросы сами, без диктовки учителя, они должны сами поставить перед собой цель на данный урок.

     Третья колонка таблицы заполняется на этапе рефлексии. Подводят итог урока дети также самостоятельно, своими словами делая вывод.      Учитель не должен диктовать или как-то иначе направлять учеников. Они пишут своими словами то, что узнали на уроке, отвечают на ранее поставленный вопрос, решают, добились ли они той цели, которую ставили перед собой. Но учителю желательно иметь эталон таблицы.

             На уроках литературы  попробовала метод «Синквейна». Я предлагаю этот метод и как индивидуальное, и как коллективное творчество. Синквейн помогает в нескольких строках изложить самое главное. Приведу несколько примеров синквейна:

 7 класс А.П.Платонов «Юшка»

Юшка

Несчастный, забитый.

Живет, работает, страдает.

Добро порождает новое добро.

Сострадание.

Юшка

Больной, одинокий

Работает, экономит, заботится

Любит каждое живое существо

Человек.

Л.Н.Андреев «Кусака»

Кусака

Одинокая, брошенная

Обидели, приручили, обманули

Потеряла веру в людей

Жалость.

Это работы уже нынешних десятиклассников:

А.Н.Островский «Гроза»

Катерина

Несчастная, бунтующая

Живет, страдает, любит

Луч света в темном царстве

Трагедия.

И.А.Гончаров «Обломов»

Обломов

Тяжелый, ленивый

Лежит, скучает, теряет любовь

Боится изменить свою жизнь.

Обломовщина.

     Не каждый ребенок способен сразу высказать свою мысль. Кто-то боится ошибиться, кто-то не очень хорошо делает выводы и находит в произведении самое главное и важное. Но этот метод пришелся ученикам по душе, они активно работают коллективно, а некоторые и индивидуально.

     На уроках литературы в 9, 10, 11 классах обращаюсь к приему эссе. Чаще это бывает десятиминутное эссе. Задается проблема по изученной части произведения. Это может быть проблемный вопрос, возникший в ходе беседы с классом. Например, после прочтения первых глав романа «Обломов» задаю вопрос: «Так какой же он, Обломов?» И дети пишут о своих первых впечатлениях о герое. Еще не проведен полный анализ поведения  героя, а ученики делятся своими мыслями о нем. Главное, не забывать правила написания такого эссе: высказывать все, что приходит в голову, каждая мысль ценна. А если вдруг не знаешь, что сказать, то над этим и надо поразмышлять, только поразмышлять не устно, а письменно. Такая письменная форма размышления не сдерживает детей, ведь некоторые ни за что не решатся высказать свою мысль перед всем классом, а в эссе «говорят»! Нередко ученики, имеющие по предмету «3», получают за эссе пятерки.

      Еще один прием, используемый мною на уроках литературы: чтение с остановками. Но здесь необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Неизвестный тест;
  • Сюжет динамичный, событийный;
  • Неожиданная развязка, проблемный финал;
  • Текс заранее делится на смысловые части, в тесте отмечаются «остановки»;
  • Продумываются вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Сложность этого метода только в том, что учителю требуется более тщательная подготовка к уроку. Но результат использования приема виден очень хорошо.

      Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

Урок - семинар

Урок - лекция

Урок – беседа

Урок - практикум

Урок - экскурсия

Урок - исследование

Урок – игра

Урок - КВН

Урок - защита проекта

Урок – диспут

Урок - конференция

Урок - театрализованное представление

Урок - маскарад

Урок – путешествие

Урок - зачет

      Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

      Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я  использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина,  путешествие, экскурсия, зачет, концерт. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

     Например, в 5-6 классах были проведены уроки-путешествия, уроки-экскурсии. Урок-путешествие целесообразно использовать при обобщающем повторении пройденного материала («Путешествие по стране Фонетика»), станции, которые «посещают» дети позволяют повторить и обобщить полученные сведения по изученной теме (станция «Ударение», «Перенос», «Глухой лес», «Звонкая речка» и т.д.). На уроках развития речи при подготовке к написанию сочинения по картине провожу заочную экскурсию в картинную галерею. Подготовленная компьютерная презентация позволяет рассказать учащимся о художнике, написавшем картину, познакомить с другими его работами, дать теоретические сведения, поработать с репродукцией картины  и ее фрагментами. Дети заочно «посещают» искусствоведческий зал, литературный зал, лингвистический зал, творческий зал, при этом поэтапно готовятся к написанию сочинения. Урок-концерт проводился мною в 7-8 классах по темам «Песни военных лет» и «Поэзия военного времени».

      При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я  прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

       Методы и приемы технологии развития критического мышления я использую на своих уроках только второй год, но уже видны результаты: дети стали активнее высказывать свои мысли, они не боятся делать выводы самостоятельно, пытаются выслушать товарища и, если необходимо, делают свои замечания, доказывают свою точку зрения. Все это сказывается и на качестве обучения. Думаю, что данная технология успешно может применяться на любых других уроках.

       И в заключение хотелось бы привести несколько высказываний, являющихся основой ТРКМ:

  • Будущее открыто для тех, кто критически проверяет информацию, выстраивает свои собственные убеждения.
  •  Критическое мышление можно развивать в хорошо и специально организованном учебном процессе, так как обучение — это активная здравомыслящая деятельность.
  • Критическое мышление нуждается во времени, внимании и цели.
  • Знание имеет ценность лишь тогда, когда оно понятное и используется концептуально.
  • Ученики должны научиться задавать вопрос и отвечать на него:

                  • Что я думаю об этом?
                • Как новая информация отвечает тому, что я уже знаю?
                • Что я могу делать иным образом после ознакомления с новой   информацией?
                • Как эта информация влияет на мои взгляды?

       Таким образом, восприятие, понимание, осознание и усвоение учебной информации требует активной умственной работы, в том числе критического мышления. Критическое мышление — это сложный процесс, который начинается с ознакомления с информацией, а заканчивается принятием решения. Критическое мышление проявляется в способности человека самостоятельно анализировать информацию; умении видеть ошибки или логические нарушения в утверждениях разных авторов или партнеров; аргументировать свои мысли, изменять их, когда они неправильные, и отстаивать, если верные; в стремлении к поиску оптимальных и аргументированных решений.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

доклад на  общешкольной родительской конференции...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...