Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
статья (9 класс)
доклад на общешкольной родительской конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_roditeley.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Доклад Бессчастновой С.Н. на общешкольной родительской конференции.
Современные инновационные технологии помогают учителю делать процесс обучения более эффективным, учитывать уровень подготовленности учащихся, их физические и психические возможности, профиль обучения.
Современные образовательные технологии призваны:
- сделать эффективным педагогический процесс обучения и воспитания школьников,
- снизить энергозатраты как со стороны педагогов, так и школьников,
-развивать мотивацию обучаемых за счёт изменения позиции ученика с пассивной на активную,
- вывести процесс управления качеством образования на новый уровень.
В своей практике я опираюсь на внедрение таких технологий, которые направлены на гарантированное достижение намеченных результатов. Выбор технологии в учебной и внеурочной деятельности зависит от целей и задач, поставленных учителем на определённом этапе. Главная же цель использования современных технологий - придание познавательной деятельности на уроке характеристик интереса, активности, мотивированного выбора вариантов решения проблемы.
В формировании познавательного интереса учащихся к предмету приоритетную роль играет использование различных систем и технологий обучения. Чтобы вызвать у учащихся интерес, творческое начало, необходимо сделать урок интересным, нестандартным. В своей работе я применяю целый спектр уроков: уроки-, концерты, диалоги, семинары, форумы, путешествия, дидактические и ролевые игры, интегрированные уроки.
Современные образовательные технологии позволяют мне разрабатывать и реализовать новые формы проведения занятий: виртуальные экскурсии на родину великих писателей, чьё творчество изучается на уроках литературы (Л.Толстого, И.Тургенева, И.Бунина и многих др.), послушать фрагменты музыкальных произведений, имеющих непосредственное отношение к изучаемому художественному произведению (при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов», поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и т.д.), на уроках развития речи познакомиться с творчеством художников, провести экскурсию по картинам.
Школьники овладели навыками составления презентаций по русскому языку и литературе с использованием гиперссылок и анимации. Подготовленные учащимися презентации успешно применяются на уроках, являясь дополнительным материалом к проведению уроков, что вызывает у них чувство удовлетворённости результатами своего труда, развивает мотивацию обучаемых.
Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсе «Медвежонок, занимают призовые места. (Коннова Настя, Романова Елена, Нехаева Надежда)
Мною постоянно ведется научно-исследовательская работа по проблемам русского языка и литературы. Учащиеся 8,9 классов с большим интересом пишут исследовательские проекты и защищают их заседания школьного научного общества ( 2009-2010 учебный год: Ревина Дарья, Егорчев Владимир «Как создать успешное резюме», Романова Елена, Саенко Юлия «Молодежный жаргон») размещают на интернет страницах, участвуют олимпиадах.
Развитие познавательного интереса к изучению литературы и русского языка происходит через внеклассную работу: 50% обучающихся посещают театральную студию на базе нашей школы, являются корреспондентами, операторами, операторами монтажа в Нашем Школьном Телевидении.
Одним из важных видов работы с детьми, на мой взгляд, является научно - исследовательская деятельность.
Исследовательская работа имеет огромное значение, так как:
- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;
- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
- развивает личностные качества ученика;
- влияет на выбор будущей профессии учеников.
Эта работа включает следующие этапы:
выбор темы;
-выявление проблемы исследования
-постановка цели и задач, определение объекта и предмета
исследования;
- сбор информации по проблеме;
выбор методики исследования;
- отбор и структурирование материала в соответствии с темой и
целями;
- оформление проекта;
- защита проекта.
Я выступаю в роли консультанта, оказывая необходимую по мощь на каждом этапе работы. При выборе темы учитываются интересы учащегося - его будущая профессия, желание разобраться в возникшем вопросе, давно привлекающая его личность или творчество какого-то ху дожника и т.д. При этом тема должна быть конкретной, актуальной, выполнимой и оригинальной.
Затем следует основной этап работы - изучение литературных ис точников, изложение различных точек зрения на проблему, раскрытие ос новных положений, оценка полученных результатов.
Большая роль в проектно-исследовательской деятельности принадлежит компьютерным технологиям и Интернету, который обладает колоссальными информационными возможностями для поиска интересных и актуальных сведений.
Использование исследовательского метода изменяет позицию школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а становятся творческими участниками учебного процесса.
Хотелось бы, чтобы многие обучающиеся были вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность. Это принесло бы удовлетворение всем: и им, и их педагогам.
На данный момент созданы следующие учительские и ученические работы: «Крестьянский бунт» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; «Образы Петра Гринева и Маши Мироновой» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; биография А.С. Пушкина «…душа в заветной лире// Мой прах переживет и тленья убежит…»; поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтов; кадры к фильму «Мцыри»; Заочное путешествие «В Тарханы к Лермонтову»; «Театр 19 века»; Н.В.Гоголь «Пороки чиновничества» по комедии «Ревизор»; Россия на рубеже XVIII - XIX веков; серия детских картин по темам: «Мир Лермонтова», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Маленький человек» Н. В. Гоголя и др.
На мой взгляд, результативность урока русского языка понятие относительное. Дело даже не в количестве поднятых рук, а в атмосфере урока: если в глазах виден процесс мысли, если глаза ученика горят, то результат очевиден
Поэтому новые современные технологии должны помогать становлению личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой. Педагогика сотрудничества, демократизация и гуманизация образовательного процесса во многом способствует решению этих задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Современные инновационные технологии на уроках русского языка
Использование современных инновационных технологий на уроках русского языка....
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....
Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...