Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
статья (9 класс)

Бессчастнова Светлана Николаевна

доклад на  общешкольной родительской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_roditeley.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Доклад Бессчастновой С.Н.  на  общешкольной родительской конференции.

        Современные инновационные технологии помогают учителю делать процесс обучения более эффективным, учитывать уровень подготовленности учащихся, их физические и психические возможности, профиль обучения.

        Современные  образовательные технологии  призваны:

         - сделать эффективным педагогический процесс обучения и воспитания школьников,

        - снизить энергозатраты как со стороны педагогов, так и школьников,         

           -развивать мотивацию обучаемых  за счёт изменения позиции ученика  с пассивной на активную,

        - вывести процесс управления качеством образования на новый уровень.

         В своей практике я  опираюсь  на внедрение таких технологий,  которые направлены на гарантированное достижение   намеченных результатов.              Выбор технологии в учебной и внеурочной деятельности зависит от целей и задач, поставленных учителем на определённом этапе. Главная же цель использования современных технологий - придание познавательной деятельности на уроке характеристик интереса, активности, мотивированного выбора вариантов решения проблемы. 

        В формировании познавательного интереса учащихся к предмету приоритетную роль играет использование различных систем и технологий обучения. Чтобы вызвать у учащихся интерес, творческое начало, необходимо сделать урок интересным, нестандартным. В своей работе я  применяю целый спектр уроков: уроки-, концерты, диалоги, семинары, форумы, путешествия, дидактические и ролевые игры, интегрированные уроки.

        Современные образовательные технологии  позволяют мне разрабатывать и реализовать  новые формы  проведения занятий: виртуальные экскурсии на родину великих писателей, чьё   творчество   изучается на уроках литературы (Л.Толстого, И.Тургенева, И.Бунина и многих др.),  послушать фрагменты музыкальных произведений, имеющих непосредственное отношение к изучаемому  художественному  произведению  (при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов», поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и т.д.), на уроках развития речи познакомиться с творчеством художников, провести экскурсию по картинам.

        Школьники овладели навыками составления презентаций по русскому языку и литературе с использованием гиперссылок и анимации.         Подготовленные учащимися презентации успешно применяются на уроках, являясь дополнительным материалом к проведению уроков, что вызывает у  них чувство удовлетворённости  результатами своего труда, развивает мотивацию обучаемых.      

                Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсе «Медвежонок, занимают призовые места. (Коннова Настя, Романова Елена, Нехаева Надежда)

        Мною постоянно ведется научно-исследовательская работа по проблемам русского языка и литературы. Учащиеся  8,9  классов с большим интересом пишут исследовательские проекты и защищают их   заседания школьного научного общества ( 2009-2010 учебный год: Ревина Дарья, Егорчев Владимир  «Как создать успешное резюме»,  Романова Елена, Саенко Юлия «Молодежный жаргон») размещают на интернет страницах, участвуют олимпиадах.

        Развитие познавательного интереса к изучению литературы и русского языка происходит через внеклассную работу: 50% обучающихся посещают театральную студию на базе нашей школы, являются корреспондентами, операторами, операторами  монтажа  в Нашем Школьном Телевидении.

        Одним из важных  видов работы с детьми, на мой взгляд,   является  научно - исследовательская деятельность.

Исследовательская работа имеет огромное значение, так как:

  1. способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;
  2. вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
  3. формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
  4. развивает личностные качества ученика;
  5. влияет на выбор будущей профессии учеников.

Эта работа включает следующие этапы:

выбор темы;

-выявление проблемы исследования

   -постановка  цели  и  задач,   определение  объекта  и  предмета
исследования;

  1. сбор информации по проблеме;

выбор методики исследования;

  1. отбор и структурирование материала в соответствии с темой и

   целями;

  1. оформление проекта;
  2. защита проекта.

                Я выступаю в роли консультанта, оказывая необходимую по мощь на каждом этапе работы. При выборе темы учитываются интересы учащегося - его будущая профессия, желание разобраться в возникшем вопросе, давно привлекающая его личность или творчество какого-то ху дожника и т.д. При этом тема должна быть конкретной, актуальной, выполнимой и оригинальной.

Затем следует основной этап работы - изучение литературных ис точников, изложение различных точек зрения на проблему, раскрытие ос новных положений, оценка полученных результатов.

Большая роль в проектно-исследовательской  деятельности принадлежит компьютерным технологиям и Интернету, который обладает колоссальными информационными возможностями для поиска интересных и актуальных сведений.

Использование исследовательского метода изменяет позицию школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а становятся творческими участниками учебного процесса.

Хотелось бы, чтобы многие обучающиеся  были вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность. Это принесло бы удовлетворение всем:  и им, и их педагогам.      

        На данный момент созданы следующие  учительские и ученические работы: «Крестьянский бунт» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;  «Образы Петра Гринева и Маши Мироновой»  в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; биография  А.С. Пушкина «…душа в заветной лире// Мой прах переживет и тленья убежит…»; поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтов;  кадры к фильму «Мцыри»; Заочное путешествие «В Тарханы к Лермонтову»;  «Театр 19 века»;  Н.В.Гоголь «Пороки чиновничества» по комедии «Ревизор»; Россия на рубеже XVIII - XIX веков; серия детских картин  по темам:  «Мир Лермонтова»,  «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Маленький человек» Н. В. Гоголя и др.

                На мой взгляд, результативность урока русского языка понятие относительное. Дело даже не в количестве поднятых рук, а в атмосфере урока: если в глазах виден процесс мысли, если глаза ученика горят, то результат очевиден

         Поэтому  новые современные технологии должны помогать становлению личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся  в согласии с другими людьми и с  самим собой.  Педагогика сотрудничества, демократизация и гуманизация образовательного процесса во многом способствует решению этих задач.