«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
статья

Пешкина Анастасия Владимировна

Описание опыта  использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_18.03.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

       

Добрый день, уважаемые коллеги!                                                                         Сегодня встречается всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся. Тема моего выступления: «Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты.                        

Цель выступления: показать использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.        Слайд 1-2-3.

Использование нестандартных  методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией.                                                         

Метод развивающей технологии «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

 Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

    Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из  9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, сотавив рассказ по взаимосвязанным изображениям. Слайд 4.

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов. Слайд 5.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора. Он может быть связан со всеми изображениями в кроссенсе.  Способы чтения представлены на слайде. Слайд 6.

Применение кроссенса

Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

- проверка домашнего задания ( с помощью кроссенса рассказать  о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока, постановка цели урока ( найдите связь между изображениями и определите тему урока);

- раскрытие информационного блока темы, поиск  проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);

- организация групповой работы ( составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

- построение структуры урока ( девять элементов кроссенса могут  содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, картами, диаграммами.

Такой прием позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться  от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени – находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на червёртой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой кроссенс. Можно убрать элементы из кроссенса и предложить учащимся самим решить, что должно быть в 5 квадрате.

Слайд 7.

Далее представлены кроссенсы на различные темы.  Слайд 8-9-10-11.

Таким образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Для удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия, как было неоднократно замечено, мозг человека далеко не всегда воспринимает с радостью то, что ему необходимо трудиться. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы, а яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло известность технике составления карт памяти. Или интеллект карта.

Интеллект-карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.    Слайд 12.

Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Использование этого метода способствует:

обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам.

 Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;

Метод интеллект-карта можно использовать на различных формах урока: Слайд 13.

  • изучение нового материала;
  • закрепление материала;
  • обобщение материала;
  • написание сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
  • подготовка проекта, презентации;
  • конспектирование.

Свойства интеллект–карты:

Свойства интеллект–карты представлены на слайде 14.

Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;

Как рисовать Интеллект-карту?Слайд 16-17-18.

Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»

Максимально свободно выражайте свои идеи.

Будьте творческими, яркими, выразительными.

Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.

Стиль

Свой собственный (Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!)

Бумага

Белая (Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.)

А4 или А3 (На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!)

Альбомная ориентация (Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально)

Центральный образ

В центре листа (Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо)

Структура

Радиальная (Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой)

Слова

Ключевые (Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.)

1-2 слова (Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!)

Цвета

Чем больше – тем лучше (Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт.

Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.)

Картинки

Цветные (Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!)

Правила заполнения интеллект- карты

В центре главная идея и главный образ, он должен быть самим ярким и запоминающимся. Добавьте, какую-нибудь картинку или рисунок.

В центре выделяем главный образ

От него буду отходить ветви — идеи и дополнения, здесь вы вольны делать что захотите.

Рисуйте, раскрашивайте, выделяйте ключевые слова. Добавьте рисунки. Ветви живые, а не шаблонные. Они словно щупальца, проникают в мозг и достают от туда новые идеи.

Меньше слов, и больше образов. Мозг плохо понимает целые предложения, сократите их до одного слова или яркого образа.

Важно не использовать больше 7 ответвлений, а то запутаетесь, и карта потеряет смысл.

Пишем по часовой стрелке, т.е. с верхнего правого угла и читаем карту так же.                                                                                                        Обобщая первые шаги экспериментальной  работы по использованию метода интеллект-карт на уроках литературы, можно сделать следующие выводы о его применении: привлекают возможности решать разнообразные задачи (познавательные, информационно-коммуникационные, рефлексивные); позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие  памяти и мышления; сформированность  общеучебных умений – аннотирование, конспектировани); эффективен для  организации коллективной деятельности, работы в   группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку и литературе, использую различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления, проблемно-диалогового обучения, лекционн...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

В презантации представлен опыт работы по применению инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной образовательной школы....