Опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Самойленко Ирина Николаевна

В данной статье представлен опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_samoylenko.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Самойленко И.Н.,  преподаватель ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж»

Опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Использование инновационных технологий в учебном процессе является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.  В своей педагогической деятельности  широко использую технологию проектного обучения, технологию проблемного обучения, технологию дифференцированного обучения, технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Применение интерактивной технологии развития критического мышления через чтение и письмо  позволяет студентам самостоятельно добывать знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, работу в парах, в группах, с текстами через чтение и письмо. В результате, появляется заинтересованность обучающихся в дисциплине, активность на занятиях растет, желающих проявить свои способности становится больше, увеличивается качество знаний. Методика использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо включает три этапа или стадии («Вызов – Осмысление – Рефлексия»). С применением  данной технологии было проведено обучающее мероприятие – открытый урок по теме «Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»». В ходе занятия использовались различные методы и приемы работы: на этапе проверки домашнего задания студенты работали с таблицей, во время актуализации знаний – решали кроссворд, на этапе мотивации присутствовало обсуждение ключевого слова кроссворда, подбор обучающимися ассоциаций, что позволило перейти к сообщению темы и целей занятия. На этапе работы над новой темой студенты в группах анализировали  фрагменты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», работали с кластерами. Происходило осмысление полученной ими информации. Во время рефлексии обучающиеся делали выводы о том, насколько урок был продуктивен и результативен, после – подводили итоги всего занятия. Происходило целостное осмысление, обобщение информации.

Технология проблемного обучения позволяет на уроках создать в сознании студентов под руководством преподавателя проблемные ситуации и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате – творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей, повышение качества обучения. С применением данной технологии проведено обучающее мероприятие – открытый бинарный урок по теме «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского». Использование на занятии данной технологии позволило повысить эффективность обучения, студентам быстро включиться в работу, преподавателю организовать исследовательскую учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Внедрение технологии современного проектного обучения (метода проектов) способствует повышению личной уверенности в успехе каждого участника, развитию в группе навыков коллективной работы, развитию исследовательских умений. Так, с применением данной технологии было проведено внеклассное мероприятие в рамках предметного кружка. Проекты готовились  студентами 1 курса, обучающимся по специальностям «Право и организация социального обеспечения», «Земельно-имущественные отношения».  В процессе работы над проектами обучающиеся занимались исследовательской работой. Цели занятия: систематизация и  обобщение  знаний по теме проекта; выработка навыков и потребностей самостоятельно пополнять свои знания через метод проектов;          развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её; стимулирование развития способностей к самообразованию; воспитание умений слушать, поддерживать чужое мнение.

Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения,  активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс. Это способствует росту качественной успеваемости, сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе, ведет к освоению оптимальных способов самостоятельной деятельности, развитию творческого потенциала каждого обучающегося.

Литература:

1.Железняк Н.Д. Практико-ориентированные технологии и их использование на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival/1september/ru/articles/615655/

2. Карабанова О.Н. Теоретические характеристики современных педагогических технологий // Инновационные педагогические технологии в учебно-познавательном процессе современного образовательного учреждения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014.

3.        Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.:НИИ школьных технологий, Т. 1, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку и литературе, использую различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления, проблемно-диалогового обучения, лекционн...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

В презантации представлен опыт работы по применению инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной образовательной школы....