ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
статья (информатика и икт) по теме

Распопова Светлана Владимировна

Методический материал для учителя информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

Учитель информатики и ИКТ

 МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Распопова Светлана Владимировна

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором школьной дисциплине «Информатика» отводится первостепенная роль. Не случайно одной из четырех междисциплинарных учебных программ является программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

В этой связи надо отметить, что нам, учителям информатики, отводится особая роль. Ведь мы знакомим обучающихся с персональным компьютером не только как с устройством и обучаем работе с ним, но и формируем навыки применения его как инструмента для обучения по всем школьным дисциплинам. Овладение техническими устройствами и работа с ними на всех школьных предметах фактически является фундаментом стандартов второго поколения, а это означает, что происходит информатизация всех сторон школьной жизни.

В процессе преподавания предмета информатика и ИКТ в школе, я отметила, что обучающиеся при изучении различных тем затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. У них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и представлять перед аудиторией, то есть не сформированы должным образом информационные и коммуникативные компетентности. Я поставила перед собой цель найти способ, формы и средства для решения данной проблемы.

За годы работы у меня сложилось стойкое убеждение, что задачей школы являетсясоздание такой атмосферы, которая бы способствовала умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. В таких условиях легченайти в каждом ребенке искорку и развить его таланты, сделать его успешным человеком независимо от полученных отметок и в конечном итоге подготовить выпускников, готовых органично вписаться в современный динамично меняющийся мир.

В процессе решения этой проблемы я в первую очередь использую работу над рефератами, различного рода творческими заданиями и проектами, которая зарекомендовала себя более эффективной. У обучающихся повышается познавательный интерес, они с большей усидчивостью относятся к учебному материалу, быстрее усваивают сложные темы, овладевают навыками: планировать свою деятельность, качественно работать с информацией, самостоятельно принимать решения, проводить рефлексию и предъявлять результаты своего труда перед аудиторией.

В поисках педагогической технологии, которая бы удовлетворяла потребностям ребенка,я остановилась на проектной деятельности. Метод проектов  эффективен  при малом количестве техники в классах сельской школы, очень насыщенным содержанием предмета, а также большой загруженностью детей по другим предметам. Этот метод позволяет ребенку самому решать ту или иную проблему, много самостоятельной работы, что является следствием самых прочных знаний, кроме этого привлекает знания из других школьных дисциплин. Я вижу интерес детей к занятиям, так как они видят результаты своего труда.

Внедрение метода проектов в уроки проходило в течение нескольких лет в 3 этапа: подготовительный, практический и обобщающий, причем второй этап реализовывался за два года. Все начиналось с мини-проектов.

 В 5-7 классах я предлагаю детям творческие задания по различным темам информатики, такие как составление ребусов, кроссвордов, небольших по объему презентаций «Мое хобби», «Моя школа» и другие. Причем эти проекты решаются с помощью компьютерных технологий, а средством этого у ребят формируются информационно-коммуникативные компетентности: умение использовать различные компьютерные программы: графический редактор Paint, текстовые редакторы Блокнот и WordPad, средства создания презентаций в среде MSPowerPoint. В своей работе я не использую полностью практические задания по учебно-методическому комплекту Босовой Л.С., а стараюсь предложить обучающимся выполнять творческие проекты.

В 8-9 классах предлагаю ребятам проекты более сложные по своему исполнению. Например, создать и оформить сборник задач на тему «Измерение информации», творческие проекты «Предыстория и история развития ЭВМ», «Информационный бюллетень», творческий проект «Логотип». В 9 классе при изучении тем, связанных с  Web-дизайном,  я предлагаю ребятам создание страничек для школьного сайта, создание программ в системе программирования TurboPascal и другие. А для обучающихся 10-11 классов работа над проектами еще больше усложняется. Ребята подготавливают электронные тесты по различным темам информатики для того, чтобы ими можно было воспользоваться и обучающимся младшего возраста; создают проекты-стенды, школьную стенгазету, выполняют презентации с использованием видео сюжетов и звукового сопровождения, используютFlesh-технологии для создания анимации и многое другое.

Проектной деятельностью мы занимаемся не только на уроках информатики, но и во внеурочное время на занятиях творческого объединения «Вышивка крестиком +ПК». Несмотря на то, что вышивка крестом один из древнейших видов рукоделия, это ремесло  нашло своих поклонников и среди обучающихся нашей школы.

Для создания схем вышивки используется материал краеведческого характера, который обрабатывается в специальных компьютерных программах, а также задействована вся компьютерная техника кабинета информатики. Обучающиеся общаются не только между собой, проводя время на занятиях в кружке, но и с пользователями сети Интернет, обмениваются опытом с участниками процесса вышивки крестом, приобретают схемы для вышивания, пользуются советами, данными профессионалами; подписываются на рассылку материалов, чтобы быть в курсе всех изменений в мире вышивки; посещают виртуальные тематические выставки.

По результатам  работы  с применением проектного метода обучения могу сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников, особенно в области информационной и коммуникативной компетентностей. Значительно повышается интерес обучающихся к предмету, хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты и участвуют вразличного рода конференциях и выставках.

Решая проблему, обучающиеся учатся думать, а это самое важное. Ведь современный человек должен быть не только эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию в системе знаний, адекватно конкретной ситуации. Использование проектного метода обучения служит достижению основной цели – формированию информационно-коммуникативной компетентности, призванной помочь выпускнику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях.Инновационные методы обучения прочно входят в жизнь школы, поэтому работа в данном направлении продолжается и совершенствуется.

Литература:

1.        Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.

2.        Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...


 

Комментарии

Коваленко Елена Германовна

Светлана Владимировна! Какая Вы молодец! Мне близка Ваша идея - применение прикладного характера информатики для обучения детей, развития их познавательного уровня. Ваш курс "Вышивка крестиком+ПК" - просто находка! Я также использую системно-деятельностный принцип в преподавании, приятно видеть единомышленников. Желаю Вам и Вашим творческим ученикам (у такого педагога, я уверена, именно так) успехов в совместной деятельности.