Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность
статья по теме

Максимова Галина Геннадьевна

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_dlya_pechati.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную  деятельность

Максимова Галина Геннадьевна

учитель ,  ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики Калининского района Санкт-Петербурга


Исследовательская деятельность учащихся является одной из форм креативно -преобразовательной деятельности, способствующей наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Такая форма учебной деятельности всегда интересна, так как открывает возможности для усвоения «знаний в сочетании с практическим ознакомлением учащихся с соответствующими жизненными, природными, техническими и прочими явлениями и предметами, то есть реализуется принцип связи теории с практикой».

"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Исследовательская и проектная  деятельность предоставляет возможность для формирования метапредметных умений и навыков:

  1.  видение и постановка проблемы;
  2.  определение целей исследования и формулировка задач исследования;
  3.  умение сформулировать гипотезу;
  4.  умение планировать экспериментальную часть и свою работу по выполнению эксперимента.

Во время работы над выбранной темой учащиеся реализуют информационную компетенцию ( поиск, анализ, преобразование, отбор, сохранение и передача информации); коммуникативную (совершенствуются навыки взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, осознание своей социальной роли в коллективе); социально-трудовую (в процессе работы учащиеся приобретают определенные навыки социальной активности при выполнении экспериментальной части).
Очень значима для учащихся  ценностно - смысловая компетенция. Она связана с «ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и проступков, принимать решения» .
Включение учащихся в исследовательскую деятельность «позволяет многим из них пробудиться». Мне  часто приходилось наблюдать за детьми в то время, когда вручали награды группе учащихся за победы на региональных  олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах. Я смотрела на них, они были счастливы. А что ощущает ученик, не получивший такого публичного признания? Как ему помочь ощутить себя ярким и творческим, креативным?

В нашей школе сформировалась творческая группа педагогов, с которой и началась целенаправленная работа по включению в исследовательскую и проектную деятельность  учащихся, имеющих невысокие интеллектуальные учебные возможности. Это особая группа учащихся. Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Исследовательская деятельность ученика невозможна без исследовательской деятельности педагога. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта.

Итак, для чего нам нужен проект?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Цель работы нашей группы: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

Хочется выделить наиболее важные задачи, которые ставила перед собой творческая группа:
• развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся;
• развитие организационных, ораторских умений учащихся;
• связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями;
• привлечение к проектной деятельности преподавателей разных дисциплин и учащихся 5-11 классов;
• продолжать работу по системе критериального оценивания учащихся в процессе проектной деятельности.


Процесс реализации ученической исследовательской и проектной  работы в школе можно представить в виде этапов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
1 этап. Выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской работой в интересующей их области . Выбор тем, определение проблем, постановка задач; определение научных консультантов.
2 этап. Индивидуальная работа педагогов с учащимися — исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала,  консультации научных руководителей.
3 этап. Оформление учащимися выполненных исследований. Работают на компьютерах в кабинете информатики школы; рецензии научных руководителей.
4 этап. Итог исследовательской работы — презентации в школе.
5 этап. Районные, городские и региональные научно-практические конференции исследовательских работ старшеклассников.
Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Учебный проект для учащихся  -  это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая  им проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Проект учащимся интересен и значим для них, если результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Учебный проект для учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать  метапредметные  умения и навыки, достигать личностного развития.
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:
1.Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование забытых народных промыслов, исторических архитектурных памятников культуры, техники и предметов быта и т.п)
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнерами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и т.п.)
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
      а) выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
       б) выдвижение гипотез, их решение;
       в) обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.)
        г) обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
         д) сбор, систематизация и анализ полученных данных;
         е) подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
         ж) выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В настоящее время актуальными становятся уроки с использованием интегрированных творческих проектов. Они  нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, важная  сторона проекта.

Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества. При соблюдении всех условий проектной технологии и правильном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на учащегося.  Исследовательская и проектная деятельность  помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности, как решимость и воля при постановке и достижении целей и внедрении собственных инноваций в практику.
Следуя этому правилу, я провела в этом учебном году целый ряд проектов. Прежде всего скажу о наиболее значимом и удачном для меня проекте - "Устное народное творчество". Проект был проведен учащимися седьмого класса для первоклассников. В 7 классе не заканчивается знакомство с устным народным творчеством, и все, что было изучено и усвоено в предыдущие  года, учащиеся вспомнили, использовали различный дополнительный материал, отобрали интересные задания - и вышли с этим материалам к первоклассникам, которые еще только начинают знакомиться с народным творчеством. Каждый самиклассник имел для разработки свою тему: сказки, пословицы, загадки песни, игры. Для них существовала проблема: смогут ли они донести до малышей свои знания и умения. Ребята подготовили очень интересные задания для первоклассников, пели песни, играли в народные игры, загадывали загадки, составили два фильма-сказки. Это был праздник для всех участников. Проект углубил знания семиклассников и вызвал интерес учеников 1 класса. Что особенно было важным в этом проекте, так это то, что преподаватель участвовал наравне с детьми в подготовке проекта, как равноправный коллега.
С учащимися 9 класса мы задумались о роли  книги в нашей жизни.
"Книга - это духовное завещание одного поколения другому...", - писал А.И.Герцен. Книга - это такая вещь, которая с нами всегда и везде, и мы попробовали найти в ней, а вернее - ее истории непрочитанные пока страницы или просто- напросто  тайны! В окружающем нас рукотворном мире, созданном трудом и фантазией человека, нет ничего более таинственного и загадочного, чем книга. Мы вспомнили великие книги и великих книжников, побывали заочно в тех странах и эпохах, которые много чего добавили в книжную биографию... Так был создан проект "Книга через века". Огромный материал был собран и оформлен учениками. Защита проекта проводилась на школьной  конференции.
Коллегами школы на  конференции был представлен фрагмент проекта "Чайная гостиная" "русское чаепитие" с угощением гостей чаем, интересным рассказом в оформленной в русском стиле столовой. А сам проект представляет собой презентацию заявленной темы; он состоит из 7 разделов: история чая, виды чая, технология производства чая, чай и здоровье и фиточаи, чайный этикет, чаепитие в литературе и искусстве, рецепты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ – компетентности учащихся через технологию контекстного обучения.

Современное информационное общество ставит перед образованием задачу подготовки выпускников, способных к самообразованию и саморазвитию, свободному определению себя в профессии, владению различными ср...

Формирование компетентностей учащихся через самоуправление.

Договоримся под компетентностью понимать способность (умение) ученика действовать на основе полученных знаний. В отличие от Знаний, Умений Навыков (ЗУНов) (обеспечивающих действие по аналогии с образц...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....

Формирование экологической компетентности учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий

В современных условиях для большин­ства людей природа — это окружающая среда, разные объекты которой можно использовать для собственного блага, в прагматических целях. Несомненно, та­кое взаимод...

Формирование социальной компетентности учащихся через школьную издательскую деятельность

Проект, которым я руковожу, посвящен подготовке и изданию на базе 525 школы Московского района СПб школьных газет, журналов, информационных буклетов, листовок, программок, брошюр и др. печатной продук...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся через личностно-ориентированный подход на уроках информатики и ИКТ

Работа по развитию учебно-познавательной компетенции поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развитию...