Формирование экологической компетентности учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий
материал по теме

Хайрутдинова Гульшат Рашидовна

 

В современных условиях для большин­ства людей природа — это окружающая среда, разные объекты которой можно использовать для собственного блага, в прагматических целях. Несомненно, та­кое взаимодействие не обладает развива­ющим потенциалом. Я как учитель биологии осознаю, что природа — кон­кретные природные объекты, потребность в общении с которыми испытыва­ет каждый человек, особенно — ребенок.

Надеюсь, что моя работа позволит сформировать экологическую компетентность большинства школьников и будет способствовать повышению качества биологического образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Формирование экологической компетентности учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий

Автор опыта:

Хайрутдинова

Гульшат Рашидовна

                       

                                                   Кайбицкий район  2013

           

СОДЕРЖАНИЕ

I. Условия возникновения и становления опыта

 

 

II. Теоретическое обоснование опыта

                                                     

ΙΙI.Технология опыта                                                                    

IV Применение познавательных задач и

исследовательской деятельности  для формирования  умения воспринимать красоту природы

V. Заключение

VI. Результативность

                                                                         

   

                 

I.  УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

      Я работаю в МБОУ «Большекайбицкая  СОШ»  учителем биологии  10 лет. За время работы в школе я убедилась в том, что формирование экологической компетентности наиболее важная и актуальная проблема в настоящее время. Раньше я связывала биологическое образование, прежде всего, с получением школьниками определённого объёма соответствующих знаний. Однако практика показывает, что в настоящее время,  охватывая фундаментальные отделы биологии, экологии, охраны природы такое образование не всегда  даёт представление о проблемах, которыми живёт наука сегодня. Мало того, накопленные знания, как говорят психологи, чаще всего пассивны.

Для того чтобы  биологическое образование стало  развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника   важно показывать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами,  включение   их в такое взаимодействие.

Изучив технологию индивидуального стиля учебной деятельности,

технологию сотрудничества, проблемного обучения, критического мышления, проектного обучения и др., я поняла, что ни одна теория, изолированно применённая, не решает полностью задачи развивающего обучения и воспитания. Кроме, того, не всякая теория может быть применена в чистом виде любым другим педагогом, кроме автора, создателя этой методики или технологии.

Именно поэтому мой опыт – не открытие нового, а разумное сочетание известных педагогических технологий и приёмов, преломленных через деятельностный подход к учению, т. е усвоение знаний через активную познавательную деятельность учащихся.

Тема моей работы: « Формирование экологической компетентности учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий».

В своей работе я хочу  представить оригинальную модель воспитания учащихся природой - создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно-игровой деятельности.

В современных условиях для большинства людей природа — это окружающая среда, разные объекты которой можно использовать для собственного блага, в прагматических целях. Несомненно, такое взаимодействие не обладает развивающим потенциалом. Я как учитель биологии осознаю, что природа — конкретные природные объекты, потребность в общении с которыми испытывает каждый человек, особенно — ребенок.

Надеюсь, что моя работа позволит сформировать экологическую компетентность большинства школьников и будет способствовать повышению качества биологического образования.

 Ведущей педагогической идеей опыта

 является включение учащихся в активную учебную деятельность на основе сотрудничества как одного из условий психологической комфортности школьника в образовательном процессе, стимулирование творческой активности учеников, создание условий для разных её проявлений на основе обращения к личному опыту ученика

создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника

Трудоемкость опыта заключается в его переосмыслении с позиций самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьника.

   Актуальность опыта  состоит в соответствии целей и задач опыта потребностям современного образовательного процесса, тенденциям общественного развития, поскольку уровень экологической компетентности учащихся низкий. Поэтому важно апробировать новые формы и методы обучения и воспитания для повышения уровня экологической культуры. заключается в создание психологически комфортной среды для каждого ученика, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутив вкус победы над собой.

Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями общеобразовательных школ, независимо от преподаваемой дисциплины.

II.  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Создана обширная учебно-методическая литература по организации со школьниками наблюдений в природе, проведения экскурсий, постановки опытов в “зеленой лаборатории под открытым небом”, в уголках живой природы и т.п. Уделяется место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их участию в общественно-полезном и производительном труде, в сельском хозяйстве.

Однако если раньше учебная и практическая работа учащихся носила в известной мере влияние духа “покорения” природы, стремления “бороться с ее силами”, неудержимого использования ее богатств как “неисчерпаемой кладовой”, то с позиции современного понимания культуры отношения к природе эти ошибки не должны повториться.

В последнее время все больше усиливается  природоохранительный аспект школьного образования и воспитания: издаются законы об охране природы, ширится положительный опыт школ по охране природы. Его характерные черты: общественно-полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству ее богатств; обусловленность содержания деятельности местными природными условиями и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип); взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм ее организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий учащихся (кружки, добровольные общества, ученические бригады, клубы, лагеря и т.д.); развития творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно-полезных дел; осознание их общественной ценности и значимости; взаимосвязи с формами эстетического, трудового и других воспитаний.

Возникает необходимость подводить учащихся к осознанию своего места в природе как ее составной части. В этой связи необходимо как можно более раннее развитие добрых, положительных чувств ребенка ко всему живому и вместе с тем пробуждения его ощущения в ценности собственной жизни, ее уникальности и причастности к окружающему миру.

Гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности школьников по улучшению природы родного края, созидание, а не потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.

Цель опыта: создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации  внутреннего творческого потенциала школьника,

средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно- исследовательской деятельности личностно-ориентированного обучения

 Задачи.

1. Формирование интереса к родному краю, осведомлённости о его экологических проблемах.

2.Развитие у учащихся познавательной сферы через развитие психофизиологических свойств.

3. Обучение  детей получению  знаний с опорой на свои индивидуальные особенности и возможности.

4. Формирование умений и навыков исследовательской и опытнической работы.

5. Формирование основ знаний о том, как люди взаимодействуют с природой.

6.Формирование опыта участия и опыта использования приобретённых знаний и навыков для осуществления  позитивных мероприятий , направленных на решение вопросов и проблем, связанных с охраной окружающей среды.

III.  ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Сущность опыта заключается в пересмотре привычных форм и содержания обучения.

 Я считаю что,  биологические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из моих учеников станет биологом, но каждому придётся принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Моя задача -  показать учащимся значимость биологических и экологических  знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни. Ведь, чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать её из разных источников и применять полученные знания в повседневной жизни.

Главную роль я отвожу на уроках и внеклассных мероприятиях взаимодействию учеников с природными объектами.

В современном биологическом образовании именно непосредственное взаимодействие с конкретными природными объектами должно реализовать свой развивающий потенциал.

Достижение этого возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится постоянно решать в процессе подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Взаимодействие школьников с природой  я организую  как в естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся экскурсии, экологические акции, операции, работа на учебно- опытном участке, проектирование и создание учебных экологических троп. В "искусственных" условиях — живые экспозиции и уголки, искусственно созданные природные ландшафты, оранжереи, а также общение с домашними животными.

Деятельность ребят, организуемая  на уроках и внеклассных мероприятиях, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.

Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края

Экологически культурная личность должна обладать  развитым  мышлением, то есть уметь правильно анализировать  и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Развитию мышления учащихся на моих уроках помогает применение современных педагогических технологий.

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе преподавания  биологии.

          Введение новых педагогических технологий диктуется необходимостью обновления содержания образования. Педагогические технологии, используемые в школе, решают задачу максимального стимулирования мыслительных процессов  у учащихся, формирование навыка рефлексии, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Для реализации поставленной цели, я использую следующие педагогические технологии.

Образовательные технологии

Традиционные

Современные технологии

объяснительно-иллюстративные;

технологии проблемного обучения;


дифференцированное обучение;




         - технология личностно-ориентированного обучения, индивидуального стиля учебной деятельности

 - модульное обучение;

- информационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии( применение элементов психологических тренингов, в результате которых повышается Я- концепция учеников)

- технология критического мышления;

- технология проектного обучения.



      При отборе технологий использую следующие принципы:

сотрудничество;

диалогичность;

деятельностно-творческий характер;

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

предоставление ребенку свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения и поведения;

сотворчества учителя и учащихся.

VI.  Применение познавательных задач, исследовательской деятельности  для формирования умения воспринимать красоту природы.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

 Я работаю с подростками  и старшими школьниками, поэтому на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, исследовательская деятельность в рамках программы «Здоровье моей школы» , проекта

« Экологический мониторинг"

В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступают  любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение).Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества. Именно в это  время  важно  перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.

В предпочтениях одних дел другим, как и в оценках красоты природных явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно, что результаты работы будут успешнее, когда она тесно связана не только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью, и тем самым – с их избирательными, сознательными, индивидуальными связями с природой.

                                                    V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

VI.  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

 

1.Качество знаний по биологии.

2010-2011 уч.год   58%

2011-2012 уч год   61%

2012-2013 уч.год

Качество знаний

по итогам 1 четверти   54%

по итогам 2 четверти  60%

2.Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах.

Показателем результативности моей работы по формированию познавательного интереса у учащихся является и то, что ученики участвуют в  районных олимпиадах и конкурсах и показывают хорошие результаты.

№ п\п

Учебный год.

Наименование олимпиады

Ф.И.

Класс

Уровень

Статус

1.

2010-2011

Всероссийская олимпиада школьников

Сагдиева Л

11

Муниципальный

1 место

2

2010-2011

Всероссийская олимпиада школьников

Сагдиева Л

11

Региональный

Участник

3.

2010-2011

КНИТУ «Будущее    большой химии»

Вадигуллин Р

11

Межрегиональный

1

4.

2010-2011

КНИТУ «Будущее    большой химии

Гарифуллина Г

11

Межрегиональный

1

5.

2010-2011

КНИТУ «Будущее    большой химии

Яруллина М

10

Межрегиональный

1

6.

2010-2011

КНИТУ «Будущее    большой химии

Гатауллина А

11

Межрегиональный

1

7

2010-2011

КНИТУ «Будущее    большой химии

Рахматуллин А

11

Межрегиональный

1

8

2010-2011

КНИТУ «Будущее    большой химии

Хайрутдинова Р

11

Межрегиональный

3

9

2011-2012

Межрегиональные предметные олимпиады КФУ

Миннуллина А

11

Межрегиональный

Участник очного тура

10

2011-2012

Межрегиональные предметные олимпиады КФУ

Мухитова И

11

Межрегиональный

Участник очного тура

11

2011-2012

Межрегиональные предметные олимпиады КФУ

Билалов А

9

Межрегиональный

Участник очного тура

12

2012-2013

Всероссийская олимпиада школьников

Багавиева Я

10

Муниципальный

1

13

2012-2013

Всероссийская олимпиада школьников

Багавиева Я

10

Региональный

участие

14

2012-2013

КНИТУ «Будущее    большой химии

Шарафиева Г

9

Межрегиональный

3

15

2012-2013

КНИТУ «Будущее    большой химии

Багавиева Я

10

Межрегиональный

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность

Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию  нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием лично...

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Формирование экологической компетентности школьников через интеграцию общего и дополнительного образования

Данная презентация является иллюстративным материалом к выступлению на Невинномысском городском педагогическом фестивале "Содружество - 2013" учителя биологии гимназии №10 ЛИК высшей квалификационной ...

Доклад-презентация ""Формирование экологических компетентностей обучаемых, через содержание естественно - научного образования"

Данная работа является творческим отчетом учителя биологии, потому что общеобразовательная школа является начальным звеном в развитии компетентностей обучающихся, где одной из главных является экологи...

ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.

Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...

Формирование экологической культуры обучающихся через систему уроков русского языка

Судьба нашей страны, судьба всего человечества сегодня зависит от решения проблемы окружающей среды, проблемы сохранения мира. И именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подр...