Главные вкладки

    Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся через личностно-ориентированный подход на уроках информатики и ИКТ
    статья по информатике и икт на тему

    Работа по развитию учебно-познавательной компетенции поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развитию своих способностей и использованию их в общении с соучениками и учителем, как в школе, так и в дальнейшей жизни за рамками школьного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tezisy_vystupleniya_ispravlennoe.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся через личностно-ориентированный подход на уроках информатики и ИКТ

    никакая внешне предлагаемая информация

    не может быть перенесена внутрь его,

    если у школьника нет соответствующей

    мотивации и личностно значимых

    образовательных процессов.

    А.В.Хуторской

    В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

    Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом».

    Учебно-познавательная компетенция (УПК) является одной из важнейшей компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Степень сформированности УПК иногда в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося.

    Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

    В своей деятельности для развития учебно-познавательной компетенции я использую личностно-ориентированный подход.

    Личностно-ориентированный подход - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

    В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение.

    В своей педагогической деятельности я регулярно использую технологию разноуровневого обучения.  Теоретическое обоснование данной технологии основывается на том, что способности ребенка зависят от времени, необходимому ему для усвоения учебного материала. Руководствуясь данным принципом можно выделить следующие категории обучающихся:

    - малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

    - талантливые, которым по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

    - учащиеся, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

    Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить  освоение базисного ядра учебной программы. Для этого в нашей школе проводится уровневая дифференциация, по результатам которой формируются классы различных профилей: физико-математического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и универсального. Однако подобное деление не всегда обеспечивает положительный результат обучения, поэтому в среднем звене необходима внутриклассная дифференциация, проводимая посредством отбора групп для обучения на разных уровнях.

    Для развития учебно-познавательной компетенции у малоспособных школьников целесообразно применять индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседования), программированное обучение (каждый работает в своем темпе).

    Развитие учебно-познавательной компетенции талантливых обучающихся осуществляется через проектную деятельность, использование ЦОР и Интернет-ресурсов, учебно-исследовательскую работу, профильное обучение.

    Проектная деятельность организуется таким образом, чтобы школьник мог самостоятельно выбрать наиболее близкую ему тему, сформулировать цель, спланировать темп выполнения работы, произвести систематизацию и анализ информации, представить результаты проделанной работы.

    ЦОР являются мощным средством индивидуализации обучения. Работа с мультимедийной информацией формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. ЦОР применяются как на учебных занятиях для изучения нового материала или закрепления изученного, так и для самообразования (самостоятельное изучение темы, подготовка докладов, поиск информации при подготовке проекта).

    Интернет-ресурсы используются для поиска информации при подготовке творческих работ, проектов, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий. Интернет дает возможность талантливым обучающимся принимать участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, играх всероссийского уровня.

    Для развития учебно-познавательной компетенции у всех школьников использование тестовые системы контроля. Данная технология позволяет проследить динамику результатов каждого обучающегося в отдельности, устранить выявленные пробелы в его знаниях, умениях и навыках, произвести работу над ошибками. Используемая мной на уроках тестирующая система MyTest позволяет обучающимся выбирать тесты разных уровней сложности, проводить тестирование в режиме обучения, анализировать полученные результаты, проводить работу над ошибками.

    Особое внимание в процессе развития учебно-познавательной компетенции следует уделить профильному обучению. Профильная подготовка развивает творческие способности обучающихся, дает возможность для реализации первых профессиональных проб и, как следствие, способствует осознанному профессиональному выбору. За время работы в профильных классах мной были разработаны и реализованы модифицированные программы элективных учебных предметов «Секреты программирования» для 10 класса информационно-технологического профиля, «Практикум по информатике», «Школьный сайт»  для 11 класса информационно-технологического профиля.

    С целью развития творческой инициативы и организации интеллектуального досуга учащихся в области информационных технологий с 2011/2012 учебного года на базе информационно-технологического класса реализую Комплексную образовательную программу «Школьный университет», направленную на профессиональное самоопределение. Данная программа знакомит обучающихся с направлением  «Компьютерный дизайн», по итогам 2011/2012 учебного года ее  успешно освоили  24 обучающихся.

    В основу этой образовательной программы положено формирование общеучебных действий и ИКТ-компетенций учащихся. Обучение ведется по электронному учебнику, в котором собрана теоретическая информация, яркие примеры, интерактивные тесты, неординарные задания.

    Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы. Наряду с индивидуальной широко применялась и групповая работа, преимущественно в проектной форме. В задачи учителя входит создание условий для согласования понятий, которые будут использованы учащимися в конструировании авторских разработок. Выполнение проекта завершается защитой результата с последующей самооценкой.

    Основной тип занятий — практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

    Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. Алгоритм выполнения задания прописан в упражнениях интерактивного электронного учебника. В ходе выполнения упражнения встроенная справочная система  позволяет оперативно получать дополнительную информацию.

    Раздел «Задачник» содержит задания разного уровня сложности для самостоятельного выполнения, направленные на формирование умений, необходимых для выполнения технической задачи на соответствующем минимальном уровне планируемого результата обучения. Тренинг завершается переходом на новый уровень обучения — выполнением учащимися комплексной творческой работы по созданию определённого образовательного продукта.

    Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию flash-фильмов. Защита проектов создаёт благоприятные предпосылки для самостоятельной оценки проделанной работы.

    Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа по развитию учебно-познавательной компетенции обучающихся через личностно-ориентированный подход приносит положительные результаты. Организация разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентируемых на их личность, развитие их мотивации, познавательных интересов, способностей, организация их самостоятельной деятельности позволяет школьникам регулярно принимать участие и показывать стабильные результаты в интеллектуальных мероприятиях различных уровней.

    • Международная Олимпиада по основам наук УРФО (информатика) 2010/2011 г.г. – 12/15 участников из них: 1 обладатель диплома I степени, 1 – диплома II степени.
    • Интеллектуальная игра-конкурс «Инфознайка» 2011/2012 г.г. – 5/35 участников, 2 победителя.
    • Всероссийский игровой конкурс «КИТ» 2009/2010 г. – 111/115 участников, 3 победителя.  
    • Муниципальный этап окружного конкурса творческих работ «Осторожно, огонь!», номинация «Социальный видеоролик» I место, Семенов В., Суринов А., Широбоков Е., 2011 г.
    • Районный сетевой интеллектуальный марафон по информатике и ИКТ – диплом I степени команда «Смайл» (8-9 классы), призер конкурса эмблем, 2012 г., II место команда «Смайл», II место команда «Пятак» в конкурсе эмблем в 2011 г.
    • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике диплом «За нестандартный подход в решении олимпиадных задач» Распопов Н., 2010 г., 2011 г.

    По данным мониторинга учебных результатов, при 100% стабильной успеваемости, качество обучения учащихся по информатике за последние три учебных года в среднем составляет 75,8% (2009/2010 уч. год – 76,3%, 2010/2011 уч. год – 73,1%, 2011/2012 уч. год – 78,1%).

    Выпускники 11 классов ежегодно сдают ЕГЭ по информатике: в 2010 г. (5 обучающихся) средний балл – 72,6; в 2011 г. (12 обучающихся) средний балл – 69; в 2012 г. (13 обучающихся) средний балл – 69. Выпускники 9 классов регулярно выбирают экзамен по информатике и показывают следующие результаты: 2009 г. (35 обучающихся) качество 48,6%; 2010 г. (36 обучающихся) качество 36,1%; 2011 г. (19 обучающихся) качество 47,4%.

    Считаю, что подобная работа по развитию учебно-познавательной компетенции поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развитию своих способностей и использованию их в общении с соучениками и учителем, как в школе, так и в дальнейшей жизни за рамками школьного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личностно-ориентированная модель коммуникации на уроках информатики

    личностно-ориентированное обучение, интегрированные уроки...

    Влияние использования ИКТ на развитие интереса к географии через личностно-ориентированный подход

    Влияние использования ИКТ на развитие интереса к географии через личностно-ориентированный подход...

    Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

    В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

    Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход

    Исследовательская работа по теме Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход...

    Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход

    Исследовательская работа по теме Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход...

    Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

    Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...