Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
статья

Каймонова Эмма Петровна

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_lichnostno.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Освоение личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.

Цель: Рассмотреть методы, приемы и формы работы, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы.

Содержание:

I.Личностно-ориентированный подход как способ воздействия на развитие индивидуальных качеств школьника.

II.Методы и приемы, позволяющие реализовать личностно-ориентированный подход.

  1. Ситуации, повышающие активизацию учебной деятельности
  2. Проектная деятельность
  3. Разноуровневая дифференциация
  4. Проблемное обучение

III.Заключение.

I. Современное общество требует от человека быть свободной, развитой, образованной личностью, способной жить и творить в постоянно меняющемся мире. А это возможно только при определенном подходе к образованию и воспитанию. Психологи отмечают, что нынешний ученик прагматичен, независим, раскрепощен. Поэтому модернизация образования предполагает не только обучать, но и способствовать развитию личностных особенностей ребенка. В этом может помочь личностно-ориентированный подход в обучении.

Личностно-ориентированный подход направлен на создание психолого-педагогических условий, которые помогут в каждом ребенке «увидеть» индивидуальные особенности. Исходя из этого,  задача учителя состоит в том, чтобы найти те методы, приемы и формы работы, которые дадут возможность проявить ребенку собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Как эффективно построить урок, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка, находящегося в классе? Какие методы и приемы могут помочь в этом?

II. 1. Чтобы активизировать учебную деятельность на уроке, я создаю ситуацию удивления, новизны, которая в свою очередь служит источником желания работать, отвечать на вопросы, решать поставленные задачи. Интегрированный урок – действенный прием для повышения учебной деятельности за счет нестандартной формы построения.

Приведу пример интегрированного урока литературы в 7 классе.

Интегрированный открытый урок по теме «Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь» с привлечением музыки Ф. Шуберта.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с литературным произведением и музыкальным;
  • Учить чувствовать «настроение» музыки, сопоставлять с содержанием литературного произведения.
  • Воспитывать любовь к величайшим произведениям искусства.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели.

3.Беседа по вопросам:

 - На прошлом уроке, ребята, мы проходили балладу как жанр. Находили признаки баллады в произведении, переведенным Жуковским «Кубок».

 - Расскажите о Жуковском.

 - Чьи произведения он переводил?

 - Вспомним признаки баллады и разновидности этого жанра.

 - Что такое баллада? (Это лироэпическое произведение, которое имеет сюжет и историческое и героическое содержание)

-Можно ли математической формулой отразить определение баллады?

4.Баллада = (эпос +лирика)+ (мифы, романы)* таинственность.

 - Как вы думаете, почему ребенок является одним из героев баллады?

5.Слово учителя

Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, её тайную жизнь. Гете - поэт, который написал балладу «Лесной царь» - один из поэтов, который умел «видеть». А для того, чтобы «видеть», нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку.

«Лесной царь»- страшная сказка, построенная на видениях, ощущениях. Красоте и страхе ребенка.

 - Кто перевел балладу?

6.Показ презентации баллады.

7.Беседа о прочитанном.

-Докажите, что это баллада? (Это произведение лироэпического содержания. От эпоса: сюжет, реальные и вымышленные герои; от лирики: стихотворная форма и чувства героев)

 - Что лежит в основе баллады? (Запоздалый всадник с больным сыном на руках мчится по лесу, стремясь спасти жизнь ему).

-Обратите внимание, что автор не указывает, кому принадлежит каждая реплика и к кому она обращена. Эту функцию выполняют обращения. Найдите их в тексте.

«родимый» - сына к отцу

«младенец» - лесного царя к мальчику

«мой младенец» - отца к сыну

 - С помощью каких знаков препинания автор подчеркивает трагичность развязки, её неожиданность?

 - Какое время глаголов в начале последней строфы и в конце? (настоящее – прошедшее)

 - Какова из особенностей баллады присутствует и в этом произведении? (Сочетание реального и фантастического (таинственность)).

Реальный мир: темные ветви, ночная глубина, ездок, старик и др.

Фантастические: лесной царь, золотые одежды, жемчужные струи и др.

(Ученики выписывают сами).

-Куда можно отнести мальчика? (Образ мальчика представлен автором как трагический, между реальным и нереальным, рожденным больным воображением. Мальчик рассказывает отцу о коварном лесном властелине. Он старается найти у отца поддержку. Однако царь – таинственная сила «в темной короне с густой бородой» только для мальчика – отец видит только туман или ветер.

-Обратите внимание, что для ребенка, что он видит и слышит – жизнь, а для отца – нереально. Ребенок все время просит, чтобы отец дал ему правильный и вразумительный ответ.

-Как вы думаете, а в жизни может получиться так, что взрослый человек не понимает вымышленный мир ребенка? Подтвердите примерами из своей жизни.

 - А как представлен образ лесного царя? (Это фантастический образ. Ему принадлежит все прекрасное: побережья, жемчужные струи и др.)

Вывод: все созданные образы в балладе наделены яркими чертами. У них свои характеры, поступки, устремления, чувства.

 - Какие слова проявляют эмоциональное состояние героев?

Дитя: «мне душно, нечем дышать»

«издрогнув, приник»

«тоскует, кричит»

Старик: «держит и греет»

«скачет и мчится»

«погоняет, летит»

Царь: «перлы и радость сулит»

«в глаза сверкнул»

«пленился красотой»

8.Предварительна я работа перед чтением.

Чтобы прочитать балладу, необходимо суметь «сыграть» 3 роли при прочтении, «погрузиться» самому в мир баллады. В этом помогает музыка.

В 1815 году это стихотворение произвело необычайное впечатление на известного 18-летнего немецкого композитора Ф.Шуберта. Музыка возникла в едином могучем порыве вдохновения.

«Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате. Читал вслух «Лесного царя». Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда композитор встал, великолепная баллада была закончена». Так мастерством двух гениев был создан признанный шедевр. Шуберт не только сумел уловить каждое движение мысли поэта, но и привнести новое в содержание. В мировой музыкальной литературе трудно сыскать другой пример того, как звуками нарисована нестерпимо яркая картина жизни, ошеломляющая пластичной объемностью и правдивостью.

9.Прослушивание музыки.

10.Сравнительная характеристика, данная Гете своим героям, и музыкальная характеристика Шуберта.

Вывод: Привлечение музыкального произведения позволяет лучше понять замысел художественного произведения, что способствует лучше понять образы героев и выразительно прочитать текст.

11.Выразительное чтение баллады.

12.Домашнее задание: нарисовать рисунок к балладе.

Классный час «Три поры осени», разработанный на основе стихотворных произведений известных авторов и произведений живописи великих художников.

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/06/19/klassnyy-chas-tri-pory-oseni

II. 2. Форма работы, позволяющая проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации, - это проектная деятельность

Приоритет проектного обучения отдается самостоятельной работе в группах или индивидуально. Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.

Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.

Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

  • интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск  информации, анализировать информацию, делать выводы);
  • творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);
  • коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

В пример приведу работу ученицы 5 класса, представленную на научно-практической конференции:

http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/2014/06/12/toponimy-angarska-i-angarskogo-rayona 

II. 3. В силу того, что развитие детей происходит неравномерно, у каждого учащегося есть индивидуальные особенности, учесть которые невозможно при наполняемости класса в 30 человек и традиционном подходе к преподаванию русского языка и литературы.

Использование разноуровневой дифференциации на уроках русского языка  для проверки ЗУНов особенно эффективно. Контрольная работа, рассчитанная на уровень конкретного ученика, разрабатывается в соответствии со стандартом образования по предмету. Она позволяет создать ситуацию успеха даже у самых слабых и неуверенных в себе учащихся.

Конечно, не всегда удается избежать отрицательных отметок за контрольную работу, но данный подход снимает необходимость снижать общий уровень преподавания, повышать учебную мотивацию.

Разноуровневая дифференцированная контрольная работа по теме «Лексика» в 5 классе

Уровень С (базовый стандарт, его должны уметь выполнять все ученики)

Задание 1

Используя школьный словарь, выпишите толкование слова партер.

Задание 2

Напишите определение терминов:

Антонимы –

Синонимы –

Неологизмы –

Омонимы –

Задание 3

Запишите предложения. Подчеркните неологизмы и архаизмы.

Городовой посмотрел на мальчика недоброжелательно.

Один как перст.

Дворецкий открыл мне дверь.

Моя мама – менеджер по продажам.

Что такое смартфон?

Задание 4

Замените фразеологизмы синонимами:

За тридевять земель –

Золотые руки

Запишите предложения с фразеологизмами.

Задание 5

Подберите антонимы к словам:  холодный, высокий, тяжелый, широкий, ранний, утро, всегда.

Задание 6

Найдите диалектные слова, подчеркните их.

Что ты тут мне сказки баишь?

Звонко поет кочет.

Надень тот гашник.

Что они обозначают?

Уровень В (рассчитан на «среднего» ученика)

Задание 1

Используя школьный толковый словарь, выпишите толкование слова аккорд.

Задание 2

Определите и запишите слова, опираясь на лексическое значение:

Знаки для обозначения звуков –

Очень большой –

Часть слова без окончания –

Слова противоположные по значению –

Задание 3

Замените фразеологизмы синонимами:

Задирать нос –

Как снег на голову –

Рукой подать –

Задание 4

Выпишите слова, употребленные в переносном значении:

В саду горит костер рябины красной.

Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

Задание 5

Выпишите синонимы из предложений

Кругом, покорив все своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

Задание 6

Подберите антонимы к словам.

Друг, холодный, любить, ночь, редкий, много.

Задание 7

Найдите третье «лишнее»

Телевизор, телеграф, приемник

Футбол, хоккей, счет

Уровень А (задания повышенного уровня трудности, носят творческий характер)

Задание 1

Запишите антонимы к прилагательным, учитывая их ЛЗ

1).свежий ветер –

свежая газета –

свежий взгляд –

свежий хлеб –

2).тупой угол –

тупой человек –

тупой взгляд –

тупая боль –

Задание 2

Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите предложение:

Проливать слезы –

Бить баклуши –

Задание 3

В каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.

Волчья нора – волчий аппетит

Каменный дом – каменное сердце

Задание 4

Спишите, укажите, какой частью речи являются слова-антонимы.

Корень учения горек, а плод – сладок. Добрая слава лежит, а худая бежит. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Задание 5

Запишите по памяти любой отрывок из стихотворения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

II. 4. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей происходит в результате создания проблемных ситуаций на уроке. Она разрешается с помощью активной самостоятельной деятельности учащихся.

Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Деятельность учеников состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

Как создать проблемную ситуацию?

  • Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • Сталкивает противоречия практической деятельности;
  • Предлагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Ставит конкретные вопросы;
  • Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • Побуждает учеников сравнивать, обобщать, делать выводы, сопоставлять факты.

Для реализации проблемного обучения необходим личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность ребенка.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Фрагмент урока литературы в 8 классе.  К.Г.Паустовский «Телеграмма».

 - Ребята,  что такое телеграмма? (Заслушиваются ответы учеников). Предлагается точный ответ: Телеграмма – срочное сообщение, переданное по телеграфу.

 - В каких случаях мы пользуемся этим видом связи? (Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды).

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Паустовского «Телеграмма». Почему так писатель озаглавил свое произведение? Какой смысл внес в него? На этот вопрос мы должны дать ответ после прочтения и анализа рассказа.

III. Используя вышеперечисленные методы, приемы и формы в обучении, реализую личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Учебный материал обеспечивает и позволяет выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения занятиями. Все это помогает развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.

Литература.

  1. Библиографическое описание: Филиппова О. А. Технологии педагогических мастерских в рамках личностно-ориентированного образования [Текст] / О. А. Филиппова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 615-617.
  2. http://www.moluch.ru/archive/51/6475
  3. http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/proektnaja-dejatelnost-na-urokah-ruskogo-jazyka.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты ...

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В настоящей работе предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка на основе технологии проблемного обучения, составленного по схеме В.Д. Шадрикова (см. в методике оценки ...

конспект урока литературы в 8 классе по повести Пушкина "Капитанская дочка" с использованием технологии проблемного обучения и личностно ориентированного подхода на тему "Милосердие"

в разработке дан материал для урока по анализу главы "Вожатый" повести А.С.Пушкина "Капианская дочка". Урок разработан с использованием технологии проблемного обучения и личностоно...