конспект урока литературы в 8 классе по повести Пушкина "Капитанская дочка" с использованием технологии проблемного обучения и личностно ориентированного подхода на тему "Милосердие"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Харитонова Ольга Анатольевна

в разработке дан материал для урока по анализу главы "Вожатый" повести А.С.Пушкина "Капианская дочка". Урок разработан с использованием технологии проблемного обучения и личностоно-ориентированного подхода 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lichnostno-orientirovannoy_tehnologii.odt16.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека»
(По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

          Тема милосердия на страницах повести.


Анализ сцены бурана из II главы «Вожатый».


Анализ сцены бурана из II главы «Вожатый».

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;

о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.
2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие гордыни и деспотизма во всех проявлениях.
3.Углубление понимания идейно-художественного богатства повести,умение приблизиться к разгадке замысла автора.

Задачи: 1.Выявить значение главы «Вожатый» в композиционной структуре повести и ее

        роль в воплощении идейно-художественного замысла всей повести.

2.Рассмотреть существенные черты характеров 2-ух главных героев - Гринёва и Пугачева.

3.Расширить и обогатить словарный запас учащихся.

Технологии: 1)Личностно-ориентированное обучение;

2)Технология проблемного обучения;
3)Технология критического мышления;

Тип урока:  Интегрированный.

Оборудование: 1) Музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского «Зимняя

дорога».
2) Презентация к повести «Капитанская дочка».
3) Текст произведения.
4) Словарь русского языка С.И Ожегова .

Эпиграфы к уроку (на доске): 1. … И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые
Я лирой пробуждал...
(А.С.Пушкин «Памятник»)

2. Одна из важнейших христианских добродетелей есть милосердие телесное и духовное. Духовное-это отвращение грешника от заблуждения; неведающего научить истине,добру; не отвечать на зло злом; подать ближнему добрый совет в затруднении и опасности , молиться за него Богу.

                    (Библейская энциклопедия)




Ход урока:
        I.Оргмомент;

II. Слово учителя:

Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари...

                                         (А.С Пушкин «Была пора...»)

III. Фонограмма музыки П.И.Чайковского «Зимняя дорога»,сопровождающаяся чтением стихотворения А.С.Пушкина «Бесы»

IV. Беседа с классом.

- Сюжет этого стихотворения,написанного приблизительно за год до начала работы над «Капитанской дочкой», практически точь-в-точь повторяет сюжет II главы повести, разговором ,которым мы сегодня и займемся на уроке.
- Насколько это не случайно и почему?

                                                                                                                                                 

(Заблудившиеся путники «средь заснеженных равнин» не могут найти дорогу;

все было «мрак и вихорь»- а  это уже слова из «Капитанской дочки»)

-Чтение сцены бурана
 
 Обратим внимание на ясность , точность и выразительность языка Пушкина.
- В описании бурана 3 объекта. Какие?

                  Небо

Ветер
Снег

- Каждый объект меняется по мере того, как усиливается буран. У вас было д/з- показать эти объекты в развитии.
-Итак,как изменяется     небо?

                                          ветер?    (ответы по рядам)              
                                         снег?

-Какой же можно сделать вывод?
 (
Каждый объект меняется ,и в результате получается яркая картина бурана в развитии. Темп нагнетается ,и таким образом , ПЕЙЗАЖ становится одним из средств в построении сюжета : он стал причиной того ,что кибитка Гринева сбилась с пути)

-Зачем же автор «посылает» Гриневу это стихийное бедствие?
(Это его переживание ,это своеобразный «ввод» героя в дальнейшие страшные ,трагические события ,в которых ему предстоит однажды сделать свой выбор , т.е его дальнейшее испытание на честь и человеческое достоинство).      

Продолжение фонограммы

-Но буран не утихает , и в этой снежной круговерти появляется еще один герой:    

                                          «волк или человек»,-по словам ямщика.
                                                          (слова на доске)

- Кто же это? Как называется глава?

«ВОЖАТЫЙ»

-Найдите портрет героя
-Какое впечатление он производит?
(
ВОЖАТЫЙ-единственный человек , который не испугался бурана , не пал духом...Он стоял на твердой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору , проявив смелость и умение ориентироваться)

-Как он появился?
(
«и в мутном кружении метели»)

-Что же,по-вашему,символизирует эта снежная буря?

(Это предсказание той социальной бури ,народного восстания ,разгулявшейся стихии, которая столкнет этих героев еще раз,но тогда уже Гринев предстанет перед Пугачевым как главарем народной массы. Это выражение могучей силы народного мятежа.)
-Так кто же он? Волк или человек?
-Подберите однокоренные слова к слову «вожатый»?
(
вожак,вождь,водит,ведет)

-То есть тот, кто ведет за собой (народные массы),но и тот , кого «выводит» автор теперь на основную сцену.
-Так в чем же еще заключается значение этой сцены?
(Это завязка сюжетной линии - Гринев-Пугачев)
- М.Цветаева , великий русский поэт, так отозвалась о повести : «В моей «Капитанской дочке» не было никакой капитанской дочки; до того не было , что и сейчас я произношу название механически , как бы в одно слово , без всякого капитана и без всякой дочки , говорю: «капитанская дочка»,а думаю: «Пугачев»
 С этого момента в повести появляется второй, не менее значимый герой,-Пугачев.

-Обратимся вновь к повести со слов «Где же вожатый?»
-Что поразило вас больше всего в его внешности? (глаза)
-Какие они?
(
«живые , большие , полные лукавства»)
-Как вы к нему относитесь в этой сцене? Он такой же как и в сцене бурана? (нет)

Ваши мнения разделились , и это не случайно,Пугачев-сложная,противоречивая фигура. С его появлением в повести возникает тревожная , загадочная атмосфера. В нем уживаются великодушие и жестокость , лукавство и прямота , желание подчинить себе человека и помочь ему . Он может страшно хмуриться и добродушно улыбаться.  

Чтение отзыва Цветаевой.

-Но есть что-то еще такое в этой сцене,что заставляет нас вернуться к ней и перечитать заново ? («брат»)
-Что значит это обращение?Обратимся к словарю Ожегова : здесь находим 3 значения этого слова .
-Какое из них подходит? -Никакое!
-Почему?
(
Значит Пушкин вкладывает в это обращение какой-то иной смысл , может быть , высший?)


Дворянский сын обращается к случайному человеку , называя его братом.

Братство-одна из христианских добродетелей,и это слово услышано Пугачевым и будет оценено!

Это только потом 1)чай; 2)стакан вина; 3) полтина на водку; 4)заячий тулуп .

                                            Чтение сцены с заячьим тулупом.
-Как же вы объясните этот поступок Гринева , с точки зрения Савельича ,-бессмысленный?


Так в повесть входит один из основополагающих мотивов , но который станет ведущим на протяжении всей повести-к эпиграфу №1.

Для кого-то (Савельича) вожатый- «плут», «собака», «пьяница оголтелый»,а для Гринева- «брат»

-Так что же мы чувствуем в этом обращении и в подаренном заячьем тулупе?

(милосердие , сострадание)

Это и жалость, и уважение к человеку , которому не должно быть холодно,и благодарность за спасение , искренняя и бескорыстная.

-В Евангелии от Иоанна сказано: «Если что-то сделано не из корысти,а ради Бога,то ответное милосердие и один , и второй , и больше раз все как бы не может покрыть,оплатить первого...
Странное свойство у милосердия: не от мира сего оно , и приносит прощение...»  

    (к эпиграфу №2)     

-Так чем же можно ответить на милосердие? (только им же!) 

Вывод учителя: И завязались между нашими героями таинственные отношения , где высший и низший едины , где нет ни господина ,ни раба, где нет ни эллина,ни иудея.  

Поэтому вся повесть-это великий акт милосердия автора в адрес своих героев.

Так,за 3 месяца до своей трагической гибели, А.С.Пушкин дает ответ на самый важный вопрос: что может сохранить в себе человека?

...что в мой жестокий век
восславил я свободу
И милость к падшим призывал...

Д/З:  письменный ответ на вопрос:

1)Что важнее в повести: Гринев для событий или события для Гринева?
2)Пугачев: волк или человек?
3)Как относится Пушкин к Пугачеву?

       
                                       


 





                                   






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока:        обобщение и систематизация знанийФорма поведения:     урок-исследованиеЦел...

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"

Разработка урока литературы  по повести Н.В. Гогол​я "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...