Главные вкладки

    Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход
    методическая разработка по алгебре по теме

    Жарникова Любовь Алексеевна

    Исследовательская работа по теме Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnogo_interesa_uchashchikhsya.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Алымовка»

    Тема: Развитие познавательного интереса учащихся

    через личностно ориентированный подход.

     

                           

    Жарникова Любовь Алексеевна

    Учитель математики

    Оглавление:

    1. Введение
    2. Методика исследования
    3. Результаты исследования
    4. Вывод
    5. Ожидаемые результаты
    6. Список используемой литературы
    7. Приложения

    Введение

    Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных отметок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе- важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы и хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школою, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

    Почему ребёнок не любит ходить в школу? Что чаще всего отвращает от неё? Новые требования, сложные занятия, трудности и неудачи? Да, но, кроме того, ещё и особая психологическая атмосфера, в которой он оказывается там. Учеников много, а ОН всего лишь один из них. Поэтому ему зачастую так неуютно в классе, и он стремится вырваться из школы домой. Что в этих условиях может сделать учитель?

    В своей работе я исходила из предположения, что если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы индивидуализации, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

    Практическая значимость данной работы состоит в определении некоторых путей повышения эффективности учебной деятельности учащихся 5 класса посредством индивидуализации обучения.

    Что же такое индивидуализация? Это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения осуществляется с учётом индивидуальных различий учащихся, уровня развития их способностей к учению, самостоятельности при решении познавательных задач. Учебная деятельность обеспечивается на уровне его потенциальных возможностей. Мировая практика показывает, что есть три основных направления индивидуализации учебной работы:

    • дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным программам;
    • внутриклассная индивидуализация учебной работы;
    • прохождение курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.

    Методика исследования:

    Как правило, в реальном учебном процессе сам учитель разрешает противоречия между необходимостью учитывать индивидуальные особенности личности школьника и возможностью ее реализации в школе. Говоря об индивидуализации обучения, нельзя не затронуть проблему дифференцированного обучения как учета индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития.

    Я решила остановиться на внутриклассной индивидуализации и дифференциации учебной работы и отследить пути повышения эффективности учебной деятельности учащихся 5 класса. В дальнейшем работа проводилась в два этапа. Первый этап предполагал изучение и определение индивидуально-типологических особенностей учащихся.

    Для определения особенностей нервной системы мною была использована методика “Темпинг-тест” (Приложение 1).

    Приведу пример результатов по классу.

    Анализ показал следующее:

    • меланхолический тип – 10%;
    • холерический тип – 20%;
    • сангвинический тип – 40%;
    • флегматический тип – 30%.

    Данные результаты говорят о том, что большинство учащихся класса — дети с сильным уравновешенным, подвижным типом нервной системы (40%). Эти дети способны на длительную напряженную работу, легко перестраиваются с одного вида деятельности на другой, точно рассчитывают свои силы. 30% детей характеризуются силой и инертностью (малоподвижностью) нервных процессов. Это проявляется в том, что дети способны на длительную и напряжённую работу, но с трудом перестраиваются на другой вид деятельности. В чистом виде какой-то из темпераментов встречается очень редко. Я разделила  учащихся на группы по степени выраженности того или иного темперамента.

    Для оценки уровня учебной мотивации в классах было проведено анкетирование (Приложение 2). После обработки ответов были получены следующие результаты:

    • высокая школьная мотивация, учебная активность (25–30 баллов) — 50%;
    • нормальная школьная мотивация (20–24 балла) —30%;
    • положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (15–19 баллов) — 20 %;
    • низкая школьная мотивация (10–14 баллов) — 0 %;
    • негативное отношение к школе (ниже 10 баллов) — 0%.

    Эти данные говорят о том, что большая часть класса с удовольствием ходит в школу, проявляет учебную активность, интерес ко всем предметам.

    Для получения сведений об особенностях учебной деятельности каждого ребёнка наблюдение осуществлялось в нескольких направлениях: за особенностями восприятия материала, особенностями его общения, хранения, переноса знаний, гибкостью мышления; за особенностями самостоятельной работы: нуждается ли в помощи, как использует эту помощь, насколько самостоятельно может определить пути решения, рационально применить имеющиеся знания, умения в изменяющихся условиях.

    Результаты наблюдений и проведенных ранее исследований позволили мне сделать вывод о том, что условное деление класса на группы детей, в каждую из которых вошли бы учащиеся с приблизительно одинаковыми способностями и особенностями учебной деятельности, возможно. Для подтверждения этого была проведена контрольная работа, которая, по моему мнению, позволила бы сделать деление на группы более обоснованным.

    Задания составлялись таким образом, чтобы не только выявить уровень усвоения пройденного материала, но и определить степень сформированности математических умений и навыков; определить насколько развито умение рационально планировать свою деятельность.

    Задания были записаны на доске. Ученикам было предложено ознакомиться с ними. Далее в течение 10 минут детям предоставлялась возможность разъяснить с моей помощью всё, что непонятно. По истечении этого времени учащиеся приступили к выполнению заданий.

    Анализ характера, количества ошибок, допущенных детьми, наблюдения за процессом выполнения ими работы, организацией своей деятельности подтвердили мои предположения. После соотнесения результатов всех исследований был получен достаточный фактический материал для четкой группировки класса.

    Весь класс был условно поделен на три группы учащихся. В первую группу вошли учащиеся с сильным подвижным и сильным инертным типом нервной системы, осознающие мотивы своего учения в школе, владеющие фактическими знаниями, умеющие применять их при решении задач, способные самостоятельно рационально спланировать свою работу. Вторая группа — дети с сильной подвижной и сильной инертной нервной системой, осознающие мотивы учения, владеющие теоретическими знаниями, но плохо умеющие применять их на практике. В третью группу вошли дети со слабой нервной системой а также представители сильного инертного типа. У этих ребят пробелы в знаниях теории, из-за этого — неумение использовать их на практике; неустойчивы внимание, плохо контролируют себя, свою деятельность, долго переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы медленный. Уровень мотивации средний, школа привлекает их в основном внеучебными сторонами.

    Полученными данными я руководствовалась при организации второго этапа работы, которая заключалась в проведении внутриклассной индивидуализации. Наиболее удобная форма работы при этом - использование карточек с математическими заданиями.

    Карточки, которые разрабатывались для ребят первой группы, содержали задания, способствующие дальнейшему развитию их умений, а также позволяющие развивать самоконтроль учащихся, активизировать творческую мыслительную деятельность.

    Карточки для ребят второй группы содержали задания, которые способствовали бы развитию умения применять теоретические знания на практике. В карточках содержится теоретический материал, способы его применения и задания для самостоятельного выполнения. Кроме того, в карточках есть вопросы, отправляющие к только что выполненному действию, к его проверке, позволяющие развивать умение контролировать себя.

    Для учащихся, входящих в третью группу, карточки разрабатывались с целью восстановления пробелов в теории, формирования умения применять эту теорию на практике. Как правило, такие карточки содержат образец выполнения задания. Необходимо было заинтересовать ребят процессом учения. Работа с этими детьми должна быть направлена на формирование внутренних мотивов учения.

    Осуществление индивидуального подхода на уроках не ограничивалось использованием карточек с индивидуальными заданиями. На уроках по выработке умения решать задачи использовались элементы дифференциации. После ознакомления с текстом задачи, детям задавался вопрос: “Кто может сам решить задачу?” Детям, ответившим утвердительно, предлагалось приступить к выполнению задания. С оставшимися работа проводилась фронтально. Некоторым достаточно было одного-двух вопросов, и они присоединялись к учащимся первой группы. Выполнившим давалось дополнительное задание — составить обратные задачи к данной. Учащимся, составившим и решившим две задачи, предлагалось помочь соседу (в основном классы поделены на группы так, что на первом ряду сидят учащиеся третьей группы, на втором и третьем рядах первый вариант — вторая группа, второй вариант — первая группа). Таким образом осуществлялась взаимопроверка.

    Осуществление индивидуального подхода возможно не только при организации работы на уроке в классах, но и при выполнении домашних заданий. Возможности учебника для индивидуальной домашней работы недостаточно велики: решение задач по силам ученикам всех трёх групп. Для учеников второй группы выполнение таких заданий оптимально, для ребят первой группы возможны более сложные задания, задания творческого характера. Для учащихся третьей группы такие задания сложны, так как выполнить их надо самостоятельно. Дети обращаются за помощью к родителям, практически не работая сами. В связи с этим, задания должны быть такими, чтобы ребенок мог справиться с ними своими силами. Домашние задания для них оформлялись в виде писем с надписью “Лично в руки”. Это не только повышало интерес учащихся, но и стимулировало к самостоятельному выполнению всех заданий. Возможны и комбинированные задания: часть заданий, предложенных учебником, и “ответ на письмо”. Это особенно важно для тех, кому процесс учения неинтересен.

    Такая работа проводилась постоянно при изучении данной темы. Затем была проведена повторная контрольная работа. Задания составлялись уже с учетом возможностей каждого ученика. Было предложено три варианта заданий (согласно делению класса на группы), которые были написаны на отдельных карточках. Для учащихся второй группы было, в дополнение к основной части задания, задание повышенной трудности. Выполнение этого задания указывало на то, что у ребёнка сформировался новый, более высокий уровень учебных действий. Учащимся третьей группы предлагалась та же контрольная работа.

    Исследовав результаты повторной контрольной работы и характер ошибок, были получены следующие результаты:

    • 1 группа — 36% (было 24%)
    • 2 группа — 48% (было 60%)
    • 3 группа — 16%.

    При сравнении этих показателей с предшествующими видно, что изменилось процентное соотношение количества учащихся в первой и второй группе.

    Полученные данные говорят о том, что индивидуализация, осуществляемая на уроках на протяжении изучения темы, привела к формированию нового, более высокого уровня сформированности учебных действий. Таким образом, индивидуализация обучения способна вызвать изменение деятельности, развитие умения самоконтроля, что ведет за собой повышение деятельности учащихся.

    В классе была продолжена разнообразная работа. Кроме карточек с индивидуальными заданиями, на уроках проводились математические игры “Домино с примерами”, “Больше? Меньше? Равно?”. Возможности этих игр заключаются в том, что, играя, ребята могут заполнить пробелы в своих знаниях, игры способствуют развитию навыков устного счета, развитию внимания, памяти, самоконтроля.

    Игра “Больше? Меньше? Равно?” заключается в том, что паре учащихся предлагается набор карточек. Каждый из играющих вынимает из набора по одной карточке и решает пример. Тот, у кого получится в ответе большее число, забирает себе обе карточки (если ответы в карточках одинаковые, они откладываются в сторону). Так играют до тех пор, пока не используют все карточки. Выигрывает тот, кто набирает наибольшее количество карточек. Второй вариант игры заключается в том, что каждый игрок берет по восемь карт и ищет среди них пары (примеры с одинаковыми ответами). Выигрывает тот, кто найдет больше карточек. Один комплект карточек рассчитан на двух учащихся. Поэтому при его составлении можно учитывать недостатки в знаниях ребят и определить пути их устранения.

    “Лото с разрезной картинкой”. Правая часть листа, на которой написаны примеры, не разрезается. Та часть, на которой написаны ответы к этим примерам, разрезается по линиям. Играют вдвоем. Кладут на середину парты неразрезанную часть листа с примерами, а рядом маленькие карточки с ответами. Дети по очереди берут карточку с ответом и кладут ее на клетку с соответствующим примером так, чтобы был виден ответ. Когда все примеры будут закрыты, карточки с ответами переворачиваются обратной стороной в направлении снизу вверх. Если все примеры решены верно, то получится рисунок.

    Удобство использования этих и подобных игр заключается в том, что при одновременной работе всего класса каждый выполняет то задание, которое наиболее соответствует его возможностям и знаниям. Разрабатывая примеры для каждого набора, я учитывала особенности каждой пары игроков, исходя из результатов проверочных самостоятельных работ. Кроме этого, такие игры способствуют развитию умения контролировать свои действия на каждом этапе выполнения работы. Контролировать не только себя, но и своего товарища.

    Проанализировав результаты контрольной работы я заметила, что количество учащихся, не умеющих контролировать свою деятельность, сократилось с 76% до 50% (в сравнении с результатами первой контрольной работы).

    В классе я разделила учащихся на три группы, опираясь на данные психологических исследований, наблюдений и анализа самостоятельных работ. Далее я стала предлагать учащимся самостоятельно выбирать посильный для себя уровень заданий. Не всегда это было оправдано. Дети, не рассчитав свои силы, брались за задания высокого уровня. Некоторые, наоборот, не желая утруждать себя, выполняли минимум, т. е. задания низкого уровня. Это происходило оттого, что уровень самооценки учащихся в силу возрастных особенностей недостаточно сформирован. Также я предоставила учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности задания, опираясь на свои знания и умения, а также оценив свои возможности. Если ребёнок завысил свои возможности, сигналом послужит невыполнение задания. Если же ученик быстро и правильно выполнил задание, на следующем уроке предлагаю ему начать работу в более трудном уровне. Как правило, у детей после выполнения нескольких дифференцированных заданий не возникает трудностей с выбором уровня сложности. Такое разведение по уровням трудности позволяет включить в работу всех учащихся с осознанием стоящей перед ними учебной задачи. Этот приём позволяет учащимся безболезненно переходить из одного уровня сложности в другой, более высокий. Такие группы подвижны, их состав варьируется в зависимости от предлагаемых заданий. В результате повышается качество усвоения математических знаний, умений и навыков, формируется способность самостоятельно ориентироваться в решении предлагаемых заданий.

    Вывод:

    Индивидуализация и дифференциация возможна при изучении любой темы и на любом этапе урока: при изучении нового материала, при самостоятельной работе, при работе над задачей, при выполнении домашних заданий.

    Работая над данной темой я, да и коллеги, побывавшие на моих открытых уроках, заметили, что дети не боятся ошибаться, чувствуют себя раскованно, комфортно на уроке, им интересно учиться, потому что это им по силам.

    Ожидаемые результаты.

    Целью  своей работы  я  ставила  изучение  процесса формирования  и развития познавательного интереса на уроках математики в 5-ом  классе. Для реализации этой цели я проанализировали литературу и разработала- несколько уроков для развития познавательного интереса у детей. Я пришла  к выводу, что у всех детей можно развить познавательный интерес к изучению математики, также убедилась, что все дети обладают более или менее развитым познавательным интересом. Но обладают, конечно, не в одинаковой степени, так как одни быстро и легко усваивают  математический материал, и приобретают необходимые навыки, самостоятельно и в известной степени творчески мыслят, другие с трудом понимают объяснение учителя, часто не могут решать задачи, сколько-нибудь выходящие за пределы усвоенных стандартов. Но в любом случае возможно развитие познавательного интереса. И это во многом зависит от учителя. Нужно заинтересовать ребенка математикой, вовлечь его к творческой математической деятельности. Приступить к формированию интереса, сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу. Проведение уроков готовилось заранее: осуществлялось планирование материала, подбирались задачи, изготовлялись наглядные пособия. Применение такой системы обучения активизировало познавательную деятельность учащихся. Свое исследование я считаю началом большой и увлекательной работы, направленной на стимулирование активности учащихся в обучении математике. И центральной задачей в ней станет забота о формировании познавательного интереса. По настоящему, активным, думающим в процессе овладения знаниями

    Список используемой литературы:

    1. В.И.Жохов Программа планирования учебного материала. Математика 5-6 классы- М. «Мнемозина» 2010
    2. Журнал «Математика. Первое сентября» № 3, 2010
    3. Н.В.Барышников «Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках- Волгоград: Учитель,  2007.
    4. О.В.Бощенко «Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
    5. В.И.Жохов «Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебнику Н.Я.Виленкина- М.: Вербум- М, 2000.
    6. Библиотека «Первого сентября» «Я иду на урок математики. 5 класс» книга для учителя- М.: «Первое сентября», 2001.

    Приложение 1

     Испытуемым было предложено по два развернутых листа в клетку. Каждый лист был поделен на квадраты (всего8). Все квадраты были пронумерованы справа налево для левой руки и слева направо для правой. Также было предложено подготовить мягкий карандаш или фломастер. Далее детям была дана инструкция: работая как можно быстрее, ставить точки в квадрате и по команде учителя переходить из одного квадрата в другой. Руку держать навесу, параллельно поверхности стола. Стучать только в пределах квадрата, не выходя за его границы. Время работы в каждом квадрате - 5 секунд.

    После работы ребятам было предложено сосчитать точки в каждом квадрате и, сосчитав, записать их число на том же листе. Это было необходимо для построения графиков, позволяющих определить тип нервной системы каждого ребенка.

    Приложение 2.

    АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

    5 класс

    1.        Тебе нравится в школе или не очень?

    • не очень
    • нравится
    • не нравится

    2.        Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома бывает по-разному
    • иду с радостью

    3.        Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

      — не знаю

    • остался бы дома
    • пошел бы в школу

    4.        Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится
    • бывает по-разному
    • нравится

    5.        Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы
    • не хотел бы
    • не знаю

    6.        Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю
    • не хотел бы
    • хотел бы

    7.        Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто
    • редко
    • не рассказываю

    8.        Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю
    • хотел бы
    • не хотел бы

    9.        У тебя в классе много друзей?

    • мало
    • много
    • нет друзей

    10.        Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся
    • не очень
    • не нравятся








    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».

    Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...

    Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход

    Исследовательская работа по теме Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход...

    Выступление на МО по теме: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике".

    Доклад на тему: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике"....

    Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся через личностно-ориентированный подход на уроках информатики и ИКТ

    Работа по развитию учебно-познавательной компетенции поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развитию...

    Развитие познавательных интересов учащихся через использование учебно-речевых ситуаций

    Современный процесс обучения иностранному языку через использование учебно-речевых ситуаций,формирует у школьников широкий гуманистический взгляд на мир ....

    Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

    Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...