Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
статья по теме
Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form.klyuch.kompetentnostey.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмичева Галина Павловна
Учитель технологии,МХК.
МОУ лицей, город Фрязино, Московской обл.
Выступление на городском методическом объединении.
Формирование ключевых компетентностей учащихся
через проектную деятельность.
Стратегия модернизации предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены компетентности. Приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей отведено компетентности в сфере познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
В последнее время термины « ключевые компетентности, проектная деятельность, метод проектов» стали привычными для наших педагогов. Часто приходится слышать и о применении названных методов в практике обучения.
Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтоб выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Современное образование можно считать качественным, если его результаты будут соответствовать заданным целям ( или одной из них – сформированной личности выпускника ).
Понятие «компетентность» встречается в педагогике с середины ХХ века. В словарях и справочниках дается следующее определение компетентности.
Компетентность – круг вопросов, в которых кто – либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально или со знанием дела ( Словарь иностранных слов.- М., 1983 )
Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный специалист. Обладающий компетенцией. ( С.И.Ожегов, Словарь русского языка. – М.,1983).
Компетенция - 1.Круг вопросов, в которых кто - нибудь хорошо осведомлен.
2. Круг чьих – либо полномочий, прав.(С.И.Ожегов,Словарь русского языка )
Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности.
В целом же оба понятия – компетенция и компетентность отражают целостность и интегральную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте.
Компетентность можно рассматривать как опыт различной деятельности,результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации.
Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием среды ( семьи, друзей ), политики, культуры, религии и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно – культурной ситуации, в которой живет и развивается ученик.
Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Фрмирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование.
Учебная деятельность школьника должна быть организована по типу научно – исследовательской и проектной деятельности. В этом случае учащийся получает знания не в готовом виде от учителя или из учебников,а добывает их в процессе специально организованного поиска новых решений, разработки проектов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.
Метод проектов близок к таким методам, как проблемный метод, свободная деятельность, открытое обучение, практическое занятие и др.
Трудно представить какой – нибудь другой метод, который бы учил самостоятельности так, как метод проектов.
В основе любого творческого проекта лежит выработка большого количества возможных идей или решений. Они часто имеют вид набросков,как бы первоначальных идей. Учеников нужно поощрять к тому, чтобы они делали это быстро, на этом этапе не тратя время на красивые подробные рисунки. Они могут попробывать поработать с бумагой, картоном, разными материалами и инструментами и посмотреть, что получается, а что слишком долго или требует слишком сложного оборудования ,затрат. Компонент, связанный с первоначальными идеями, развивает творческое мышление.
В процессе работы над проектом создается проектная папка – портфолио, папка, в которую складываются результаты исследований и анализа, записываются идеи, решения, рисунки, проблемы и их разрешение. Наброски должны быть небольшими и с аннотациями. Не надо тратить время на письменную работу. Язык проектирования - аннотированные наброски. Нужно поощрять развитие визуального мышления у наших учеников.
Ученики часто делают одну ошибку: они думают, что каждая страница папки должна быть красиво оформлена.Это не так, и это тоже совершенно напрасная трата времени. Папка – это рабочие записи ,и самая удачная форма записи собственных размышлений, идей и ,конечно, решений – это заметки и наброски. Тратить время на разукрашивание этого нет смысла. Конечно, папка не должна выглядеть неряшливо. И необходимо обязательно научить детей правильно и грамотно оформлять проект для защиты, презентации своего проекта. Но важно видеть, как ученики это делали, ход их работы, а не просто получить результат.
Смысл всего процесса в том, что при помощи проектов мы заставляем учеников думать и делать мир лучше – ведь они проектируют изготавливают предметы, вещи, которые по-настоящему нужны реальным людям.
Задача учителя – создать удобные, безопасные и стимулирующие условия для развития ребенка. Есть еще одна, но небольшая, но важная деталь – выставка листов из папок на стенах школьных кабинетов. Это подчеркивает важность процесса исследования, размышления и принятия решений. Если мы просто украсим стены готовыми изделиями, наши дети могут понять нас неправильно.
Учитель в проектной деятельности играет много разных ролей. Но в центре все – таки остается ученик, который учится, а не учитель, который учит.
Помощь учителя в работе школьника над проектом может быть оказана:
- при определении цели и задач;
- при планировании результата;
- при подготовке презентации в сложных проектах;
- при организации экспертизы;
- при анализе проекта и оформлении результата в портфолио.
Так как в в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, то проектная деятельность действительно стала занимать одно из центральных мест в обучении.
Возможные темы для творческих проектов
- Вышивка - древнее рукоделие.
- Весёлые лоскутки.
- Подарок своими руками.
- Изделия из лоскута - ситцевая сказка.
- Современная одежда из натуральных тканей.
- Одежда для отдыха на пляже.
- Игрушки - подушки.
- Салфетки для праздничного стола.
- Платье к летнему отдыху шью сама.
- Исторический костюм.
- Бисероплетение - старинный вид рукоделия.
- Изготовление диванной подушки.
- Одежда для дома.
- Подарок для друга.
- Ремонт и обновление одежды.
- Жилет.
- Деловой костюм.
- Нарядная блузка.
- К выпускному вечеру.
- Национальный вид одежды - сарафан.
- «Вредные и полезные привычки. За и против».
- «Город Витаминка и его жители»
- «Страна Здоровья и ее политика»
- «Смотри в оба». Профилактика простудных заболеваний».
- «Копилка здоровья».
- «Хочешь быть здоровым – будь!»
Материал подготовила Кузьмичева Г.П., лицей, г.Фрязино
11.01.2013 г.
Литература
- Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? ; Народное образование.-2004 г. - №4
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования.; высшее образование сегодня – 2008. - №5
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:Логос, 2002
- Фишман И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся. ; Методист. – 2007. - №2
- Татарченкова С.С. От формирования умений учиться к формированию ключевых компетентностей. Материалы научно практической конференции – Вып.1. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность
Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...
формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.
В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
Доклад. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам. Тр...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...
Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".
В данном докладе представлена классификация проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....