Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
статья по теме

Кузьмичева Галина Павловна

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form.klyuch.kompetentnostey.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                Кузьмичева Галина Павловна

                              Учитель технологии,МХК.

                МОУ лицей, город Фрязино, Московской обл.

Выступление на городском методическом объединении.

Формирование ключевых компетентностей учащихся

через проектную деятельность.

        Стратегия модернизации предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены компетентности. Приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей отведено компетентности в сфере познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

        В последнее время термины « ключевые компетентности, проектная деятельность, метод проектов» стали привычными для наших педагогов. Часто приходится слышать и о применении названных методов в практике обучения.

        Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтоб выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

        Современное образование можно считать качественным, если его результаты будут соответствовать заданным целям  ( или одной из них – сформированной личности выпускника ).

        Понятие «компетентность»  встречается в педагогике с середины ХХ века. В словарях и справочниках дается следующее определение компетентности.

        Компетентность – круг вопросов, в которых кто – либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально или со знанием дела ( Словарь иностранных слов.- М., 1983 )

        Компетентный -  знающий, осведомленный, авторитетный специалист.  Обладающий компетенцией. ( С.И.Ожегов, Словарь русского языка. – М.,1983).

        Компетенция  - 1.Круг вопросов, в которых кто  - нибудь хорошо  осведомлен.

                   2. Круг чьих – либо полномочий, прав.(С.И.Ожегов,Словарь русского языка )

        Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности.

        В целом же оба понятия – компетенция и компетентность отражают целостность и интегральную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте.

        Компетентность  можно рассматривать как опыт различной деятельности,результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации.

        Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием среды ( семьи, друзей ), политики, культуры, религии и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода  зависит от всей в целом  образовательно – культурной ситуации, в которой живет и развивается ученик.

        Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

        Фрмирование ключевых  компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование.

        Учебная деятельность школьника должна быть организована по типу научно – исследовательской и проектной деятельности. В этом случае учащийся получает знания не в готовом виде от учителя или из учебников,а добывает их в процессе специально организованного поиска новых решений, разработки проектов.

        Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.

        Метод проектов близок к таким методам, как проблемный метод, свободная деятельность, открытое обучение, практическое занятие и др.

        Трудно представить какой – нибудь другой метод, который бы учил самостоятельности так, как метод проектов.

        В основе любого творческого проекта лежит выработка большого количества возможных идей или решений. Они часто имеют вид набросков,как бы первоначальных идей. Учеников нужно поощрять к тому, чтобы они делали это быстро, на этом этапе не тратя время на красивые подробные  рисунки. Они могут попробывать поработать с бумагой, картоном, разными  материалами и инструментами и посмотреть, что получается, а что слишком долго или требует слишком сложного оборудования ,затрат. Компонент, связанный с первоначальными идеями, развивает творческое мышление.

        В процессе работы над проектом создается проектная папка – портфолио, папка, в которую складываются результаты исследований и анализа, записываются идеи, решения, рисунки,  проблемы и их разрешение. Наброски должны быть небольшими и с аннотациями. Не надо тратить время на письменную работу. Язык проектирования  - аннотированные наброски. Нужно поощрять развитие визуального мышления у наших учеников.

        Ученики часто делают одну ошибку: они думают, что каждая страница папки должна быть красиво оформлена.Это не так, и это тоже совершенно напрасная трата времени. Папка – это рабочие записи ,и самая удачная форма записи собственных размышлений, идей и ,конечно, решений – это заметки и наброски. Тратить время на разукрашивание этого нет смысла. Конечно, папка не должна выглядеть неряшливо. И необходимо обязательно научить детей правильно и грамотно оформлять проект для защиты, презентации  своего проекта. Но важно видеть, как ученики это делали, ход их работы, а не просто получить результат.

        Смысл всего процесса в том, что при помощи проектов мы заставляем учеников думать и делать мир лучше – ведь они проектируют изготавливают предметы, вещи, которые по-настоящему нужны реальным людям.

        Задача учителя – создать удобные, безопасные и стимулирующие условия для развития ребенка. Есть еще одна, но небольшая, но важная деталь – выставка листов из папок на стенах школьных кабинетов. Это подчеркивает важность процесса исследования, размышления и принятия решений. Если мы просто украсим стены готовыми изделиями, наши дети могут понять нас неправильно.

        Учитель в проектной деятельности играет много разных ролей. Но в центре все – таки остается ученик, который учится, а не учитель, который учит.

        Помощь учителя в работе школьника над проектом может быть оказана:

- при определении цели и задач;

- при планировании результата;

- при подготовке презентации в сложных проектах;

- при организации экспертизы;

- при анализе проекта и оформлении результата в портфолио.

        Так как в в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, то проектная деятельность действительно стала занимать одно из центральных мест в обучении.

Возможные темы для творческих проектов

  1. Вышивка - древнее рукоделие.
  2. Весёлые лоскутки.
  3. Подарок своими руками.
  4. Изделия из лоскута - ситцевая сказка.
  5. Современная одежда из натуральных тканей.
  6. Одежда для отдыха на пляже.
  7. Игрушки - подушки.
  8. Салфетки для праздничного стола.
  9. Платье к летнему отдыху шью сама.
  10. Исторический костюм.
  11. Бисероплетение - старинный вид рукоделия.
  12. Изготовление диванной подушки.
  13. Одежда для дома.
  14. Подарок для друга.
  15. Ремонт и обновление одежды.
  16. Жилет.
  17. Деловой костюм.
  18. Нарядная блузка.
  19. К выпускному вечеру.
  20. Национальный вид одежды - сарафан.
  21. «Вредные и полезные привычки. За и против».
  22. «Город Витаминка и его жители»
  23. «Страна Здоровья и ее политика»
  24. «Смотри в оба». Профилактика простудных заболеваний».
  25. «Копилка здоровья».
  26. «Хочешь быть здоровым – будь!»

 Материал подготовила       Кузьмичева Г.П., лицей, г.Фрязино

                                        

                                        11.01.2013 г.

Литература

  1. Дахин А.   Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? ; Народное образование.-2004 г. - №4

  1. Зимняя И.А.  Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования.; высшее образование сегодня – 2008. - №5

  1.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:Логос, 2002

  1. Фишман И.С.  Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся. ; Методист. – 2007. - №2

  1. Татарченкова С.С.   От формирования умений учиться к формированию ключевых компетентностей. Материалы научно практической конференции – Вып.1. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

Доклад. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.   Тр...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".

В данном докладе представлена классификация  проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....