Доклад. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
статья на тему

Савеленко Татьяна Ивановна

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.

   Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний, и знаниевая парадигма школьного образования была оправданна. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Количество информации, которое стремилась дать школа, не переходило в качественное знание. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

   Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.

   Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний, и знаниевая парадигма школьного образования была оправданна. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Количество информации, которое стремилась дать школа, не переходило в качественное знание. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

   Результаты опроса выпускников 2005 г. свидетельствуют, что более 70 % выпускников петербургских школ ощущают свою неготовность к общественно-политической жизни, более 50 % - к выбору  профессии, более 40 % - к трудовой деятельности, к сотрудничеству с другими людьми. Общую неготовность к преодолению жизненных трудностей испытывают 40 % выпускников петербургских школ. Такой результат может дать опрос и в других регионах России.

   Современное образование можно считать качественным,  если его результаты будут соответствовать заданным целям.

   Понятие «компетентность» встречается в педагогике с середины 20 века. В словарях и справочниках дается следующее определение компетентности:

Компетентность – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально или со знанием дела (Словарь иностранных слов. – М., 1983).

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный специалист. Обладающий компетенцией (С.И.Ожегов, Словарь русского языка. – М., 1983).

Компетенция – 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-либо полномочий, прав. (Там же.)

   Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности.

   Если рассмотреть другие определения компетентности, то можно сказать, что знания, умения и навыки не противопоставлены компетентности. Понятие «компетентность» шире понятий «знания, умения, навыки», оно включает их в себя.

   Таким образом, компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая её способности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей.

   Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием среды (семьи, друзей), политики, культуры, религии и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ученик.

   Свойства компетентностей состоят в изменении и развитии, ориентации на будущее, проявлении общеучебных и специальных умений, мотивации к непрерывной образовательной деятельности.

   

Согласно стратегии модернизации образования и вышеназванным свойствам компетентностей, можно условно выделить три уровня компетентностей:

  • ключевые (уровень функциональной грамотности и общей культуры учащихся в самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой сферах деятельности);
  • универсальные (способности человека, значимые для любой сферы деятельности: коммуникативной, информационно-технологической социально-правовой, проектной);
  • профессиональные (начинающие складываться в школе — допрофессиональная подготовка, позднее — на этапе профессиональной деятельности).

Ключевые компетентности — это, прежде всего, заказ общества на подготовку его граждан. Перечень компетентностей во многом определяется согласованной позицией социума.

Симпозиум Совета Европы по теме «Ключевые компетенции» определил следующий примерный перечень ключевых компетенций:

  • учиться, т. е. самостоятельно заниматься своим  обучением;
  • искать, т. е. уметь работать с различными источниками;
  • думать, т. е. владеть мыслительными операциями;
  • сотрудничать, т. е. уметь взаимодействовать;
  • быть деятельным;
  • адаптироваться, т. е. уметь использовать свой багаж знаний и умений и находить новые решения.

Стратегия же модернизации к числу ключевых компетентностей относит:

  1. компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников, в том числе внешкольных, и развитии умений учащихся к самостоятельности и способности к самоорганизации;
  2. компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя, умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм);
  3. компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развивать способности к созидательной деятельности);
  4. компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта, такие качества личности, как терпимость к чужому мнению);
  5. компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовно обогащающих личность.

При конкретизации приведенных ключевых компетентностей необходимо учитывать реальную ситуацию. Представленный ниже перечень ключевых компетенций А. В. Хуторского основывается на главных целях общего образования, представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика:

ценностно-смысловые — компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Осознавая свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

общекультурные — познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт бытовой и культурно-досуговой сфер (например, умение организовывать свободное время);

учебно-познавательные — организационные (управленческие) умения, креативные навыки (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, использование приемов учебно-познавательных проблем, умение действовать в нестандартных ситуациях), методы познания;

информационные — навыки работы с информацией в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Умения пользоваться средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ксерокс и т. п.) и информационными технологиями (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); владение умениями поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи;

коммуникативные — знание языков, способов взаимодействия с людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя;

социально-трудовые — знания в области профессионального самоопределения, в вопросах экономики и права, умения выполнять роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;

компетенции личностного самосовершенствования — освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в пределах своих возможностей. К данным компетенциям относятся исполнение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Перечень ключевых компетенций представлен в общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Образовательные стандарты, программы и учебники по отдельным предметам должны учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций.

Ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволит решать выпускнику самые различные проблемы в реальной жизни.

  1. Многофункциональность — реализация приобретаемых в процессе обучения знаний и умений в повседневной жизни при решении самых разных проблем (поиск информации, написание деловых бумаг, анализ просмотренного фильма, прочитанной книги и т. д.), исполнение учащимися различных социальных ролей.
  2. Интегративность, междисциплинарность, общепредметностъ — приобретение знаний, умений и навыков не только на уроке в школе, но и в семье, на работе, и их применение в различных ситуациях.
  3. Многомерность предполагает не только знания, умения и навыки, но и способности, различные умственные процессы, которые оцениваются с разных позиций развития компонентов компетентности.

Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как:

  • активная позиция (энергичность, деятельностное поведение);
  • самостоятельность (инициатива, решительность);
  • коммуникабельность (общительность, контактность);
  • креативность (творческий потенциал) и др.

Все эти значимые черты и есть составные компетентностного подхода, который является одним из направлений модернизации образования.

Компетентностный подход — ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, которое характеризуется способностью и готовностью ученика решать проблемы, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях.

Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений в содержание и технологии образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов учащихся.

Как считает О. Е. Лебедев, «...невозможно достичь нового качества школьного образования (образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счет увеличения объема знаний и даже за счет изменения содержания учебного материала по отдельным предметам. Надо использовать другой путь — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами...»

Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Он дает понимание того, что ученик овладевает не только предметными знаниями, но и умениями, позволяющими ему действовать в ситуациях риска и активного выбора.

Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование.  Учебная деятельность школьника должна быть организована по типу научно-исследовательской или проектной деятельности. В этом случае учащийся получает знания не в готовом виде от учителя или из учебников, а преимущественно добывает их в процессе специально организованного поиска новых решений, разработки проектов.

Формирование ключевых компетентностей требует и создания новой  системы оценивания этого результата.

Особую значимость приобретает оценка компетентности учащихся на этапах завершения обучения в основной и средней школе.

 Оценку уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся по способу оценивания условно подразделяют на внешнюю и внутреннюю (исследователь И.С.Фишман). Создаются контрольно-измерительные материалы для оценки на основании как проектной деятельности учащихся в рамках технологии метода проектов (внутренняя оценка), так и в традиционном обучении с изменением содержания заданий. Внешняя же оценка является важным инструментом управленческого воздействия на процесс формирования ключевых компетентностей.

Для изучения состояния формирования ключевых компетентностей в образовательном учреждении разработана примерная схема аспектного анализа урока. Её может использовать  учитель для анализа своей деятельности в начале и в конце года, чтобы видеть произошедшие изменения.

Понимание компетентности как показателя нового качества образования и уровня образованности  ученика,   соответствующего  современным требованиям, ориентирует и на новое понимание позиции учителя, изменение его взаимоотношений с учеником.

В концепции модернизации прописано, что переход на компетентностный подход не может быть тотальным и быстрым. Однако ряд позиций, по сути, отвечающих направлениям становления данного подхода, может реализовываться по мере подготовки педагогических кадров и в более близкой перспективе (формирование у детей интегральных умений, информационных и коммуникативных способностей, обобщенных навыков культурного гражданского поведения, способов организации собственной деятельности, качественного усиления практически-продуктивной направленности обучения др.).

Проблема исследования нуждается в дальнейшем ее осмыслении и разрешении



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".

В данном докладе представлена классификация  проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....