План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
методическая разработка по обществознанию

Рыбченко Ольга Александровна

План работы по выявлению и развитию творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

2016-2017; 2017-2018 ; 2018-2019; 2019-2020учебный год

Название программы (плана)

План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Реализуемая цель (и)

Формирование творческих групп для реализации учебно-исследовательского проекта по предмету история

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности

- системность, научность, самостоятельность, творческая активность, умение работать в группе, инициатива, творческий потенциал.

Результаты мониторинга

Создана система работы преподавателя по выявлению способностей обучающихся, в которую включены следующие этапы:

        I этап предполагает изучение возрастных психолого-педагогических особенностей и творческих способностей обучающихся в рамках урочных занятий (использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны; ролевые, деловые, операционные игры, специально разрабатываю задания повышенного уровня сложности)

Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие

навыков работы с историческими источниками: картами, документами,

иллюстрациями и т.д.

на уроке истории России в 6 классе по теме: "Древние славяне предлагается

заполнить схему"

Задание: Определите какие племена проживали на севере, юге, востоке и

западе, почему они так назывались?

Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

Например: Кроссворд по предмету "истории" на тему "История России"

На уроках обществознания использую такие формы занятий как, урок- дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Широко использую групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания.

- прием «три уровня домашнего задания» учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе,

составить синквейн и др.

- прием «особое задание».

продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности. - прием «энциклопедист» предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок

- прием «молодой учитель»

ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока

           II этап- внеурочные формы работы, где у ребёнка появляется возможность в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. предполагает создание благоприятных условий для внедрения организационно-педагогической модели в учебно-воспитательный процесс (обеспечение возможностей для упражнения и практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; поощрение высказывания оригинальных идей и т.д.).

           III этап- заключительный. На этом этапе провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моём предмете. Формами работы этого этапа является проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня На этом этапе проводится анализ теоретического материала, практических действий;

-  корректирование  деятельности и разработка методических пособий для преподавателей по управлению исследовательской деятельностью обучающихся и методические рекомендации для самих обучающихся, которые помогут им успешно осуществлять учебные исследования.

Показатели:

- включенность обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность повысилась на 25%;

- результативность участия в мероприятиях  различного уровня повысилась на 30%;

- рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности) увеличился  на 11%;

- рост мотивации к исследовательской деятельности увеличился на 8%;

- уровень сформированности коммуникативных  компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления) повысился на 15%;,

- уровень развития и сплочения школьного коллектива, характер межличностных отношений повысился на 15%;

- уровень творческой активности повысился на 25%;

- сформированность рефлексивных навыков повысилась на 19%;

- произошло качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, отношения к окружающему миру (уровень воспитанности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное при...

«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность"

Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей в школе имеет социльное,педа...