«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского языка и литературы и игровую технологию, примеряемую во внеурочное время, в единое целое для развития творческих способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon образовательный проект 113 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект  

 учителя  русского языка и литературы

 МАОУ Правдинская средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района

Клебановой Натальи Николаевны

 

Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

Актуальность проекта

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Подростки  ждут новых форм знакомства с материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности, их творчество.  К сожалению, многие из современных подростков  не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Но каждый ребенок -творческая личность, и необходимо помочь ему раскрыть свой потенциал, дать возможность проявить себя и на уроке и во внеурочной деятельности, вселить в него веру в свои способности.

Сегодня особенно важно пробудить у детей интерес к звучащему слову. И не только на уроках русского языка надо учить ребят пользоваться родным русским словом, понимать и чувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество, но и в повседневном общении между подростками показать важность и необходимость бережного отношения к слову, к родному языку.

Цели образовательного проекта:

-  создание оптимальных педагогических условий для формирования творческой личности подростка;

- обеспечение широкого всестороннего развития ребёнка;  

-    воспитание эстетической культуры;

-    развитие речевой культуры учащихся;

-    формирование социальных компетенций.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
  • Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
  • Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Описание образовательного проекта.

В своей работе использую технологию педагогических мастерских, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности ученика, дарит радость сотворчества. Учитель(мастер) создаёт атмосферу oткрытости, доброжелательности, сотворчества в общении, так как основное правило мастерской – принимаем все сказанное, не критикуем. Помимо этого мастер включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы. Мастерская исключает официальное   оценивание работы ученика (учитель не хвалит, не ругает, не выставляет плохих отметок в журнал), но через социализацию, афиширование (представление, показ) работ дает возможность проявлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

Мастер продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры. В процессе работы в мастерской ребята приобретают не только навыки общения и взаимодействия, учатся корректно отстаивать свою точку зрения, но и сплачиваются, становятся дружнее и терпимее друг к другу.

Основным видом для учащихся 5 класса являются мастерские творческого письма, где через привлечение внимания детей к слову как основной единице языка происходит развитие речемыслительных способностей, развитие грамотного и свободного владения устной и письменной речью. Владение приемами выразительного чтения текста  ребята приобретают в мастерской «Каннитферштан», целью которой и является обучение выразительному чтению.

Умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой речи выстраивается в мастерской «Мой друг», где ребенок учится давать характеристику однокласснику.

Также одним из разделов является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.

           Необходимо научить ребенка выражать словами свое восприятие и видение мира. Одним из приемов работы с изобразительно-выразительными средствами языка становится обучение синквейну, пятистишию, или белому стиху, где важно объемно показать свое видение темы, ни разу не повторившись.

  Для формирования творческой личности подростка, обеспечение широкого всестороннего развития ребёнка, а также формирование навыков и умений по ранней профессиональной подготовке подростков использую и внеурочную деятельность, во время которой учащиеся получают знания азов актерского мастерства и отрабатывают умение активизировать свою фантазию, овладевают словесными  и бессловесными действиями(пантомимы-миниатюры), реализуют навык выразительности речи и её осознанности

   В процессе обучения учащихся приобретают следующие умения и навыки:

  • коллективность в выполнении заданий;
  • управление своим вниманием (к предмету, к партнеру, распределение внимания).
  • умение видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • умение видеть в  бессловесных элементах действий проявление определенной индивидуальности человека;
  •  культура суждений о работе других;
  • культура восприятия замечаний и советов как педагога, так и товарищей
  • навык сочинения, подготовка к выполнению этюдов
  •  навык точного соблюдения текста
  • навык активного участия в репетиционной работе: поиск средств реализации заданного характера, поиск средств органичности и выразительности;
  • навык творческой требовательности к себе
  •  навык ответственности перед зрителями и искусством.
  • стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.

  При формировании умений и навыков, перечисленных выше, основным видом деятельности учеников станет игра(«Пойми меня», «Активити»), а также методы наглядности, подготовка мини-сценариев для слайд-фильмов, пантомим; рисование (устное и художественное), чтение текстов классической литературы, говорение и слушание.  Ребята не только знакомятся с профессиональной терминологией актерской профессии (бессловесные элементы действия (пристройка, оценка,  вес, мобилизация), интонация, мимика, жест, превращения, органичность поведения,  импровизация, мизансцена в спектакле, амплуа, характер),                                                                                                                 но и могут реализовать свои знания на практике.

. Успешное завершение образовательного проекта — выпуск спектакля по сказке П.П. Ершова " Конек-горбунок". Распределение ролей происходит на основе кастинга после овладения детьми словесными и бессловесными действиями.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ПЕРВЫЙ ШАГ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 Создание творческой группы  для реализации проекта.

ВТОРОЙ ШАГ – ОСНОВНОЙ

Разработка системы творческих мастерских

Создание сценария спектакля по литературной сказке(охват –весь класс-29человек)

Внеклассная работа с детьми по развитию творческих способностей (работа над мимикой, пантомимикой, жестами, над звуковой культурой речи, интонацией, постановка этюдов и театрализованных представлений) .

Разработка плана работы  с родителями  (консультации, беседы, изготовление костюмов, совместное проведение театральных представлений).

ТРЕТИЙ ШАГ – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов реализации проекта.

Награждение участников по результатам успешного выполнения проекта.

Обобщение опыта работы по реализации проекта и его распространение на методических объединениях

Создание видеотеки

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сентябрь

Мастерская творческого письма, знакомство с технологией 

Бессловесные элементы действия (пристройка, оценка,  вес, мобилизация),

Игра  «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир.

Октябрь

Технология критического мышления –обучение написанию синквейна

Интонация, мимика, жест,

Рисование (устное и художественное), чтение текстов классической литературы,

Игра «Активити» Ведущий по очереди задаёт каждой команде по два слова. У второго и последующих членов команды имеются листы бумаги и маркер с колпачком. Первый член команды объясняет слово своему соседу, однако тот не может произнести что-либо вслух, но может использовать жесты и мимику, чтобы «переспросить» объясняющего (последний не имеет право использовать жесты). Поняв (или подумав, что понял), о чём идет речь, член команды записывает слово на лист бумаги, переворачивает планшет, и объясняет записанное слово следующему и так далее. На выполнение этого задания отводится сорок секунд.

Ноябрь

Мастерская построения знаний и обучения выразительному чтению «Каннитферштан»

 Игра «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего  соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

Декабрь

 Подготовка мини-сценариев для слайд-фильмов, пантомим

Праздник «Дверь в детство» (совместное мероприятие детей и родителей)

 Работа над дыханием и выразительным голосом, работа с дикцией.

Январь

Мастерская творческого письма «Мой друг»

 «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

Февраль

Мастерская ценностных ориентаций «Мой дом»

Подготовка внеклассных театрализованных мероприятий, посвященных праздничным дням 23 февраля и 8 марта

Работа над монологом и стихотворением.

Секреты успешного публичного выступления.

Март

Распределение ролей на основе кастинга после овладения детьми словесными и бессловесными действиями.

Репетиционная деятельность

Апрель

Репетиционная деятельность

 Импровизация, мизансцена в спектакле, амплуа,

Подбор картинок для слайд –шоу, музыки к спектаклю

Май

Премьера спектакля «Конек-горбунок»

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • При условии реализации данного проекта рассчитываю получить следующие результаты:
  • Овладение грамотной устной и письменной речью
  • Развитие воображения и внимания, освобождение от зажимов.
  • Презентация проекта на родительском собрании
  • Показ спектакля для обучающихся 1-11 классов

Приложение

Сценарий спектакля по сказке П.Ершова

«Конек-горбунок»

РОЛИ(29 ПЕРСОНАЖЕЙ)

Старший брат ДАНИЛО

Средний брат ГАВРИЛО

Младший брат ИВАН

ОТЕЦ

КОБЫЛИЦА

2 КОНЯ

КОНЕК-ГОРБУНОК

ГЛАШАТАЙ

СКАЗИТЕЛЬНИЦА(АВТОР)

ГОРОДНИЧИЙ

УСАЧИ (СТРАЖА)2ЧЕЛ.

ЦАРЬ

ТОРГОВЦЫ-КУПЦЫ 4 ЧЕЛ

ПОКУПАТЕЛИ: 3 мальчика босоногих, 3 богато одетых дамы, 3 мужчин

ЖАР-ПТИЦА

ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА

Костюмы

Братья в лаптях и рубахах навыпуск, средний -в шапке, младший -в фуфайке поверх красной рубахи, отец-рубаха навыпуск, шаровары сапоги.

Речь начинает глашатай в плаще, с горном. Говоря о сыновьях, указывает на них, в это время они кланяются, старший гладит себя по голове, средний болтает ногами, чешет в голове, младший -считает мух, лежа на печи.

Действие 1

начинает глашатай ГРОМКО

 За горами, за лесами,
      За широкими морями,
против неба - на земле
      Жил старик в одном селе.
(выходит сказительница и тихо выпроваживает глашатая)
      У старинушки три сына:
      Старший умный был детина,
      Средний сын и так и сяк,
      Младший вовсе был дурак.
      Братья сеяли пшеницу
      Да возили в град-столицу:
      Знать, столица та была
      Недалече от села.
      Там пшеницу продавали,
      Деньги счетом принимали
      И с набитою сумой
      Возвращалися домой.

В долгом времени аль вскоре
(картинка с полем пшеницы)
      Приключилося им горе:
      Кто-то в поле стал ходить
      И пшеницу шевелить.
      Мужички такой печали
      Отродяся не видали;
      Стали думать да гадать --
      Как бы вора соглядать;
      Наконец себе смекнули,
      Чтоб стоять на карауле,
      Хлеб ночами поберечь,
      Злого вора подстеречь.


  младший брат Иван лежит на печи  и поет «Распрекрасные вы очи»   


     Стало тут уже смеркаться

      Надо младшему сбираться;
      Он и усом не ведет,
      На печи в углу поет
     братья пытаются стянуть Ивана с печи, подталкивают, срамят

           Братья  сколько  ни кричали,
      Только голос потеряли:
      Он ни с места. Наконец
      Подошел к нему отец,
     

ОТЕЦ:

 "Послушай,
      Побегай в дозор, Ванюша.
      Я куплю тебе лубков,
      Дам гороху и бобов".


  АВТОР

    Тут Иван с печи слезает,  
     Малахай свой надевает,
      Хлеб за пазуху кладет,
      Караул держать идет.
   

Братья собираются и идут за Иваном крадучись, прячась за деревья,и под стогом укладываются спать. Иван считает звезды, ест хлеб.

  

Ночь настала, месяц всходит.
      Поле все Иван обходит,
      Озираючись кругом,
      И садится под кустом;
      Звезды на небе считает
      Да краюшку уплетает.

раздается ржание коня

Иван выполняет все перечисляемые автором действия


      Вдруг о полночь конь заржал...
      Караульщик наш привстал,
      Посмотрел под рукавицу
      И увидел кобылицу.

Кобылица расхаживает по полю.

     

ИВАН:

"Эхе-хе! так вот какой
      Наш воришко!.. Но, постой,
      Я шутить ведь, не умею,
      Разом сяду те на шею.
      Вишь, какая саранча!"


    АВТОР

  И, минуту улуча,
      К кобылице подбегает,
      За волнистый хвост хватает
     

      Кобылица молодая,
      Очью бешено сверкая,
      Змеем голову свила
      И пустилась, как стрела.

Иван, держа кобылицу за хвост, бегает за ней по кругу

 сказительница говорит на фоне музыки


           Хочет силой аль обманом,
      Лишь бы справиться с Иваном.
      Но Иван и сам не прост --
      Крепко держится за хвост.
       Наконец она устала.

   КОБЫЛИЦА:

   "Ну, Иван,
      Коль умел ты усидеть,
      Так тебе мной и владеть.
      Дай мне место для покою
      Да ухаживай за мною
      Сколько смыслишь. Да смотри:


 Иван причесывает гриву кобылицы, по ходу монолога выходят кони и горбунок

    
      Двух я дам тебе коней --
      Да таких, каких поныне
      Не бывало и в помине;
      Да еще я дам конька
      Ростом только в три вершка,
      На спине с двумя горбами
      Да с аршинными ушами.
      Двух коней, коль хошь, продай,
      Но конька не отдавай
      Ни за пояс, ни за шапку,
      Ни за черную, слышь, бабку.
      На земле и под землей
      Он товарищ будет твой:
      Он зимой тебя согреет,
      Летом холодом обвеет,
      В голод хлебом угостит,
      В жажду медом напоит.
      Я же снова выйду в поле
      Силы пробовать на воле".


     Братья просыпаются, протирают глаза, удивляются и притворяются спящими, прячутся за стога сена.

ИВАН:       "Ладно",
(чешет в затылке)

 АВТОР: думает Иван
      И в пастуший балаган
      Кобылицу загоняет,
      Дверь рогожей закрывает
      И, лишь только рассвело,
      Отправляется в село,
      Напевая громко песню:
     ИВАН
(поет без музыки и уходит)

"во поле березка стояла".

Действие 2


А в то время и Данило да Гаврило
      Спотыкнувшися три раза,
      Починивши оба глаза,
      Потирая здесь и там,
      Входят братья в балаган.

Кони ржут


        

ДАНИЛО:

  "Где он это их достал? --
ГАВРИЛО

Но давно уж речь ведется,
      Что лишь дурням клад дается,
      ДАНИЛО

Ты ж хоть лоб себе разбей,
      Так не выбьешь двух рублей.
      Ну, Гаврило,
      Отведем-ка их в столицу;
      ГАВРИЛО

Там боярам продадим,
      Деньги ровно поделим.
     ДАНИЛО

 А с деньжонками, сам знаешь,
      И попьешь и погуляешь,
(гладит себя по животу, заводит глаза к небу)
      Только хлопни по мешку.
      ГАВРИЛО

А благому дураку
      Недостанет ведь догадки,
      Где гостят его лошадки;
      Пусть их ищет там и сям.
      ДАНИЛО

Ну, приятель, по рукам!" (ударяют по рукам)
     

АВТОР

Братья разом согласились,
      Обнялись, перекрестились
И поехали в столицу

Взяли двух коней тайком

И отправились тишком.(забирают коней и уводят)

      Вечер к ночи пробирался;
      На ночлег Иван собрался;
      Вдоль по улице идет,
      Ест краюшку да поет.
      Вот он поля достигает,
      Руки в боки подпирает
И с прискочкой, словно пан,
      Боком входит в балаган.
     
      Все по-прежнему стояло,
      Но коней как не бывало;
      Лишь игрушка-горбунок
(конек-горбунок бегает вокруг Ивана)
      У его вертелся ног,
      Хлопал с радости ушами
      Да приплясывал ногами.
     

 Как завоет тут Иван,
      Опершись о балаган:

ИВАН
      "Ой вы, кони буры-сивы,
      Добры кони златогривы!
      Я ль вас, други, не ласкал,
      Да какой вас черт украл?
      Чтоб пропасть ему, собаке!
      Чтоб издохнуть в буераке!
      Чтоб ему на том свету
      Провалиться на мосту!
      Ой вы, кони буры-сивы,
      Добры кони златогривы!"
     
      Тут конек ему заржал.

КОНЕК-ГОРБУНОК


      "Не тужи, Иван,
      Велика беда, не спорю,
      Но могу помочь я горю.
Ты на черта не клепли:
      Братья коников свели.
      Ну, да что болтать пустое,
      Будь, Иванушка, в покое.
      На меня скорей садись,
      Только знай себе держись;
      Я хоть росту небольшого,
      Да сменю коня другого:
      Как пущусь да побегу,
      Так и беса настигну".
     
     АВТОР

 Тут конек пред ним ложится; (в это время братья с конями входят в дверь и встречаются с Иваном)
      На конька Иван садится,
           И в два мига, коль не в миг,
      Наш Иван воров настиг.
     

ИВАН


      "Стыдно, братья, воровать!
      Хоть Ивана вы умнее,
      Да Иван-то вас честнее:
      Он у вас коней не крал".
   

ГАВРИЛО: (опуская глаза в землю, старший прячется за среднего, кивает головой)
      "Дорогой наш брат Иваша,
      Что переться -- дело наше!
      Но возьми же ты в расчет
      Некорыстный наш живот.
ДАНИЛО

Сколь пшеницы мы ни сеем,
      Чуть насущный хлеб имеем.
     ГАВРИЛО

 А коли неурожай,
      Так хоть в петлю полезай!
      Вот в такой большой печали
      Мы с Данилой толковали
      Всю намеднишнюю ночь --
      Чем бы горюшку помочь?
      Так и этак мы вершили,
      Наконец вот так решили:
     ДАНИЛО

 Чтоб продать твоих коньков
      Хоть за тысячу рублев.
      А в спасибо, молвить к слову,
      Привезти тебе обнову --
      ГАВРИЛО

Красну шапку с позвонком
      Да сапожки с каблучком.
     ДАНИЛО

 Да к тому ж старик неможет,
      Работать уже не может;
      А ведь надо ж мыкать век, --
      Сам ты умный человек!"

ИВАН
      "Ну, коль этак, так ступайте, --
продавайте
      Златогривых два коня,
      Да возьмите ж и меня".
   

 (братья переглядываются, пожимают плечами)

Действие 3

      (делают на конях два круга под ярмарочную музыку, за ними вбегают купцы-торговцы, готовят свои товары, братья наблюдают)
     
     
      В той столице был обычай:
      Коль не скажет городничий -
      Ничего не покупать,
      Ничего не продавать.
      Вот обедня наступает;
      Городничий выезжает
(показывается городничий, 2 стражника, глашатай)
      В туфлях, в шапке меховой,
      С сотней стражи городской.
      Рядом едет с ним глашатый,
      Длинноусый, бородатый;
      Он в злату трубу трубит,
      Громким голосом кричит:
   

ГЛАШАТАЙ( начинает говорить по кивку городничего)

  "Гости! Лавки отпирайте,
      Покупайте, продавайте.
      А надсмотрщикам сидеть
      Подле лавок и смотреть,
      Чтобы не было содому,
      Ни давежа, ни погрому,
      И чтобы никой урод
      Не обманывал народ!"


        

КУПЦЫ(первую строчку все вместе, далее по очереди)

  "Эй, честные господа,
     1 КУПЕЦ

 К нам пожалуйте сюда!
    2 КУПЕЦ

  Как у нас ли тары-бары,
      3 КУПЕЦ

Всяки разные товары!"

4  КУПЕЦ

Пряники, коврижки,

5 КУПЕЦ

Яркие манишки,

6 КУПЕЦ

юбки, сарафаны

все КУПЦЫ

разные товары!
 входят  покупальщики в разноцветных нарядах

 (2 богато одетых дам, мужчина, босоногие мальчики) городничий со стражей и глашатаем идут к коням

городничий жестами и мимикой дает указ разогнать народ
     
     УСАЧИ "Эй! вы, черти босоноги!
      Прочь с дороги! прочь с дороги!"
     
     

ГОРОДНИЧИЙ


      "Чуден божий свет,
      Уж каких чудес в нем нет!

Так, коней не покупайте,
      Не зевайте, не кричите;
      Я поеду ко двору
      Доложить о всем царю.»

, (ГОРОДНИЧИЙ ОСТАВЛЯЕТ СТРАЖУ У КОНЕЙ)
     музыка ярмарка все уходят     

Действие 4

ДЕКОРАЦИИ ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ, ТРОН

Царь сидит и в тазике парит ноги


ГОРОДНИЧИЙ


      "Ты помилуй, царь-отец!--
           Не вели меня казнить,
      Прикажи мне говорить!" \


      ЦАРЬ: "Ладно,
      Говори, да только складно". --
     

ГОРОДНИЧИЙ

 "Как умею, расскажу:
      Городничим я служу;
      Верой-правдой исправляю
      Эту должность..." –

ЦАРЬ

"Знаю, знаю!" –

ГОРОДНИЧИЙ
      "Вот сегодня, взяв отряд,
      Я поехал в конный ряд.
      Приезжаю -- тьма народу!
      Ну, ни выходу ни входу.
      Что тут делать?.. Приказал
      Гнать народ, чтоб не мешал.
      Так и сталось, царь-надежа!
      И поехал я -- и что же?
      Предо мною конный ряд;
      Два коня в ряду стоят,
      Молодые, вороные,
      Вьются гривы золотые,
      В мелки кольца завитой,
      Хвост струится золотой,
      И алмазные копыты
      Крупным жемчугом обиты".


      быстро одевает лапти и спускает с колен шаровары
      ЦАРЬ

      "Надо коней поглядеть, да не худо
      И завесть такое чудо.
      Гей, повозку мне!"

Музыка

ЦАРЬ

Эй, ребята!
      Чьи такие жеребята?
      Кто хозяин?"

      ИВАН

"Эта пара, царь, моя,
      И хозяин -- тоже я". --
         ЦАРЬ

  "Ну, я пару покупаю!
      Продаешь ты?"

ИВАН

 "Нет, меняю". --
      ЦАРЬ

"Что в промен берешь добра?" --
      ИВАН

"Два шапок серебра

БРАТЬЯ

-пять "
     ЦАРЬ

 "То есть, это будет десять".
     

АВТОР

 Царь тотчас велел отвесить
      И, по милости своей,
      Дал в прибавок пять рублей.
      Царь-то был великодушный!


городничий и глашатай перекладывают серебро(мелочь) в шапки братьев 

   
(царь идет за конями и едва успевает отскочить в сторону)     
     
Царь "Ну, брат,
      Пара нашим не дается;
      Делать нечего, придется
      Во дворце тебе служить.
      Будешь в золоте ходить,
      В красно платье наряжаться,
      Словно в масле сыр кататься,
      Всю конюшенну мою
      Я в приказ тебе даю,
      Царско слово в том порука.
      Что, согласен?"

ИВАН

"Эка штука!
      Во дворце я буду жить,
      Буду в золоте ходить,
      В красно платье наряжаться,
      Словно в масле сыр кататься,
      Весь конюшенный завод
      Царь в приказ мне отдает;
      То есть, я из огорода
      Стану царский воевода.
      Чудно дело! Так и быть,
      Стану, царь, тебе служить.

      Только, чур, со мной не драться
      И давать мне высыпаться,
      А не то я был таков!"
     
  АВТОР
(все, что проговаривает, синхронно совершается на сцене), 

    Тут он кликнул скакунов
      И пошел вдоль по столице,
      Сам махая рукавицей,
     
                                           
Действие 5



      Находясь во службе царской,
      При конюшне государской;
      Наш Иван наделал дел,
      Как пострел везде поспел,
      Как хитро поймал Жар-птицу,
(пробегает под быструю музыку жар-птица)

Пауза для танца ПОЛИНЫ
      Как похитил Царь-девицу,      шамаханскую царицу, (восточная музыка и танец царицы, Иван накрывает ее покрывалом и уводит)

ПАУЗА ДЛЯ ТАНЦА

           Как он в солнцевом селенье
(Иван уходит, а на экране транслируются кадры из мультфильма)
      Киту выпросил прощенье;
      Как, к числу других затей,
      Спас он тридцать кораблей;
      Как в котлах он не сварился,
      Как красавцем учинился;
(выходит Иван, причесанный,в белой рубахе, подпоясанный красным кушаком, КРАСУЕТСЯ НА СЦЕНЕ)
      Словом: дальше речь о том,
      Как он сделался царем.

Вы, ребята, почитайте

 сказку про конька живого,

про Ивана молодого,

Что дальше было  вы узнайте.

А кто слушал да смотрел,

На сто процентов помудрел!
     ВСЕ ВЫХОДЯТ НА ПОКЛОН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

СодержаниеВведениеI.  Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII.  Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...

Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»   Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной  и твор...