Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
статья (история) по теме
. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorch._cherez_issledovat._rabotu.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
Возрастающая сложность и масштаб проблем, встающих перед обществом на рубеже нового века, ставят перед общеобразовательной школой задачу не просто формирования эрудированного ученика, но творческой личности с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, способной к преобразовательной продуктивной деятельности. Отчетливо видно стремление к развитию творческого потенциала обучающихся, к формированию умения преображать, улучшать окружающий мир. Формированию творческого потенциала учащихся способствует развитие исследовательских качеств, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности. В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.
Каждый учебный год я организую исследовательскую деятельность по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность начинаю с раннего изучения истории по этапам.
1 этап. Включение поиска с заданиями по работе (5-6 классы) с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. В 5-ом классе, в возрасте 10-12 лет, отмечается высокий познавательный интерес к предмету истории. При изучении тем истории Древнего мира ребята работают с дополнительной литературой. В 5-ом классе использую небольшие фрагменты из исторических источников, приводимых в учебнике, обращаюсь к характеристикам исторических деятелей. На мой взгляд, познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью учебных умений работать с печатным текстом. Формирование умения составлять планы исторических текстов, документов проходит на каждом уроке.
Перечисляю основные требования, предъявляемые к составлению плана:
- План должен полностью охватывать содержание текста.
- В заголовках пункта плана не должны повторяться сходные формулировки.
Затем учащиеся в рабочих тетрадях записывают памятку «Как составить план к тесту».
Памятка выглядит так:
1 .Прочитайте текст, документ.
2.Разделите на части и выделите главную мысль в каждой.
3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами
существительными.
4.Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
- Запишите получившийся план в тетрадь.
- Помните требования к плану.
На мой взгляд, роль подобных памяток-предписаний при формировании учебных умений очень высока, так как они определяют мыслительные шаги.
Затем при изучении темы «Перемены в управлении Афинами» учащиеся самостоятельно составляют план одного из подразделов. Тренировочные занятия продолжаются и на следующих уроках. Варианты заданий усложняются. Учащимся предлагается выполнять задания, опираясь на текст параграфа, составить программу проведения Олимпийских игр.
Проделав подобную работу, пятиклассники не только тренируются в составлении плана, но и предпринимают попытку сделать вывод из прочитанного.
Как уже говорилось, формирование умений предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Перед изучением темы «В городе богини Афины» некоторым пятиклассникам можно предложить самостоятельно составить план-маршрут, по которому можно провести экскурсию по Афинам.
Задания от этапа к этапу усложняются. Учащиеся учатся сравнивать содержание исторических текстов документов, устанавливать общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях.
Работа по формированию и развитию у учащихся умений, позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные результаты, способствует формированию умения анализа исторического текста, выделение главной мысли, умение делать выводы.
.
2 этап. Раскрытие учителем познавательного процесса (6-7 класс). Работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы поддерживается и совершенствуется в дальнейшем на уроках истории в 6-7 классах. Усложняются приёмы, составительный анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.
Усложняется и деятельность учеников: вместо ответа на вопрос - придумывание вопросов, вместо разгадывания кроссворда - его составление, вместо усвоения готового текста - создание собственных текстов.
Каждый параграф дополнен текстами из письменных источников, которые используются на разных этапах урока. Привлекаю шестиклассников к конспектированию документа. Предлагаю учащимся самостоятельную работу с документами, предварительно сообщив им перечень вопросов и заданий.
.
.
В 7 классе для учащихся показывается более сложный прием использования документального источника. Использую систему проблемных ситуаций, в ходе которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической науки.
На мой взгляд, хорошо помогает подготовке устного изложения сложных, в том числе теоретических вопросов курсов, составление развернутого плана - конспекта, тезиса, аннотаций в 8-9 классах. На данном этапе происходит специальное обучение приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению изучаемого материала.
На данных двух этапах во время проведения уроков активно использую методику исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.
На мой взгляд, групповая работа особенно эффективна на уроках истории, посвященных изучению нового материала на документальной базе.
В старших классах использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.
В системе обучения при рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории я использую уроки-практикумы. Это позволяет расширить , углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.
Благоприятные условия для реализации возможности каждого ученика для самостоятельного познания и творчества дает коллективная форма учебного занятия - семинар. Использование уроков- позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении истории ранее, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования.
Формой научно-исследовательской деятельности является участие ребят в научно-исследовательских конференциях «Отечество», «Мемориал»
Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Учащиеся, сталкиваясь с разным пониманием прошлого, знакомятся с разными историческими концепциями, способами интерпретации источников, с разным построением причинно- следственных связей.
Тему чаще всего мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки.
Определившись с тематикой в самом общем виде, предлагаю ученику примерный список источников и исторической литературы, приглашаю изучить каталоги библиотек, почитать найденную литературу, пытаясь конкретизировать и сузить тему. Во время первых бесед с учениками я знакомлю их с традиционной структурой научной работы, с тем, что она состоит из введения, в котором формулируется тема, проблемы, цели и задачи исследования, основной части, где описано собственно исследование, и заключения, в котором делаются выводы и даются ответы на поставленные во введении вопросы. Затем тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются.
Предметом поисков учащихся являются материалы о своих земляках, по истории родословной своей семьи.
Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции.
Это позволило сформировать у учащихся навыки исследования, участвовать в районных, областных и Всероссийских конкурсах.
Мы представляли на областной конкурс работы на темы «Родословие», «Великая Отечественная война» , на всероссийский конкурс «Чужие среди своих». Работы были отмечены благодарственными письмами, книгами, диском.
Считаю, что именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников. Особенно в условиях сельской школы, где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Наши учебные краеведческие занятия связаны с общественно-полезной деятельностью учащихся. Эти ученические изыскания представляют научный интерес (поиск, сбор, изучение и публикации материалов по краеведению). Материал был представлен на внеклассном мероприятии методической недели уроков гуманитарного цикла « Моё родное село Михайловка» в виде презентации.
.
Исследовательская работа увлекает меня и моих учеников несмотря на все трудности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной практике.
Я пришла к выводу, что главное - пробудить интерес у учащихся к творческой деятельности, быть самому творческой личностью, тогда совместная работа с детьми на уроке и во внеклассной работе принесет огромное моральное удовлетворение результатами своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики
В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках физики....
Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике
Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...
Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".
Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Развитие творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность" (№ 9-10, 2015)
В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Авторы рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально ст...
"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность"
Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей в школе имеет социльное,педа...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...