Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
статья (история) по теме

Шальнова Зоя Сергеевна

             . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorch._cherez_issledovat._rabotu.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

   Возрастающая сложность и масштаб проблем, встающих перед обществом на рубеже нового века, ставят перед общеобразовательной школой задачу не просто формирования эрудированного ученика, но  творческой личности с развитыми интеллектуальными способностями,  творческим отношением к миру, способной к преобразовательной продуктивной деятельности. Отчетливо видно  стремление к развитию творческого потенциала обучающихся, к  формированию умения преображать, улучшать окружающий мир. Формированию  творческого потенциала учащихся способствует развитие исследовательских качеств, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности. В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

   Каждый учебный год я организую исследовательскую деятельность  по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. 

Вовлечение учащихся   в научно-исследовательскую деятельность начинаю с раннего изучения истории по этапам.

1 этап. Включение поиска с заданиями по работе (5-6 классы) с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. В  5-ом классе, в возрасте 10-12 лет,  отмечается высокий познавательный интерес к предмету истории. При изучении тем истории Древнего мира ребята работают с дополнительной литературой. В 5-ом классе использую небольшие фрагменты из исторических источников, приводимых в учебнике, обращаюсь к характеристикам   исторических деятелей. На мой взгляд, познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью учебных умений работать с печатным текстом. Формирование  умения составлять планы исторических текстов, документов проходит на каждом уроке.

Перечисляю основные требования, предъявляемые к составлению плана:

  1. План должен полностью охватывать содержание текста.
  2.  В заголовках пункта плана не должны повторяться сходные формулировки.

Затем учащиеся в рабочих тетрадях записывают памятку «Как составить план к тесту».

Памятка выглядит так:

1 .Прочитайте текст, документ.

2.Разделите на части и выделите главную мысль в каждой.

3.        Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами
существительными.

4.Прочитайте текст  второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

  1. Запишите получившийся план в тетрадь.
  2. Помните требования к плану.

На мой взгляд, роль подобных памяток-предписаний при формировании учебных умений очень высока, так как они определяют мыслительные шаги.

Затем при изучении темы «Перемены в управлении Афинами» учащиеся самостоятельно составляют план одного из подразделов. Тренировочные занятия продолжаются и на следующих уроках. Варианты заданий усложняются. Учащимся предлагается выполнять задания, опираясь на текст параграфа, составить программу проведения Олимпийских игр.

Проделав подобную работу, пятиклассники не только тренируются в составлении плана, но и предпринимают попытку сделать вывод из прочитанного.

Как уже говорилось, формирование умений предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Перед изучением темы «В городе богини Афины» некоторым пятиклассникам можно предложить самостоятельно составить план-маршрут, по которому можно провести экскурсию по Афинам.

Задания от этапа к этапу усложняются. Учащиеся учатся сравнивать содержание исторических текстов документов, устанавливать общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях.

Работа по формированию и развитию у учащихся умений, позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные результаты, способствует   формированию умения анализа исторического текста, выделение главной мысли, умение делать выводы.

.

2 этап. Раскрытие учителем познавательного процесса (6-7 класс). Работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы поддерживается и совершенствуется в дальнейшем на уроках истории в 6-7 классах. Усложняются приёмы, составительный анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов   к выявлению скрытых сведений.

Усложняется и деятельность учеников:  вместо ответа на вопрос - придумывание вопросов, вместо разгадывания кроссворда - его составление, вместо усвоения готового текста - создание собственных текстов.

Каждый параграф  дополнен текстами из письменных источников, которые используются на разных этапах урока. Привлекаю шестиклассников   к конспектированию документа. Предлагаю учащимся самостоятельную работу с документами, предварительно сообщив им перечень вопросов и заданий.

.

.

В 7 классе для учащихся показывается более сложный прием использования документального источника. Использую систему проблемных ситуаций, в ходе которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической науки.

На мой взгляд, хорошо помогает подготовке устного изложения сложных, в том числе теоретических вопросов курсов,  составление развернутого плана - конспекта, тезиса, аннотаций в 8-9 классах. На данном этапе происходит специальное обучение приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению изучаемого материала.

На данных двух этапах во время проведения уроков активно использую методику исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.

На мой взгляд, групповая работа особенно эффективна на уроках истории, посвященных изучению нового материала на документальной базе.

 В старших классах использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

В системе обучения при рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории я использую уроки-практикумы. Это позволяет расширить , углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Благоприятные условия для реализации возможности каждого ученика для самостоятельного познания и творчества дает коллективная форма учебного занятия - семинар. Использование уроков-   позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении истории ранее, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования.

Формой научно-исследовательской деятельности является участие ребят в научно-исследовательских конференциях «Отечество»,  «Мемориал»

Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Учащиеся, сталкиваясь с разным пониманием прошлого, знакомятся с разными историческими концепциями, способами интерпретации источников, с разным построением причинно- следственных связей.

Тему чаще всего мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки.

Определившись с тематикой в самом общем виде, предлагаю ученику примерный список источников и исторической литературы, приглашаю изучить каталоги библиотек, почитать найденную литературу, пытаясь конкретизировать и сузить тему. Во время первых бесед с учениками я знакомлю их с традиционной структурой научной работы, с тем, что она состоит из введения, в котором формулируется тема, проблемы, цели и задачи исследования, основной части, где описано собственно исследование, и заключения, в котором делаются выводы и даются ответы на поставленные во введении вопросы. Затем тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются.

Предметом поисков учащихся являются материалы о своих земляках, по истории родословной своей семьи.

Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции.

Это позволило сформировать у учащихся навыки исследования, участвовать в районных, областных и Всероссийских конкурсах.  

Мы представляли  на областной конкурс  работы на темы «Родословие», «Великая Отечественная война» , на всероссийский  конкурс «Чужие среди  своих». Работы  были  отмечены благодарственными  письмами, книгами,  диском.

Считаю, что именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников. Особенно в условиях сельской школы, где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Наши учебные краеведческие занятия связаны с общественно-полезной деятельностью учащихся. Эти ученические изыскания представляют научный интерес (поиск, сбор, изучение и публикации материалов по краеведению). Материал был представлен  на внеклассном мероприятии методической  недели уроков гуманитарного цикла «  Моё родное  село  Михайловка» в виде презентации.

.

Исследовательская работа увлекает меня и моих учеников несмотря на все трудности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной практике.

Я пришла к выводу, что главное - пробудить интерес у учащихся к творческой деятельности, быть самому творческой личностью, тогда совместная работа с детьми на уроке и во внеклассной работе принесет огромное моральное удовлетворение результатами своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Развитие творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность" (№ 9-10, 2015)

В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Авторы рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально ст...

"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность"

Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей в школе имеет социльное,педа...