Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
статья на тему

Троицкая Татьяна Викторовна

В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания.

В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление. В ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа деятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. В данном случае формирование исследовательской позиции является важнейшей задачей образования и воспитания. Тем более, становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

На протяжении многих лет педагоги нашей гимназии  активно работают над включением в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности.

Причиной усиленного внимания со стороны нашего педагогического коллектива к данному вопросу стало стремление разрешить проблемы, которые наиболее остро встают сегодня в процессе преподавания в современной школе, а именно:

  • система оценки подготовки выпускников в форме ЕГЭ и отчетливая тенденция увеличения при итоговой аттестации вопросов, которые выявляют умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение доказывать и применять знания в новых ситуациях;
  • необходимость овладения выпускниками навыками самообразования.

Результатами этой работы можно считать:

  • систематизацию приемов способствующих эффективному формированию исследовательских умений обучающихся;
  • создание условий для осмысления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и системного структурирования фактического материала;
  • создание условий для организации деятельности по самооценке, самокоррекции результатов труда обучающихся.

Итак, одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является постепенное развитие у них навыков исследовательской работы, которое вполне осуществимо через урок. Для достижения названных выше результатов недостаточным является единичное использование приемов исследовательской деятельности школьников, необходима целостная система  обучения учеников исследовательской деятельности.

На уроках истории и обществознания мы вовлекаем учащихся в научно-исследовательскую деятельность поэтапно.

На наш взгляд, познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью умения работать с печатным текстом. Поэтому, на начальном этапе учащиеся 5 - 6 классов работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. Мы используем небольшие фрагменты из исторических источников, как из приводимых в учебнике, так и дополнительный материал, обращаемся к характеристикам исторических деятелей. Для выполнения задания учащимся предлагаются алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата. При систематическом использовании данного приема при работе с текстом исторического источника предполагаемый результат выражается в сформированности следующих метапредметных универсальных учебных действий:

  • делать анализ текста;
  • сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;
  • устанавливать логическую связь между фактами;
  • обобщать материал и самостоятельно делать выводы.

Развитию навыков исследователя, внимание к деталям, на наш взгляд, хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте. Надо сказать, что эта форма работы - одна из самых любимых у школьников 5 класса.

Формирование метапредметных УУД предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Задания от этапа к этапу усложняются. Работа по формированию и развитию у учащихся умений, позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные результаты: способствует формированию умения анализа исторического текста, выделения главной мысли, умения делать выводы.

В 6-7 классах поддерживается и совершенствуется работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы; усложняются приёмы, анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.

Исследовательская деятельность продолжается во время выполнения учащимися домашнего задания по материалу, отсутствующему в учебнике.

В 8-9 классах происходит специальное обучение приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению материала. Учащиеся составляют развернутый план - конспект, аннотацию, кластеры, выписывают тезисы по теме урока.

На данных этапах во время проведения уроков активно используется методика исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.

Эффективный прием, используемый нами на уроках истории - построения структурно-логических схем. Большинству учащихся они помогают ориентироваться в учебной информации, структуре знаний, их систематизации; способствуют эффективному и прочному запоминанию знаний. Слабоуспевающим ученикам структурно-логические схемы необходимы как логическая опора – это знания для зоны его ближайшего развития. В данном случае отрабатываются умения:

  • устанавливать внутренние и внешние связи;
  • синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов.

Основной формой познания при отработке приёма является рациональное или логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения. Предполагаемый результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений:

  • устанавливать внутренние и внешние связи между фактами, событиями, явлениями;
  • синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов материала;
  • обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме;

Следующий этап - творческо-поисковый в 10-11 классах. Если на ранних этапах на уроках  учащиеся осваивают отдельные элементы исследовательской деятельности, то на данном этапе учащиеся создают исследовательские работы (проекты).

На уроках истории в старших классах нами используются задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя, который выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Исследование ученическое, может носить как учебный характер, так и научный. Мы организовываем исследовательскую деятельность учащихся как во время урока, так и во внеурочное время. Решая задачу включения учащихся в исследовательскую деятельность, мы, как и большинство педагогов стараемся подобрать интересную и полезную для учащихся тему исследования. Так, при изучении темы «Правовая ответственность» учащиеся проявляют гораздо больший интерес к проблеме подростковой преступности и наказания несовершеннолетних, нежели к другим вопросам, предлагаемым для изучения.

Таким образом, планомерная, систематическая работа по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении истории и обществознания позволяет нам:

- осуществить более глубокое освоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся;

- познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

- сформировать умения построения алгоритма эксперимента, а также выбора и использования методов анализа его результатов;

- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

- приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результат.

- научить учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.


 Библиографический список:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. – С.4.

2. Давыденко Т. М., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия – основа успешности обучения. – Белгород, 2003. – С.40.

3. Савенков А.И. Исследовательский подход к изучению истории в современной школе //Школьные технологии. – 2006. – №3. – С. 112-120.

4. /journal/2000/0123-02.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."

Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучаю...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Реализация требований ФГОС через исследовательскую деятельность на уроках истории.

Выступление на педогагическом совете МБОУ "Гимназия № 20"...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...