Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."
статья по истории (10 класс) по теме

Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучающихся. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, семьи идет осознание ребенком себя частью страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «СОШ №198». Учителя истории Серикова Галина Ильинична

                                                Мелещенко Марина Ивановна

Гражданско-патриотическое воспитание через

 исследовательскую деятельность на уроках истории.

Гражданственность- это понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность её судьбе.

Патриотизм  понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важным духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Сегодня патриотизм понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.

Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучающихся. Через исследовательскую работу по изучению  прошлого своей Родины, края, семьи идет осознание ребёнком себя частью страны. Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Это путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, задач направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством педагога.  Огромное значение имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выборам будущей профессиональной области.   Можно рассматривать исследовательскую деятельность как средство обретения молодым поколением культурных ценностей вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Кроме этого исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам, будут знать,  что в свою очередь передать потомкам. При подготовке работы мы пытаемся задействовать все возможные методы и приёмы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательной работы. Это позволяет прививать детям любовь к Родине, к её истории. Ученик, знающий и уважающий историю своей Родины, всегда будут занимать активную гражданскую позицию, именно в этом проявляется его патриотизм. Патриотические чувства формируются и в процессе изучения истории родного края. Наши ученики с интересом относятся к этому направлению в предмете и не раз выполняли работы по истории края. Ежегодно принимая участие в краеведческих научно-поисковых конференциях: «Держава», «Омск и омичи: прошлое, настоящее, будущее края», «Это нашей истории строки», «Вахта памяти», «Этические чтения» и других тематических мероприятиях,  наши ребята показывали хорошие результаты.        Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в среднем звене обучения. Очень важно учитывать, что процесс обучения, началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приемы урочной, внеурочной и внеклассной работы. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательства и опровержения, умение видеть противоречия, умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации, умения и навыки, связанные с культурой письменной речи. С учетом возрастных особенностей обучающихся можно выделить два этапа формирования исследовательских навыков:

5-7 класс и 8-11 класс.

В 5-7 классах на уроках истории необходима организация работы с различными источниками информации: текст учебника, исторические тексты, карты, картосхемы, графики, таблицы иллюстрации и учебные картины, аудио и видео информация, их анализ, характеристика, сопоставление, и сравнение. Составление плана текста, развивает такие умения как выделение логических частей текста и определение главного. Чтение и составление хронологических сравнительных и обобщающих таблиц  развивают аналитические способности. Систематическая работа с понятиями формирует навык работы с определениями и терминами, который необходим для исследовательской деятельности. Творческие способности и навыки письменной речи проявляются и развиваются при составлении описаний и событий от имени исторического персонажа. Проблемное обучение развивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, делать выводы формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умений формулировать личное суждение перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющиеся информации и логически освоить практику принятия рациональных решений. Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках истории являются необходимым условием для формирования целостной картины мира и исторического развития. Младшие подростки способны подбирать дополнительный материал по теме, опираясь на сформулированные учителем вопросы. Учитель должен научить выписки, работать со справочной литературой. Одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученик сопоставляет разноплановую информацию. Он должен следить за логикой изложения, прослеживать разноплановую информацию, должен следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать. Внеурочная деятельность на этом этапе обучении призвана закрепить интерес к предмету. Семья для младшего подростка неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но и благотворно влияет на семейный микроклимат.

Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине. На уроках и во внеурочной работе необходимо уделять серьёзное внимание знакомству с историей родного края.

У обучающихся 8-11классов на уроках истории продолжается развитие мыслительных  способностей, умений и навыков,  работы с книгой и другими источниками информации. Формируются умения  и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи. Осваиваются новые формы учебной деятельности: дискуссии, диспуты, семинары. Учащиеся этого возраста способны получать информацию не только с помощью таблиц, схем, графиков, но и составлять их самостоятельно на основе текста. Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выявлять общее и частное. Творческие задания усложняются. Обучающиеся составляют газетные публикации, интервью, проводят пресс-конференции и учебные суды. Учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно овладевающих знаниями, использующих разнообразные источники и материалы. Дополнительный материал по теме подбирается самостоятельно, ученик сам определяет круг вопросов, которые надо осветить. Представление собранного материала может сопровождаться  демонстрацией иллюстраций, карт, схем, таблиц. Важным условием развитий исследовательских умений и  навыков остается внеурочная деятельность. Старшеклассники не только участвуют в разных мероприятиях, но и способны самостоятельно проводить различные конкурсы,  викторины, игры для младших учеников. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять мы должны быть готовы всегда находиться с ними рядом,  развивать в них творчество, создавать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрёжки. Он осознано впитывает в себя всё лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин даёт ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний. Каждый предмет в этом комплексе важен. Но особое место в этом ряду занимает история. Вот и получается, что история- это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель, обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Реализация требований ФГОС через исследовательскую деятельность на уроках истории.

Выступление на педогагическом совете МБОУ "Гимназия № 20"...

Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...