«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»
статья по истории

Макеева Валентина Сергеевна

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost1.pptx2.9 МБ
Файл makeeva_v.s._ped_konfer.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка » Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Ириновка » Макеева Валентина Сергеевна

Слайд 2

-повысить творческую активность учащихся на уроке; -развивать их логическое и критическое мышление; -повысить уровень их конкурентоспособности; -расширить кругозор школьников.

Слайд 3

Один из видов проектной деятельности. Ученики 5 класса рисуют на тему «Мифы о Геракле».

Слайд 4

Занятия проектной и исследовательской деятельностью дают результаты. Мои ученики имеют призовые места на НПК.

Слайд 6

Районная Конференция «Я и мир вокруг»

Слайд 7

Учитель берет на себя тьютерские функции: — является консультантом на всех этапах проектной деятельности; — инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках; — предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект); — помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование; — «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь); — он координатор всего группового процесса; — является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Слайд 8

Конкурс «Права человека глазами ребенка»

Слайд 9

Конкурсы, проекты…

Слайд 12

«Милая моя РОДИНА» Собираем материал о родном крае, об интересных занятиях и увлечениях местных жителей. Готовим мероприятия по краеведению.

Слайд 13

« Листая страницы истории: ириновцы в годы войны 1941-1945 гг. »

Слайд 14

Метод проектов — это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Слайд 15

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

 «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с. Ириновка»

Макеева Валентина Сергеевна

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического и экологического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.

В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического и экологического образования:

• адаптация детей к современной социокультурной среде;

• активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке и во внеурочной деятельности, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.

Каждая образовательная технология исходит из вполне определенных свойств обучаемых: опорные конспекты, например, опираются на зрительный канал восприятия и акцентируют внушаемость учащихся. Мы же имеем в классе разных учеников; право- и левополушарных, визуалов, аудиалов и кинестетиков, внушаемых и невнушаемых. Конечно, можно применить мощнейший «учительский гипноз» и подавить индивидуальные особенности учащихся, поступить с ними по образному совету В.Ф. Шаталова, как с огурцами – «суньте в банку с рассолом, и они неизбежно просолятся». Но! Во-первых, такие технологии прямого авторитарного диктата годятся только при обучении языкам, точным и естественным наукам, где на один вопрос предусмотрен однозначный ответ. Во-вторых, все-таки, технология для ученика, а не ученик для технологии. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в зоне его ближайшего развития и в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.

Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. С этого учебного года и в нашей школе МОУ «СОШ с. Ириновка» появился такой предмет в учебном плане: в начальной школе во внеурочной деятельности, в среднем звене введен предмет проектная деятельность в количестве 1 час в неделю.

Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность — это здорово! Почему?

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, год которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.

В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Что же такое метод проекта?

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

    Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

    Проектирование (планирование деятельности).

    Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

    Продукт (изготовление, оформление продукта).

    Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Организация работы над проектом

    Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

        высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

        обсуждение возникших идей;

        перечисление интересующих учащихся тем проектов;

        формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

    Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

        уточнение намеченной цели и задач;

        поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

        обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);

        интерпретация данных;

        сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

    Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

        систематизация полученных данных;

        построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

    Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

        осмысление полученных данных и способов достижения результата;

        обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Классификация проектов по количеству участников

    Персональные (индивидуальные).

    Парные.

    Групповые.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

· исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); Включает обоснование актуальности избранной темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования, его методов

· творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

· приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

· информационные направлен на обучение учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный проект. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (анализ литературы, СМИ, баз данных, в том числе и электронных, методы анкетирования, интервьюирования), ее обработка (анализ, обобщение, сопоставление и т. д.). Публикация в СМИ статей, например, об истории родного края. Размещение в сети Интернет информации об истории и жизни школы.

· практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».

    В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».

    Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».

    Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.

    Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района.

Работа шла по трем направлениям:

1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района;

2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;

3) историческое просвещение детей и родителей.

Долгосрочные проекты требуют длительной подготовки.

Пример. Семейный проект «Летопись семьи». В процессе данного проекта собирается материал о семье, проводится опрос родственников, изучаются семейные архивы-фото и документы, рисуется родословное древо, оформляется работа и презентация.

Классификация проектов по комплексности (по предметно-содержательной области)

    Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

    Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    Надпредметные (социальные) проекты.

Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».

Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).

Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник для изучения истории первых послевоенных десятилетий» (история и литература). «Изменение границ СССР после Великой Отечественной войны» (история и география).

Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»

Учитель берет на себя тьютерские функции:

— является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

— инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;

— предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

— помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

— «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

— он координатор всего группового процесса;

— является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Таким образом, внедряя  метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания   удается: Повысить  творческую активность учащихся на уроке; развивать их логическое и критическое мышление; повысить уровень их конкурентоспособности; расширить кругозор школьников.

         Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся  в ходе проектной деятельности:

• опыт работы с большим объемом информации;

• опыт проведения презентации;

• умение оценивать ситуацию и принимать решения;

• умение работать в коллективе;

• умение структурировать информацию;

• умение индивидуально планировать работу;

• умение работать в команде.

Я уже не первый год занимаюсь исследовательской краеведческой работой с ребятами. Участвуем в различных конкурсах и конференциях, имеем призовые места. Ребятам очень интересно работать над проектами, лучше запоминается материал.

В ходе проектно- исследовательской  работы у учащихся появилась  возможность  по-новому рассмотреть  процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися  прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть  догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы....

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания».

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Но в настоящий момент достаточно много учите...

Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...

Статья по теме "Внеурочная деятельность на уроках истории и обществознания"

Внеурочная деятельность на уроках истории и обществознания для детей с ОВЗ....