Тема: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания».
статья по истории на тему

Рычкова Екатерина Анатольевна

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Но в настоящий момент достаточно много учителей апробировали практику проекта на своих уроках.

Как педагогическая категория, метод проекта представляет собой совокупность исследовательских проблемных методов обучения. Проектные технологии возможно применять при изучении практически всех предметов, и они обеспечивают оптимальные условия для продуктивной деятельности учащихся. Это уже неоднократно отмечалось педагогами. Указанный вид деятельности определяется как личностно-ориентированный, реализующий обучение в сотрудничестве.

Что же такое проект? Это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной перед ними проблемы. Работа над проектом проходит при сотрудничестве учителя с обучающимися. Для достижения необходимого результата вырабатывается четкая структура действий, которая является основой успеха.

Успешность использования проектов в образовательном процессе зависит, прежде всего, от качественного планирования проектной работы, а именно: выделения отдельных этапов проекта и определения языкового, речевого, информационного и методологического содержания этапов.

Как показывает практика, выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин. Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода. Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего. В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы. В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.

Тем не менее, создание проекта на уроке значительно его обогащает, делает совместную работу учеников и учителя интересной, информативной, познавательной. Процесс обучения в данном случае выходит на новый качественный уровень.

Элементы проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания возможно использовать уже в младшем школьном звене.

В результате проведенной работы ученики не только получат необходимую информацию по школьной программе, но и расширят свои познания. Самостоятельность работы и её аналитическая направленность будут способствовать сохранению полученного знания.

Анализируя методику урока-проекта, я прихожу к выводу о целесообразности его проведения в рамках образовательной программы. Данный вид деятельности не только способствует распространению смысловой нагрузки, но и обогащает сам урок.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx12.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания».

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Но в настоящий момент достаточно много учителей апробировали практику проекта на своих уроках.

Как педагогическая категория, метод проекта представляет собой совокупность исследовательских проблемных методов обучения. Проектные технологии возможно применять при изучении практически всех предметов, и они обеспечивают оптимальные условия для продуктивной деятельности учащихся. Это уже неоднократно отмечалось педагогами. Указанный вид деятельности определяется как личностно-ориентированный, реализующий обучение в сотрудничестве.

Что же такое проект? Это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной перед ними проблемы. Работа над проектом проходит при сотрудничестве учителя с обучающимися. Для достижения необходимого результата вырабатывается четкая структура действий, которая является основой успеха.

Успешность использования проектов в образовательном процессе зависит, прежде всего, от качественного планирования проектной работы, а именно: выделения отдельных этапов проекта и определения языкового, речевого, информационного и методологического содержания этапов.

Как показывает практика, выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин. Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода. Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего. В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы. В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.

Тем не менее, создание проекта на уроке значительно его обогащает, делает совместную работу учеников и учителя интересной, информативной, познавательной. Процесс обучения в данном случае выходит на новый качественный уровень.

Элементы проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания возможно использовать уже в младшем школьном звене.

В результате проведенной работы ученики не только получат необходимую информацию по школьной программе, но и расширят свои познания. Самостоятельность работы и её аналитическая направленность будут способствовать сохранению полученного знания.

Анализируя методику урока-проекта, я прихожу к выводу о целесообразности его проведения в рамках образовательной программы. Данный вид деятельности не только способствует распространению смысловой нагрузки, но и обогащает сам урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы....

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Выступление по теме " Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания"

Выступление по теме моего самообразования: " Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"...

Статья по теме "Внеурочная деятельность на уроках истории и обществознания"

Внеурочная деятельность на уроках истории и обществознания для детей с ОВЗ....