«Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время»
статья по естествознанию на тему

Хрущева Альбина Ринадовна

На протяжении всей своей работы главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей  учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся.

Девизом моей работы при осуществлении учебной и внеурочной деятельности стали слова Исаака Ньютона «При изучении наук – примеры полезнее правил»

Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:

- проблемного обучения;

- здоровьесберегающие;

      - информационно – коммуникационную и Интернет - технологию;

- игровые;

      - лабораторные опыты;

      - проектную технологию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской методический семинар педагогов технологического и естественно-математического направлений в рамках реализации концепции «ТЕМП» «Педагогические идеи – в практику 2015»

 «Проектно – исследовательская деятельность

на уроках физики и во внеурочное время»

 Выполнила: Хрущева А.Р.

 учитель физики МАОУ СОШ№9 г. Златоуст

Златоуст 2015

Обобщение опыта работы «Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время»

Работаю учителем физики в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 9 г. Златоуст с 2012 года. Стаж моей педагогической деятельности 3 года.

На протяжении всей своей работы главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей  учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся.

Девизом моей работы при осуществлении учебной и внеурочной деятельности стали слова Исаака Ньютона «При изучении наук – примеры полезнее правил»

Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:

- проблемного обучения;

- здоровьесберегающие;

      - информационно – коммуникационную и Интернет - технологию;

- игровые;

      - лабораторные опыты;

      - проектную технологию.

Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий при изучении физии в основной и старшей школе для развития их творческих возможностей и способностей, создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Компьютерное обучение является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса на уроках физики, наполняет деятельность учителя, принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

Новые нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, особо организованные, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил, служат выходом творческой энергии учителя и ученика. Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.

Методы, используемые на урока: лекция, поисковые (учебно–исследовательская   деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективными.

   Я выделила для себя несколько видов использования информационных технологий при подготовке и проведении уроков физики:

- Изготовление, оформление раздаточного материала;

- Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету;

- Интерактивные практикумы (работа с материалами Интернет, обучающими программами);

- Диагностика качества знаний;

- Творческие работы учащихся

Тема самообразования, над которой я работаю в течение трех лет, - «Компетентностный подход в изучение физики посредством исследовательской деятельности».

Использование исследовательской деятельности учащихся позволяет мне осуществлять целенаправленное, поступательное развитие креативных сил каждого ребенка, его творческого потенциала. Разрабатывая  и внедряя различные инновационные технологии, стараюсь создавать условия  для развития интеллектуальных умений и такой образовательной системы, где учащиеся могут проявить свою активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего «Я». Включая учащихся в целенаправленную деятельность, развивая творческую активность по овладению социальным опытом, способствую становлению у школьников личностно ориентированного отношения к познавательной деятельности, формированию активной жизненной позиции.

Использование проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и в вне даёт мне возможность:

1. изучать индивидуальные особенности учащихся и их интересы;

2. повышать внутреннюю мотивацию к образованию;

3. сочетать традиционные и активные формы и методы обучения;

4. развивать личностные качества;

5. повышать качество обучения;

6. развивать творческие способности учащихся.

Проектно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время  разделяю на несколько основных видов. Это разделение достаточно условно, а предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.

Проектно-исследовательская деятельность на уроке предусматривает:

            - проведение учебного эксперимента;

            - применение исследовательского метода обучения;

            - использование некоторых нетрадиционных форм занятий;

            - применение домашних работ исследовательского характера.

Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время включает в себя:

            - процесс работы над учебным проектом;

            - работу на факультативе или спецкурсе;

            -участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях учащихся школьного, городского, областного и всероссийского уровней.

Развитие личности определяется содержанием, характером, разнообразием видов деятельности, но в определенный период жизни человека преобладает ведущий вид деятельности, в данном случае познавательной, которая определяет значительную роль учебной активности в формировании личности учащегося.

Исходя из этого, сформулировала основные задачи, которые позволяют  мне решать исследовательское обучение:

- создание познавательной базы исследовательской компетентности - представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебного предмета, определяемых базисным учебным планом;

- развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъективности - или способности «строить» себя как человека, субъекта собственной деятельности;

- приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом.

Исследовательская деятельность  строиться на принципах доступности, культуросообразности, взаимного интереса, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности, естественности, сотрудничества.

       Для осуществления данных принципов я:

  • создаю атмосферу поиска на уроках;
  • выстраиваю диалогическое общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру ученика  занимает значимое место;
  • провоцирую появление вопросов и желание найти ответы;
  • выстраиваю доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности;
  • учитываю интересы и мотивацию учащихся;
  • даю учащимся право в принятии значимых решений.            

Рассмотрение физических процессов с разных позиций, включение в условие задачи разнообразных данных, использование вариативности решения задач неизбежно приводит к тому, что значительно повышается прочность знаний учащихся по физике и, как следствие, формируется нестандартное мышление учащихся.

В своей деятельности я стараюсь разрабатывать содержание, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывать его сегодняшние склонности и способности. Моя главная задача состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, и развить уже имеющиеся способности, а также выявить одарённых детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность. Поэтому, в своей работе я стараюсь развить у учащихся исследовательское поведение через исследовательское обучение. Исследовательское обучение - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

В своей деятельности я опираюсь на такие психологофизиологические особенности  школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на  искателя истины. Поэтому, в обучении и воспитании я использую исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. А чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • доказывать и защищать свои идеи.

Развитие этих навыков я осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие формы организации учебно – исследовательской деятельности:

- проблемное видение урока

- внедрение технологии деятельностного метода

- проведение элективных курсов

- внедрение технологии  проектов

- внеурочная деятельность (индивидуальный подход)

- школьные, городские, областные, Всероссийские конференции.

На элективных курсах дети учатся: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать.  Причём включаются в эту деятельность все ученики. Этому способствует применяемая мною технология деятельностного метода. Она обеспечивает  включение детей в деятельность, разноуровневое обучение, создаёт условия для достижения деятельностных целей образования, обеспечивает прохождение необходимых этапов усвоения знаний.

Развитие навыков исследовательского поведения у учащихся продолжаю в процессе занятий на элективных курсах предпрофильного и профильного обучения, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов:

Элективный курс  даёт возможность:

- разнообразить форму работы;

  • разнообразить методы, которые направлены не только на усвоение знаний ,  но на их глубину, на развитие познавательных интересов, творческих способностей,  общей культуры,
  • обеспечить более глубокую, широкую, разнообразную практическую деятельность (наблюдение, проведение экспериментов, опытов и т.д.)
  • воспитывают дух сотрудничества

Школьное научное общество по физике включает ребят с 5 по 11 классы, а последнее время появились дети из начальной школы. Поэтому ко мне в 7 – й класс приходят ученики уже имеющие некоторый опыт в исследовательской деятельности. Но есть такие творческие, одарённые дети, которые в процессе всей этой деятельности выходят на серьёзные исследовательские работы. Они заинтересованы и способны вести исследовательскую деятельность. С каждым годом таких детей становится всё больше. Мне интересна работа с ними, поэтому такие дети объединены в научное общество «Поиск» и я являюсь его координатором.

Задачи научного общества учащихся это:

-        раннее раскрытие интересов, склонностей учащихся к научно-
  исследовательской деятельности;

-        обучение методам и приёмам школьников доступных им научных исследований,
 умение общаться с приборами, оборудованием, необходимым для эксперимента,

       -   работать с научной литературой;

-        привлечение к проблемам местного и регионального уровня;

-        воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и
духовной культуры;

Научное общество школьников имеет:

  1. План работы научного общества.
  2. Эмблему.
  3. Удостоверение участника.

Выбрав тему, ребята обсуждают её. Затем работаем над подбором литературы по данной теме. После  изучения, анализа литературы мы совместно с ребятами выдвигаем гипотезы, ставим задачи исследования, выбираем методы исследования, выстраиваем план проведения исследования.

Чтобы ответить на профессиональные вопросы, связанные так или  иначе с физикой, необходима прочная материально – техническая база кабинета или возможность проводить эксперимент в лабораториях ВУЗа, но зачастую мы лишены такой возможности. Поэтому в ход иду различные подручные средства, начиная от пластиковых коробов, бутылок и заканчивая изготовлением нужного механизма на заказ.  

Выбор темы является одним из сложных этапов.  Изучать физику начинают в большинстве школ с седьмого класса. Ученики, которые приходят  в седьмом классе уже обладают некоторыми навыками исследовательской деятельности. Но на первых порах выбор темы осуществляется с помощью руководителя. В старших классах учащиеся выполняя исследовательскую работу могут преследовать и другие цели, например:

  • Не только для развития своих способностей, но и на создание продукта, значимого для класса, школы (например, был создан люксметр – для измерения освещенности в классах школы, усилитель т колонки для актового зала)
  • Общение с взрослыми людьми, профессионалами в своей области (в одной из исследовательских работ, нам дал возможность экспериментировать с тепловизором Машзавод)
  • Формирование рефлексии на собственное поведение
  • Возникновение чувства взрослости

Помогает достигать эти цели создание творческих групп из учащихся различных классов, родителей, заинтересованных лиц. Работа в режиме «малых групп» один из видов деятельности в которых учится ученик, а не класс и получает знания он знания не только научные, но и культурные.

Таким образом, практическая направленность при изучение предмета физики, постоянная опора на жизненный опыт учащихся, постановка качественного эксперимента, разработка систем заданий, стимулирующих познавательную активность, создание условий для самоопределения и самореализации, владение деятельностным методом позволяют дать учащимся представления и выработать навыки проведения исследовательских работ.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ценностно-ориентационный

Мотивация проектной деятельности; организация учащихся по созданию проекта; раскрытие его значимости

Осознание учениками мотива деятельности; значимости предстоящей работы

Конструктивный

Объединение учащихся в группы, консультирование, организация поисковой деятельности, подготовка и организация самостоятельной работы

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально, составление плана работы, сбор материала, выбор формы реализации проекта

Оценочно-рефлексивный

Стимулирование учащихся к самооценке и самоанализу, консультация по корректировке проекта

Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме.

Презентативный

Подготовка экспертов, проведение презентации, организация обсуждения проекта и самооценки учащихся

Защита проекта. Самооценка собственной деятельности

На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. В данном случае он делится, по крайней мере на два:

- Первый - можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и т.п.

- Второй, самый важный: бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умении, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. Поэтому, этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе мы не просто рассказываем, её, как и всякое настоящее исследование, защищаем публично, с привлечением авторов других проектов, зрителей и даже практикуем проведение уроков по выбранным темам. В ходе защиты ребята учатся излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Итоги работы всех секций и защита исследовательских работ подводится на ежегодной школьной научной конференции, где исследования учащиеся представлены стендового доклада, презентации и описательной работы.

В дальнейшем лучшие работы направляем на различные городские и всероссийские конкурсы.

Показателем эффективности моей внеурочной деятельности являются:

  1. Городская конференция учащихся «Шаг в будущее-2012»:

- Михайлова Татьяна – 7 класс «Оптические явления» – 1 место

- Исаев Максим – 8 класс «Электромагнитные излучения»– 3 место

- Исаев Максим – 8 класс «Волоконно-оптические линии связи»– 3 место

  1. Городская конференция учащихся «НОУ-2013»:

- Михайлова Татьяна – 8 класс «Люксметр» – 2 место

- Чирков Дмитрий  - 9 класс «Проектирование ЛВС» - 3 место

- Лундовских Алена – 10 класс «Бозон Хиггса» - 1 место

- Желябина Полина  - 9 класс «Оптическая система глаза»

  1. Городская конференция учащихся «Старт в науку-2013»:

- Михайлова Татьяна «Свет как предмет исследования» – 1 место

  1. Городская конференция учащихся «Шаг в науку-2013»:

- Михайлова Татьяна 9 класс «Свет как предмет исследования,  

                                                      изготовление люксметра» – 1 место

- Кузьминых Иван – 5 класс  «Шум»– 1 место

- Алексеев Вячеслав – 8 класс «Изготовление усилителя частоты. Предусилитель»– 2 место

  1. Городская конференция учащихся «Шаг в науку-2014»:

- Кузьминых Иван– 6 класс «Шум и его негативное влияние на здоровье человека»–1 место

- Алексеев Вячеслав – 8 класс «Изготовление усилителя частоты. Предусилитель»– 2 место

  1. Городская конференция учащихся «НОУ-2015»:

- Михайлова Татьяна – 9 класс «Исследование оптических явлений: дисперсия, дифракция,

       интерференция» – 2 место

  1. Областной конференции учащихся «Шаг в науку-2013» Челябинск:

- Михайлова Татьяна 9 класс «Свет как предмет исследования,  

                                                      изготовление люксметра» – 1 место

  1. Областной этап конференции учащихся «Шаг в науку-2014» Челябинск:

- Кузьминых Иван – 5 класс  «Шум»– 2 место

  1. Всероссийский этап  конференции учащихся «Шаг в науку-2014» Москва:

- Михайлова Татьяна 9 класс «Свет как предмет исследования,  

                                                      изготовление люксметра» – 1 место

                                        

№ п/п

ОУ

ФИО

Резюме

Тема

Фото

9

Хрущева Альбина Ринадовна

Учитель физики, педагогический стаж 3 года

Проектно-исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время

C:\Users\kama174\Desktop\RyY8WDT1RUI.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта работы «Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время» Подготовила: учитель физики МАОУ СОШ №9 Хрущева А.Р.

Слайд 2

Цель моей педагогической деятельности: развитие творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся. 2

Слайд 3

«При изучении наук – примеры полезнее правил» И.Ньютон 3

Слайд 4

Современные образовательные технологии: - проблемного обучения; - здоровьесберегающие; - информационно -коммуникационную и Интернет - технологию; - игровые; - лабораторные опыты; - проектную технологию. 4

Слайд 5

Тема самообразования: «Компетентностный подход в изучение физики посредством исследовательской деятельности». 5

Слайд 6

Использование проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и в вне даёт мне возможность: 1. изучать индивидуальные особенности учащихся и их интересы; 2. повышать внутреннюю мотивацию к образованию; 3. сочетать традиционные и активные формы и методы обучения; 4. развивать личностные качества; 5. повышать качество обучения; 6. развивать творческие способности учащихся. 6

Слайд 7

Проектно-исследовательская деятельность на уроке: - проведение учебного эксперимента; - применение исследовательского метода обучения; - использование некоторых нетрадиционных форм занятий; - применение домашних работ исследовательского характера. Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время: - процесс работы над учебным проектом; - работу на факультативе или спецкурсе; -участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях учащихся школьного, городского, областного и всероссийского уровней. 7

Слайд 8

Исследовательская деятельность строиться на принципах доступности взаимного интереса осмысленности самодеятельности экспериментальности естественности сотрудничества. 8

Слайд 9

Учебно- исследовательская деятельность уроки факультативы кружки элективные курсы олимпиады интеллектуальные конкурсы конкурсы исследовательских работ 9

Слайд 10

Задачи научного общества учащихся это: раннее раскрытие интересов, склонностей учащихся к научно- исследовательской деятельности; обучение методам и приёмам школьников доступных им научных исследований, умение общаться с приборами, оборудованием, необходимым для эксперимента, работать с научной литературой; привлечение к проблемам местного и регионального уровня; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры; 10

Слайд 11

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Ценностно-ориентационный Мотивация проектной деятельности; организация учащихся по созданию проекта; раскрытие его значимости Осознание учениками мотива деятельности; значимости предстоящей работы Конструктивный Объединение учащихся в группы, консультирование, организация поисковой деятельности, подготовка и организация самостоятельной работы Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально, составление плана работы, сбор материала, выбор формы реализации проекта Оценочно-рефлексивный Стимулирование учащихся к самооценке и самоанализу, консультация по корректировке проекта Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме. Презентативный Подготовка экспертов, проведение презентации, организация обсуждения проекта и самооценки учащихся Защита проекта. Самооценка собственной деятельности 11

Слайд 12

Показателем эффективности моей внеурочной деятельности являются: Городская конференция учащихся «Шаг в будущее-2012»: - Михайлова Татьяна – 7 класс «Оптические явления» – 1 место - Исаев Максим – 8 класс «Электромагнитные излучения»– 3 место - Исаев Максим – 8 класс «Волоконно-оптические линии связи»– 3 место 2. Городская конференция учащихся «НОУ-2013»: - Михайлова Татьяна – 8 класс «Люксметр» – 2 место - Чирков Дмитрий - 9 класс «Проектирование ЛВС» - 3 место - Лундовских Алена – 10 класс «Бозон Хиггса» - 1 место - Желябина Полина - 9 класс «Оптическая система глаза» 3. Городская конференция учащихся «Старт в науку-2013» Челябинск: - Михайлова Татьяна «Свет как предмет исследования» – 1 место 4. Городская конференция учащихся «Шаг в науку-2013»: - Михайлова Татьяна 9 класс «Свет как предмет исследования, изготовление люксметра» – 1 место - Кузьминых Иван – 5 класс «Шум»– 1 место - Алексеев Вячеслав – 8 класс «Изготовление усилителя частоты. Предусилитель»– 2 место 5. Городская конференция учащихся «Шаг в науку-2014»: - Кузьминых Иван– 6 класс «Шум и его негативное влияние на здоровье человека»–1 место - Алексеев Вячеслав – 8 класс «Изготовление усилителя частоты. Предусилитель»– 2 место 6. Городская конференция учащихся «НОУ-2015»: - Михайлова Татьяна – 9 класс «Исследование оптических явлений: дисперсия, дифракция, интерференция» – 2 место 7. Областной конференции учащихся «Шаг в науку-2013» Челябинск: - Михайлова Татьяна 9 класс «Свет как предмет исследования, изготовление люксметра» – 1 место 8. Областной этап конференции учащихся «Шаг в науку-2014» Челябинск: - Кузьминых Иван – 5 класс «Шум»– 2 место 9. Всероссийский этап конференции учащихся «Шаг в науку-2014» Москва: - Михайлова Татьяна 9 класс «Свет как предмет исследования, изготовление люксметра» – 1 место 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Доклад по теме:"Проектно- исследовательская деятельность учащихся по химии во внеурочное время " (презентация)

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Вы...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Проектная работа на уроках литературы и во внеурочное время

Рассказываю о создании эссе, повести на уроке и во внеурочное время...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время

Статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время"...