Проектная работа на уроках литературы и во внеурочное время
творческая работа учащихся по литературе на тему

Передериева Галина Анатольевна

Рассказываю о создании эссе, повести на уроке и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnaya_konfer_proektnaya_rabota.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

  Проектная работа на уроках  литературы и во внеурочное время

                                    Передериева Галина Анатольевна,

                                   (missis-perederieva@yandex.ru),

                                    учитель русского языка и литературы,

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное

                                    учреждение Щедровская основная общеобразовательная

                                    школа  (МБОУ Щедровская ООШ)

                                    Чертковского района,  Ростовской области

    В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, или метод проектов. Он нацелен на активизацию творческих возможностей личности.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

      Целью проектной деятельности является

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

       Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

       Проектная методика на уроках  литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.

Подготовку и защиту проекта я провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе.

На уроках литературы целесообразным, считаю, использовать исследовательский метод проекта при изучении тем об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе, М.А. Шолохове.

Чтобы привлечь учащихся к активному участию в проекте, использовала командно-групповую и самостоятельную формы работы. При создании  проекта   «Жизнь и творчество М.А.Шолохова» была сформирована группа, выбран руководитель и эксперт проекта. В группах распределились обязанности. Был намечен рабочий план, в который включались конкретные действия по достижению задуманных результатов. Запланированная работа заметно влияла на повышение познавательной активности детей. Мы каждый год весной выезжаем   «в гости» к Шолохову, посещаем музеи станицы Вёшенской, где всё говорит о писателе.         Дети изъявили  желание глубже изучить творчество писателя М.А.Шолохова. Программа по литературе УМК Г.С. Меркина не предусматривает детального изучения произведений писателя. С целью активизации изучения  его творчества я использовала элементы коммуникативно-диалоговой технологии, интерактивные методы. Применяла метод проблемной дискуссии. Диалогичность занятий предполагает обсуждение разных взглядов, сопоставление различных точек зрения. Спор ведёт учащихся к более глубокому восприятию произведений писателя.

        Дети научились работать  с  энциклопедической и справочной литературой, архивными документами, словарем Донских говоров. Они узнали, что такое тын, курень, хата-мазанка и др. Все эти умения способствуют формированию ценностных ориентаций учеников, воспитанию достоинства и уважения к себе как личности, как жителя конкретного региона.

        Творческий метод применяю на уроках развития речи по русскому языку и литературе, где обучающийся сможет реализоваться как личность, где ценно мнение школьника. Мне интересно узнавать, чем интересуется ученик, какие проблемы его волнуют. В 5 классе на уроке литературы после изучения темы школьники самостоятельно сочиняют басню, они не только должны  осветить проблему, но и сделать вывод на морально-нравственную тему.  Емелина Анна написала басню  «Петух и Соловей»

  На птичий двор,                         Как дивно он поет.

Где вечно шум и суета               И тут соловушка попал на это  представленье.

Привез хозяин петуха.                    Он посидел, немного помолчал.

Красивый, с ярким опереньем.         И вдруг такие трели выдал,

Он всех пленил, очаровал.                 Что крики петуха ну ни в каком сравнении

От радости захлопал крыльями,               С прекрасным гласом соловья.

Закукарекал, закричал.                            Вот так и среди нас, среди людей

Все поклонялись этому явленью.           Есть петухи и есть соловушки

Вот царь, вот чудо – птица,        Скромные, невзрачные, но умные головушки.

       Творческий проект помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

       Во внеклассной работе с творческой группой «Вдохновение» я применяю творческий проект

Такой проект не имеет определенной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В творческом проекте результаты всегда желаемые. В работе с творческой группой «Вдохновение» при написании повести «Невероятные приключения школьников на необитаемом острове» я распределяла темы, которые ребята должны были осветить свою сюжетную линию

   Повесть - это развернутый, многосюжетный текст как результат совместной проектной деятельности. Участники творческой группы получили индивидуальные задания. Я попросила составить план повести, определиться, какой эпизод каждый будет описывать. Элла описывала шторм, Настя рассказала о пещере, интересной находке, Алина придумала остров, его животный и растительный мир, Владик поведал об инопланетянах.

      Индивидуальный творческий проект – это  открытие одаренного творческого человека.

      В процессе работы дети учатся  творчески мыслить, развивать воображение, применять полученные знания на уроках географии, биологии, физики.

В ходе работы над проектами дети приобретают опыт индивидуальной самостоятельной созидательной, творческой деятельности.

   Обращение к проектной методике в образовательном     процессе                позволяет    учитывать     индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.

    Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время

Описание системы работы. Проектная деятельность учащихся: организация социально - значимых проектов в школе....

Организация проектной деятельности в области краеведенья во внеурочное время и на уроках русского языка и литературы.

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогиче...

Роль проектной деятельности при изучении географии во внеурочное время

Проектная деятельность сегодня очень популярна в системе образования, особенно в преподавании общественных наук. Но остаются актуальными следующие вопросы: В чем особенность проектирования? Чем п...

Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»

Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...


 

Комментарии

Деточка Елена Анатольевна

Вы ведете плодотворную работу с обучающимися. Помогаете детям всесторонне развиваться. Ваши ученики применяют полученные знания на практике