Роль проектной деятельности при изучении географии во внеурочное время
статья по географии на тему

Проектная деятельность сегодня очень популярна в системе образования, особенно в преподавании общественных наук. Но остаются актуальными следующие вопросы: В чем особенность проектирования? Чем проект отличается от других видов деятельности? Чем один вид проекта отличается от другого? Для ответа на эти вопросы сначала нужно разобраться, что же такое, собственно, "технология проекта".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеманадышская средняя школа»

Атяшевского муниципального района

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Подготовила: Сидорова Т.В.

учитель географии

                                             

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Организация проектной деятельности по географии.
  2. Сущность метода проектов.
  3. Требования к проектной деятельности.
  4. Этапы работы над проектом.
  5. Классификация проектов.
  6. Применение данной методики в курсе географии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы.

       Проектная деятельность сегодня очень популярна в системе образования, особенно в преподавании общественных наук. Но остаются актуальными следующие вопросы: в чём особенность проектирования? Чем проект отличается от других видов деятельности? Каковы основные элементы проекта? Чем один вид проекта отличается от другого? Для ответа на эти вопросы сначала нужно разобраться, что же такое, собственно, «технология проекта».

Цель:

- Отразить сущность понятия и значимость проектной деятельности по географии.

   

       Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает предмету с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной.       Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения не только  на уроках, но и во внеурочное время.

        Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.

        Внедрение проектной деятельности позволяет учителю организовывать освоение современных информационных технологий, формировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с электронными средствами (справочно-информационными системами), использовать мультимедийные технологии, повышать мотивацию и творческую активность, усиливать интеграционную составляющую обучения, так как в дальнейшем учащиеся смогут применять полученные навыки и умения в других областях. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

           Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Учебная деятельность преобразуется в проектную. Активность учащихся в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

1. Организация проектной деятельности по географии.

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников:

  • использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) ит. п.;
  • обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);
  • необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;
  • должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);
  • работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Если у педагога  возникло желание ввести в практику своей работы проектную методику, следует помнить о том, что работа в этом направлении должна проводиться поэтапно. А для начала нужно четко сформулировать ответы на основные вопросы, которые непременно возникнут у того, кто решил освоить новую (в его практике) технологию обучения и воспитания. Далее вниманию педагогов представлены основные ориентиры, сверяясь с которыми можно наверняка достигнуть поставленной цели.

2. Сущность метода проектов

 

        

3. Требования к проектной деятельности.

      Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьника и управлять процессом проектирования. Обучившись сама, начала применять теоретические знания по технологии проектного обучения во время уроков и во внеурочной деятельности.      Успешное педагогическое управление учебной деятельностью школьников дает им возможность самим научиться выявлять проблемы, определять цель и пути ее решения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы. Выделяя пять основных шагов, использую алгоритм проектного обучения:

1.  Наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

2.  Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

   Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.  Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы (Василовская А.И.).

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

 То есть проект - это «пять П»:

- Проблема

- Проектирование (планирование)

- Поиск информации

- Продукт

- Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

      Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

   Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:

- проблемная ситуация

- проблема, заключенная в ней и осознанная человеком,

 - поиск способов разрешения проблемы

- решение проблемы.

4. Этапы работы над проектом.

Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.

п/п

Название этапа работы над проектом

1

2

1

Поисковый

-моделирование идеальной  (желаемой) ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации;

2

Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- анализ рисков;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребностей в информации;

- сбор и изучение информации;

3

Практический

- выполнение плана работ;

- текущий контроль;

4

Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта;

5

Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения

Проектную деятельность по географии целесообразно организовать во внеурочное время  или в рамках специальной программы (электив) целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

5. Классификация проектов.

1. По целям и задачам.

а)        Практико-ориентированный проект.

Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

   Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

б)        Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

в)        Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г)        Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т. п.

2. По предметно-содержательной области.

а)        Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного

предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б)        Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками.

а)        Внутриклассные;

б)        внутришкольные;

в)        региональные;

г)        межрегиональные;

д)        международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

4. По продолжительности.

а)        Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б)        Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в)        Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г)        Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации - выполняется во внеурочное время.

6. Применение данной методики в курсе географии

Технология проектов применяется мною в течение 2 лет. В своей практике я использую различные типы проектов.

   Считаю, что именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Метод исследовательских проектов применяю на уроках, на занятиях элективного курса и во внеурочной деятельности по предмету.

   Подросток по своей натуре мечтатель-путешественник, поэтому, что бы не исчез детский романтизм, не растворился в серых буднях, не пропал интерес к изучению окружающего мира, я разработала научно-поисковые исследовательские занятия на элективе ««Путешествие по материкам и океанам» в курсе географии 7 класса.  На занятиях географии дети бывают в роли исследователей-гидрологов; исследователей-гляциологов; ученых – геоморфологов, ботаников. Увлекательно организовать учебный труд своих учеников – главная моя задача. Правильно организованная исследовательская работа на уроке и во внеурочное время, позволяет установить диалогическое взаимодействие, т.е. личностно равноправные позиции учителя и ученика, наше сотрудничество. Проверочные тестовые, контрольные работы показывают, что у детей после таких уроков повышается интерес к обучению, формируется личность ученика, такие уроки дают прочные знания. Уроки должны носить деловой характер, поэтому в работе я использую семинарские занятия, диалоги – диспуты. Активность учащихся возрастает в результате создания обстановки постоянного узнавания нового, возможности творческого поиска.

     Большая работа при создании проекта проводится и на занятиях кружка

« Романтика путешествий и открытий» в 6 классе. С интересом ребята изучали план местности, топографические знаки, а затем самостоятельно составляли творческие проекты: сказки или приключенческие истории, в которых некоторые слова заменены соответствующими топографическими знаками (Н-р: рассказ « В небольшой деревушке Матрешково жила девочка. Рядом с ее домом протекала речка Быстрая. Задумала девочка пойти с подружками в смешанный лес за грибами. Перешли они мостик, затем тропинка вела их по лугу. День был жаркий и девочкам захотелось попить водички. Недалеко от лесной опушки был родник. Девочки попили, набрали грибов в лесу и счастливые вернулись домой.» (Володькина Н. 6 кл.)

Наташа читала свой рассказ, а дети  нарисовали его с помощью условных знаков.

           Проектно-исследовательский метод может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, я начинаю эту работу с 6 класса.   Постепенно ввожу занятия, посвященные проблемным вопросам. Хотя исследование является самой главной частью работы, но необходим и последний, заключительный его этап-описание результатов. И очень важно чтобы ученики выступили со своими докладами перед другими школьниками. Здесь мы сталкиваемся со своими трудностями: как правило, юный исследователь не понимает, что устное сообщение совсем не то, что написанная статья, оно должно быть короче, содержать все существенное, сто есть в статье, быть понятным слушателям. Умение выступать перед аудиторией, пригодится школьнику в любой избранной профессии, поэтому стоит потратить время на отработку доклада. И обязательно нужно сформировать правильное отношение к вопросам, которые могут быть заданы докладчику. Ежегодно в нашей школе проводятся ученические научно-практические конференции,  на которых ребята выступают со своими исследовательскими работами. В 2012-2013 учебном году  ученица 6 класса Хилова Л. выступила с исследовательской работой «Вулканы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Проектная деятельность, несомненно, важный компонент системы образования. Без проектного мышления невозможно говорить о стабильном общественном развитии и конструктивном решении социальных проблем. 

     Проектная деятельность при изучении  географии во внеурочное время получила широкое развитие, поскольку использование метода проектов в учебном процессе создает условия для удовлетворения потребностей детей в исследовании, созидании, общении и творчестве и позволяет построить обучение в соответствии с интересами и способностями учащихся.

 Подводя итог, хотелось бы привести высказывание Ричарда Баха: «Никто не сможет решить проблемы человека, проблема которого в том, что он не хочет, чтобы его проблемы решились».

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. А. Д. Ступникова и др. «Справочник учителя географии» - Волгоград: Учитель, 2012.
  2. А.И. Василовская  Метод проектов на уроках/ (Электронный ресурс)
  3. С.Г. Щербакова, Л.А.Выткалова и др. Организация проектной деятельности в школе: система работы./ Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Андрей Иоффе Проектирование: теория и практика /журнал Общественные науки №2 2012.
  5. http://www.ntf.ru/
  6. http://www.profistart.ru
  7. http://socialnauki.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время

Описание системы работы. Проектная деятельность учащихся: организация социально - значимых проектов в школе....

Организация проектной деятельности в области краеведенья во внеурочное время и на уроках русского языка и литературы.

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогиче...

Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»

Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...