РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
статья по биологии по теме

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена классификация проектов по типологическим признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Парахина Ольга Валентиновна, высшая квалификационная категория, учитель биологии и химии МБОУ СОШ №23 с углубленным изучением иностранных языков

г. Нижневартовска

Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни, как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде.

В области биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. В этих условиях необходимо использовать современные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я широко использую методы проектной технологии.

Главными целями обучения учащихся с использованием проектной деятельности являются:

формирование и развитие творческих способностей;

развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;

создание мотивов к обучению и самообразованию;

формирование чувства индивидуальной ответственности и самостоятельности;

развитие коммуникативных умений и навыков;

развитие методологических умений и навыков. Работа с ИКТ.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование загрязненности воздуха в городе; влияние фитонцидов комнатных растений на организм человека; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, влияние пищевых красителей на здоровье человека и пр.).

2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выпуск газеты об экологической обстановке нашего региона; факторах, влияющих на состояние окружающей среды; тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: а) определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); б) выдвижение гипотез, их решения; в) обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений); г) обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций,  творческих отчетов и пр.); д) сбор, систематизация и анализ полученных данных;

е) подведение итогов, оформление результатов, их презентация; ж) выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проекты можно классифицировать, выделив следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

5. Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые); 

6. Продолжительность проекта (краткосрочные – от 2-х до 6-ти часов; среднесрочные – от 12-ти до 16-ти часов; долгосрочные – четверть, год).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

  Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Работу над проектом мы начинаем с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее я предлагаю возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися и корректируются учителем. Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Умения, формируемые методом проектов:

1. Критическое мышление (аналитическое, самостоятельное, системное, ассоциативное);   2. Творческое мышление (пространственное воображение, прогностические способности);  3. Учебно-информационные умения (отбор нужной информации, анализ, систематизация, представление информации в различных формах);  4. Учебно-коммуникативные умения (работа в коллективе, сотрудничество, умение слушать и слышать).

Я предлагаю детям информационно-поисковые проекты – это написание творческих работ: “Жизнь моей собаки”, “О чём поют птицы”, “Монолог упавшего листа”, “Портрет курильщика” и т.д. Отчёты об экскурсиях, рефераты.

Исследовательские проекты: “Сон и сновидения”, “Оценка состояния здоровья учащихся класса по объективным и субъективным показателям”, “Влияние загрязнения окружающей среды на состояние здоровья человека”. Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей её решения, выдвижение гипотез. Тематика зависит от многих факторов, но, прежде всего от интересов детей, профессиональных навыков и личных интересов руководителя, имеющейся материальной базы. Данные проекты дети защищают на научно-практических конференциях, которые проходят на уровне школы.

Практико-ориентировочные проекты я предлагаю детям при изучении темы “Основы экологии” в 11-м классе, это: “Прогноз возможного развития глобальных экологических проблем”, “Выработка стратегии выживания человечества”, а на одном из уроков мы совместили ролевую игру с проектной методикой. Каждый учащийся выступал в роли руководителя предприятия или учреждения с защитой экологической программы развития. Дети грамотно оформили созданный документ, приготовили в защиту рекламный проспект. Дети защищают на моих уроках модели зимних кормушек для птиц, скворечников, экологический проект школьного двора, меню на день, соответственно своим энергозатратам.

Какие же результаты в обучении были получены, благодаря применению метода проектов: стимулирование учащихся к более глубокому изучению биологии; повышение интереса к предмету; повышение качества обученности по предмету;

привлечение более «слабых» учащихся к работе над проблемой в группе. Проектная методика способствует личностному самоопределению, формированию профессионально важных качеств личности.

 Использование  проектной деятельности я практикую как на уроках, так и во внеурочное время. Примером таких проектов являются долгосрочные проекты – это научно-исследовательская работа учащихся, конечным результатом которой является защита проектов на школьной научно-практической конференции.

Использование метода проектов на уроках происходит в разной форме: это - ролевые игры,  выпуск газет и их защита,  написание мини-сказок (например, «путешествие капельки воды», «разговор двух синичек», «путешествие в юрский период», «если бы я смог дышать под водой» и другие), защита проектов-презентаций.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии

Информация об опытеУсловия возникновения опыта.     Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 В настоящее время возросла  роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Применение проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время

В данной статье автор приводит методы и приемы технологии проектной деятельности, которые можно применять и на уроке, и во внеурочной работе....