Применение проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
статья по биологии
В данной статье автор приводит методы и приемы технологии проектной деятельности, которые можно применять и на уроке, и во внеурочной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah_biologii_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках по биологии и во внеурочное время.
ФГОС нацелены на повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий: формирование компетенций в предметных областях, учебно- исследовательской и проектной деятельности; формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах.
Актуальность технологии проектной деятельности особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Проектная деятельность позволяет учащимся реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выдвигать гипотезы, ставить цели, определять задачи своей деятельности, способы решения проблемных ситуаций. Она учит детей думать, работать в коллективе, выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Проектная деятельность способствует профессиональной ориентации, повышает интерес к изучаемому предмету.
Технологию проектной деятельности можно реализовать через следующие методы обучения:
- Метод «мозгового штурма»
- Метод погружения.
- Метод сбора и обработки информации.
- Анализ литературы.
- Социальный опрос.
- Исследовательские методы.
- Поисковый эксперимент.
- Проблемный метод.
- Метод новых вариантов.
- Метод абсурда.
- Метод Дельфи.
- Метод 6-6.
- Метод «черного ящика».
Проектной деятельностью можно заниматься не только во внеурочное время, но и на уроке. При этом учащиеся создают мини-проекты. Это «сжатые» по времени исполнения, как правило групповые, информационные или исследовательские проекты, которые организует педагог в течение одного или двух уроков (лучше сдвоенных) в следующей последовательности:
- Постановка проблемной ситуации или проблемного вопроса.
- Определение цели и задач, планирование действий, распределение функционала между собой.
- Изучение информации или проведение небольшого опыта для решения проблемного вопроса или проблемной ситуации.
- Организация публичной презентации результатов работы групп.
- Организация публичного обсуждения представленных результатов и их коллективной рефлексии.
- Рекомендации педагога по учету типичных ошибок и совершенствованию в будущем алгоритма выполнения задач (заданий).
Для проектных задач тематика проблемных заданий может быть нацелена на решение следующих практико-ориентированных вопросов:
⎯ какое средство поможет в решении проблемы… (опишите, объясните);
⎯ каким должно быть средство для решения проблемы… (опишите, смоделируйте);
⎯ как сделать средство для решения проблемы … (дайте инструкцию);
⎯ как выглядело… (опишите, реконструируйте);
⎯ как будет выглядеть… (опишите, спрогнозируйте).
Использование в рамках урочного времени различных видов проектных задач чрезвычайно важно для повышения мотивации учащихся к обучению. Учитель на таких уроках выполняет роль ментора. Он оказывает детям информационно-методическую поддержку, при необходимости направляет мысли и действия обучающихся в сторону решения проблемных ситуаций или проблемного вопроса.
Так, на уроке в 8 классе по теме «Многообразие насекомых» каждой группе учащихся было предложено на основе раздаточного материала и информационной справки выяснить особенности внешнего строения, ротового аппарата, типа развития одного из отрядов насекомых. Результат надо было представить в виде таблицы и поделиться с остальными группами. Практически все группы справились со своим заданием без помощи учителя. Как решить экологическую проблему? Такие задания получили группы из учащихся 11 класса на уроке по теме «Экологические проблемы и пути их решения». При сообщении результатов работы каждая группа предлагала свои способы решения экологической проблемы. Подобные занятия стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают их способность к самообучению, самообразованию, повышают интерес к изучаемой науке.
Во внеурочной деятельности технология проектного обучения применяется для участия в различных конкурсах, биологических, экологических турнирах. Если это турнир, то темы проектов заранее известны, как и проблемный вопрос или ситуация. Создается команда из 6 человек, которые должны будут поработать над 3 проектами. Как правило, команда делится на 3 группы, и каждая начинает прорабатывать свою тему. Все одноклассники могут помочь команде. В этом случае очень эффективен метод «Мозгового штурма». В случае турнира команде нужно быть готовой защитить свой проект, ответить на вопросы оппонентов. Так же члены команды должны будут задать вопросы командам-соперницам и дать рецензию на их выступление. Все это предполагает хорошее знание материала по всем трем темам турнира, а так же большую подготовку всей команды к защите проектов, рецензии. В ходе проектной деятельности у учащихся формируются познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.
При подготовке сообщения были использованы следующие источники литературы:
- https://педпроект.рф/edu-04-2023-pb-120923/
- https://school.kontur.ru/publications/2447
- https://nikiforova-ozgsch12.edumsko.ru/articles/post/3080865
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...
Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Презентация на тему "Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности"...
Методическая работа «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
План по теме самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»
Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает условия, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобрет...