План по теме самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Горчанинова Лидия Федоровна

Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает условия, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают  исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorchaninova_plan_po_teme_samoobrazovaniya.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию 2017 - 2018 г.     учителя биологии

МБОУ « СШ № 37» города Смоленска

Горчаниновой Л.Ф.

Тема:  «Проектная  и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и

личностной активности учащихся; способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной  и исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

1. Изучить  литературные источники по проблеме;

2. Сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников)

- умение управлять голосом (говорить четко, чтобы все слышали)

- умение выражать свою точку зрения;

3. Формировать интерес учащихся к урокам биологии.

4. Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах и

проектах, творческой авторской деятельности;

5. Совершенствовать систему поддержки одаренных, талантливых детей и учащихся с

повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности;

6. Развивать мышление учащихся, определенную «интеллектуальную зрелость»: умение анализировать, синтезировать информацию;

7. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

8. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

9. Исследовать результативность применения метода проектов;

10. Повышение мотивации учащихся при решении задач;

11. Развитие творческих способностей;

12. Формирование чувства ответственности;

13.Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися

Форма отчетности: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в  конкурсах. 

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Методы самообразования

1.Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

2.Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

3.Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег;

4.Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

5.Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

6.Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

7.Изучение информационно-компьютерных технологий;

8.Общение с коллегами в школе, районе;

Формы самообразования

  • индивидуальная – через индивидуальный план;
  • групповая – через участие в деятельности городского методического объединения учителей биологии, а также через участие в жизни школы.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Ожидаемые результаты работы:

В результате работы по этой теме, предполагаем формирование следующих ключевых компетенций:

Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)

-Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки

-Добывание знаний непосредственно из окружающей среды

-Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;

Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)

-Владение современными средствами информации информационными технологиями;

-Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.

Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)

-Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;

-Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;

-Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;

Ценностно-смысловые:

-Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;

-Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,

-Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

      Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по

самообразованию были намечены основные направления работы по самообразованию

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

 

 

 

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии.

4.Организовать внеклассную деятельность по предмету

5. Участвовать в вебинарах по проблемам преподавания биологии

6. Принимать участие в профессиональных семинарах

2016- 2017

 

регулярно

 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики, а также в области ИКТ-компетенции, проектной технологии

 

регулярно

 

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии

3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

11.Выступить с творческим отчётом о своей работе.

регулярно

 

 

регулярно

 

регулярно

 

ежегодно

 

регулярно

 

регулярно

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по биологии.

3. Мастер-класс «Использование ИКТ  на уроках биологии,  как фактор активизации познавательной деятельности учащихся».

регулярно

регулярно

 

2018 г.

 

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

 2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 

Экспериментальн

ая и

инновационная

деятельность

1.Разработать задания по диагностике знаний учащихся.

2. Проведение диагностики учащихся

2017-2018

уч.год.

Регулярно

2 раза в год

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

 

Этапы

Содержание работы

 

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2016

 1.Изучение нормативно –

правовых документов по ФГОС

ООО

2. Курсы

повышения квалификации

3.Изучение литературы по

данной проблеме:

1)Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии и проектное обучение / Н.В.

Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - Москва: АРКТИ, 2013. - 112 с.

2)Русских, Г.А. Технология проектного обучения / Г.А. Русских // Биология в школе. - 2015. - №3. - С. 21-31.

3)Самкова, В.А. Экологический практикум "Город в котором я живу": Практические работы / В.А. Самкова // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 11-14.

4)Хамитулина, М.А. Проектная деятельность школьников с применением ИКТ / М.А. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013. - 226 с.

5)Шибаева, М.М. Особенности организации проектной деятельности обучающихся на основе цифровых технологий / М.М. Шибаева // Педагогические науки. - 2015. - №31. - С.55-63.

6) Хуторской А.В. Ключевые

компетенции как компонент

личностно ориентированной

парадигмы образования // Ученик

в обновляющейся школе: Сб.

науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика.

М., 2002.

7). Intel «Обучение для

будущего».Проектная

деятельность в информационной

образовательной среде 21 века:

Учеб. Пособие. М.: НП

«Современные технологии в

образовании и культуре», 2009.

8). Новикова Т.Д. Проектные

технологии на уроках и во

внеурочной деятельности //

Народное образование. – 2000. -

№ 7

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2016

1.Выступление на заседании школьного МО учителей

 

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

 

2016-2017

2.Выступление на заседании педагогического совета по теме самообразования

3.Открытые уроки на муниципальном уровне.

4.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Участие в семинарах, круглых

столах и вебинарах для учителей

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2017-2018

1.Выступление на заседании городского МО учителей.

2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018

1.Принять участие в открытом форуме учителей биологии по проблеме

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на своем сайте

3.Выступление на педсовете

«Образовательная деятельность,

как средство формирования

УУД».

2.Выступления на заседаниях МО «Технология проектной

деятельности» (из опыта работы),

«Требования к современному

уроку».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Методическая работа «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

   Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл...

"Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования УУД"

В статье описывается как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании, помочь ребенку реализовать свои индивидуальные способности в современных условиях в ...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...