Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»
методическая разработка по биологии

Краснокутская Анна Валерьевна

 Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в свою очередь будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obobshchenie_opyta_-.ppt2.14 МБ
Файл obobshchenie_opyta.docx58.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся». Краснокутская Анна Валерьевна, учитель биологии-химии МКОУ «Гимназия №1» с Красногвардейского Ставропольского края 2019-2020 Обобщение опыта

Слайд 2

Условия возникновения и становления педагогического опыта. Актуальность выбранной темы. Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Изучение опыта коллег Курсовая подготовка Диагностика собственного опыта Изучение международных образовательных стандартов Внедрение новых ФГОС Противоречие между потребностью общества и школы в творчески развитой личности и недостаточном использовании в педагогической практике форм и методов организации образовательного процесса, способствующих его подготовке.

Слайд 3

Создание условий для успешной исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в свою очередь будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, по, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. ( Из послания Президента Д.А. Путина Федеральному собранию РФ) Ведущая педагогическая идея

Слайд 4

Цель: развитие творческих способностей и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочное время посредством исследовательской деятельности. Задачи: Обеспечить развитие у учащихся исследовательских навыков, умений, учить принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия вмешательства человека в природу. Развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.

Слайд 5

Межпредметная интеграция Школьные проекты: «Добейся успеха!» «Семейный альбом», «Искусство быть», «Энергия природы: шаг навстречу» и многие другие

Слайд 6

Исследовательская деятельность на уроке: Исследование биологических объектов под микроскопом. Исследование строения организма. Наблюдения за живыми объектами. Наблюдения за процессами жизнедеятельности организма. Исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

Слайд 7

Старт проекта Исследование Информирование Агитация Мотивация Рефлексия

Слайд 8

Организация учебно-воспитательного процесса Педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы творческой личностью.

Слайд 9

Способы включения учащихся в учебно-познавательную деятельность Внедрение технологий проектов, проблемного обучения, исследования. Постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты). Работа в творческих группах. Приемы самообразования и взаимообучения.

Слайд 10

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА Направлена на поиск новых форм развития в условиях происходящих в обществе ценностных изменений Важнейший инструмент конструктивного взаимодействия секторов Необходимое условие социального партнерства

Слайд 11

Мини –проект «Моя родословная» Проект «Сохраним семейные традиции» Фотовыставки: Участие в «Фестивале семейных традиций» Школьный музей Школьная газета Реализация социальной проектной деятельности во внеурочное время

Слайд 12

Процесс ориентации учащихся на исследовательскую деятельность представлен этапами: Технология проектирования исследовательской деятельности на основе экспериментальной программы в образовательном процессе. Технология проектирования внеклассной деятельности с ориентацией на исследовательскую деятельность. Технология проектирования траектории ориентации учащихся в образовательном пространстве. Технология проектирования методической системы учителя.

Слайд 13

Научно-практическая конференция «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья» Учащиеся - активные участники, призеры и победители зональных этапов 14, 15, 16, 17, 18, 19 Краевой научно-практической конференций «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья». Лахтина Елена заняла III место в секции «Общая экология и биотехнология», Краснокутский Алексей- I место в секции зоология. В 2014 году Гражданкина Валерия стала призером научно-практической конференции ( III ) место.

Слайд 14

Олимпиады по биологии и экологии 30 призеров олимпиад различного уровня.

Слайд 15

XV Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского. Москва, 2008 г. Экологический Проект. Тема: Лептоспироз в Красногвардейском районе»

Слайд 16

Гражданкина Валерия, ученица 11а класса МКОУ «Гимназия №1» села Красногвардейского II место Научный руководитель - Краснокутская Анна Валерьевна. IX соревнование молодых исследователей в Северо-Кавказском федеральном округе Российской федерации «Шаг в будущее».

Слайд 17

Модель ожидаемого результата педагогической деятельности в виде новообразований личности обучающегося Знает Умеет Имеет представления Владеет ценностными ориентирами - закономерности развития живой природы (ПР), - правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (ЛР), - основы экологической культуры (ЛР). - использовать методы науки для проведения несложных экспериментов и экологического мониторинга (ПР), -оценить последствия человеческой деятельности в природе (ЛР), - оказывать первую медицинскую помощь (ПР), - коммуникативно общаться и сотрудничать с другими людьми (МР). - о исторически быстром сокращении биологического разнообразия (ПР), -о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (ПР), -об выращивании и размножении культурных растений и домашних животных (ПР). - ценностями здорового и безопасного образа жизни (ЛР), - целевых и смысловых установок, в своих действиях и поступках по отношению к живой природе (ЛР). ЛР - Личностные результаты, ПР – предметные результаты, МР – метапредметные результаты

Слайд 18

Основные параметры - устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету; - положительная динамика уровня обученности - качественная динамика мотивации учебной деятельности; - прочные навыки проектной деятельности. Социальный эффект от реализации опыта работы: развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся; - осознание ценности творческого открытия учащимися; - высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.



Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

 Условия возникновения и становления опыта

Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного, авторского обучения к личностно-ориентированному. Поворот к новому подходу в образовании связан с изменившимися общественно-экономическими условиями в России и с выделением новых задач в системе образования. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

В условиях реформирования системы российского образования основной задачей, стоящей перед современной школой, является создание такой системы образования, которая предполагает развитие способностей учащихся по поиску, анализу, систематизации и применения знаний.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня творческих способностей обучающихся в учебно-познавательной деятельности, а так же диагностики исследовательских умений.

 Актуальность опыта

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития. На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. В наше «переходное» время творчество являет собой необходимый момент активного участия личности в происходящих социальных переменах. Именно на творческих детей государство и общество возлагает большие надежды в построении будущего. Отсюда возникает запрос на выявление таких детей с целью создания для них благоприятных условий обучения, отвечающих их возможностям и потребностям. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Таким образом, выявляется противоречие между потребностью общества и школы в творчески развитой личности и недостаточном использовании в педагогической практике форм и методов организации образовательного процесса, способствующих его подготовке.

 Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в свою очередь будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

 Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д.Б., Дружинина В.Н., Лернера И.Я., Леонтовича А.В., Якиманской И.С.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского  творческого поведения.

Исследовательский принцип в обучении – идея не новая. Частично – поисковый и поисково – исследовательский метод положены в основу технологии проблемного обучения. Ее разработчиками являются Махмутов М.И., Лернер И.Я. Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера исследования.

        Цель: развитие творческих способностей и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочное время посредством исследовательской деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает выполнение ряда задач:

  1. Обеспечить развитие у учащихся исследовательских навыков, умений, учить принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.
  2. Содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного процесса обучающегося.
  3. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия вмешательства человека в природу.
  4. Развивать  коммуникативные  умения  сотрудничества,  обучения  в  диалоге;  создать  условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.

 Организация учебно-воспитательного процесса

Педагогическая деятельность автора опыта направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы творческой личностью.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на следующих способах включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

  1. Внедрение технологий проектов, проблемного обучения, исследования.
  2. Постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие  конкурсы  и  исследовательские  проекты).
  3. Работа в творческих группах.
  4. Приемы самообразования и взаимообучения.

Основными формами работы с учащимися являются:

  1. Организация учебных занятий с использованием исследовательских методов и приемов.
  2. Индивидуальные и групповые консультации на разных этапах выполнения проекта или исследования.
  3. Разнообразные формы презентации результатов исследования.
  4. Участие обучающихся в конкурсах исследовательских работ различного уровня.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого  опыта  используются  разнообразные  формы,  методы  и  средства  учебно-воспитательной  работы:

  1. Уроки-исследования, полностью или частично построенные с помощью методов и приемов исследовательской  работы.
  2. Использование  отдельных  исследовательских методов  и  приемов  на  различных  этапах уроков, при организации  групповой и  самостоятельной работы учащихся, при выполнении домашнего задания и т.п.
  3. Исследовательская работа с одаренными детьми во внеурочное время.

 Исследовательская деятельность на уроке.

В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся.

Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников.

На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях используется, прежде всего,  деятельностный подход:

  1. Исследование биологических объектов под микроскопом.
  2. Исследование строения организма.
  3. Наблюдения за живыми объектами.
  4. Наблюдения за процессами жизнедеятельности организма.
  5. Исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

 Результативность опыта

Эффективность результативности опыта работы проводится посредством следующих диагностик:

  1. Проведение диагностики исследовательских умений по методике Мухамбетовой А.Б.
  2. Диагностика уровня творческой активности учащихся. (Методика М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Воловича.)
  3. Анализ количества призеров и победителей олимпиад, конкурсов, конференций разного уровня.
  4. Мониторинг качества знаний учащихся по предмету.

Проведение диагностики исследовательских умений по методике Мухамбетовой ;

В качестве критериев развития исследовательских умений были определены мотивационный, содержательный и операционный критерии. При анализе степени их развития выделяли 4 уровня: IV – высший уровень, III – высокий уровень, II – средний уровень, I – низкий уровень

Таблица 2. Диагностика исследовательских умений.

Учебный год

Количество учащихся

Уровень развития исследовательских умений

Низкий

Средний

Высокий

Высший

2017-2018

20

43 %

49 %

8 %

0 %

2018-2020

16

18 %

56 %

14 %

12 %

Статистическая обработка полученных данных позволила сделать вывод о преобладании у большинства учащихся в начале низкого уровня исследовательских умений. Так, результаты диагностики, проведенной в 2018-2019 году, свидетельствуют о среднем и низком развитии исследовательских умений учащихся (табл. 2) (средний и низкий уровень показали 82% учащихся). Следующий этап диагностики, проведенной в 2019-2020 году,  показал динамику развития исследовательских умений. Контроль развития исследовательских умений проводился в мае 2019. Из данных таблицы видно, что 12 % учащийся достиг высшего уровня исследовательских умений, 14 % высокого, 56 % имеют средний уровень.

Следовательно, применение исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время позволили повысить уровень сформированности исследовательских умений, а используемые учителем методы и формы работы являются эффективными для достижения поставленной цели.

Диагностика уровня творческих способностей учащихся

Выделяется три уровня творческой активности учащихся: низкий – от 0 до 9, средний – от 10 до15, высокий – от 16 до 20

Таблица 3. Диагностика уровня творческих способностей учащихся.

Учебный год

Количество учащихся

Уровень творческих способностей

Низкий

Средний

Высокий

2018-2019

20

48 %

40 %

12 %

2019-2020

16

23 %

52 %

25 %

Из анализа таблицы и диаграммы видно, что уровень творческих способностей учащихся возрастает. Так в 2018-2019 учебном году среди испытуемых преобладал низкий уровень творческих способностей (48 %). В конце 2019-2020 учебного года, после проведения очередной диагностики, количество учащихся с низким уровнем творческой активности снизилось до 23 %, а с высоким и средним уровнем возросло (12 % - 25 %; 40 % - 52 %).

Результативность участия школьников в конкурсах.

     Каждый год ученики Анны Валерьевны принимают участие в ежегодной школьной  научно-практической  конференции  «Юность. Интеллект. Культура»  по биологии, химии и экологии. Юные экологи успешно участвуют в ежегодном Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. Вернадского (г. Москва), Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды (г. Москва), открытой Российской научно-практической конференции «Юность науки» (г.Обнинск), Всероссийских научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Первые шаги в науку» (г. Москва, г. Обнинск), Международном конкурсе «Человек-Земля-Космос» (г. Москва).

                  Ученики Анны Валерьевны - активные участники, призеры и  победители зональных этапов 14, 15, 16, 17, 18, 19 Краевой научно-практической конференций «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья». Лахтина Елена заняла III место в секции  «Общая  экология и биотехнология»,  Краснокутский Алексей I место  в секции зоология. Работа была опубликована в сборнике материалов 16 краевой  научно-практической конференции Краевой экологической школы и Малой   академии  туризма и краеведения. Краснокутский Алексей стал победителем краевого этапа  Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды и Всероссийской  олимпиады «Созвездие-2011» в номинации «Флора и фауна».   В 2017 году Гражданкина Валерия стала  призером научно-практической  конференции (III) место. В 2018 году  Гражданкина Валерия призер (II место) IX соревнования молодых исследователей в Северо-Кавказском федеральном округе «Шаг в будущее»      

У каждого учителя свои взгляды, своя методика, свои оценки детского творчества. И это понятно. У разных школ разные возможности, разный состав учащихся. Однако при всех этих различиях бесспорно то, что исследовательский принцип в обучении дает хорошие результаты. Хочется закончить словами В. А.Сухомлинского «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

Список литературы:

  1. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческихспособностей //  Под ред. С.Р. Микулинского. - М., 1969.
  2. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическоепособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.
  3. Мухамбетова, А.Б. Диагностика развития исследовательских умений по биологии / А.Б. Мухамбетова, Н.М. Семчук //. Выпуск 2. – Назрань, 2007. – С. 103-116.
  4. Мягкова А.Н. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Поддъяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение // Исследовательская работа школьников. – 2002. – №1.
  6. Методика определения уровня познавательной активности и творческих способностей учащихся (авторы М. И. Рожков, Ю. С. Тюнников, Б. С. Алишев, Л. А. Волович)