"Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования УУД"
статья по биологии по теме

Богомолова Тамара Вениаминовна

В статье описывается как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании, помочь ребенку реализовать свои индивидуальные способности в современных условиях в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_na_uroke_biologii.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий


Богомолова Тамара Вениаминовна

 учитель биологии и химии

 Заслуженный учитель Республики Крым

МБОУ «Зеленогорская средняя школа»  

Белогорского района Республики Крым  

Социальный заказ общества на сегодня это формирование личности, способной к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию, социализации в обществе, адаптации на рынке труда.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются УУД. 

УУД – это система действий самого ребёнка, которая способствует к его развитию и самосовершенствованию.

Как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании, помочь ребенку реализовать свои индивидуальные способности?

Основные пути решения этой проблемы я вижу в исследовательской деятельности учащихся.

Мой опыт показывает, что учащиеся с удовольствием погружаются в атмосферу поиска. Учащимся нужно помочь почувствовать себя будущим исследователем. Такая форма работы даст возможность пробудить у обучающихся интерес к биологическим наукам, научить школьников ценить жизнь, развить врождённые задатки и интеллектуальный потенциал.

Я ставлю перед собой цель: приобретение опыта педагогической деятельности по развитию УУД  посредством организации исследовательской деятельности.

Для достижения данной цели, определила  следующие  задачи: 

1. Повышать профессиональную компетентность по развитию УУД школьников в образовательном процессе;

2. Определять актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

3. Повышать собственный научный уровень в области преподавания        биологии, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

Алгоритм работы по формированию исследовательских умений и навыков выстраиваю через различные формы организации:

  • проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии и элективных курсах;
  • проведение опытов и наблюдений при выполнении домашних заданий и во время занятий экологического кружка;
  • проведение наблюдений во время учебных экскурсий;
  • руководство исследовательскими работами при подготовке научно-исследовательских проектов учащимися на внеклассной работе.

В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под микроскопом  

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

Опыты, наблюдения.  Домашнее задание исследовательского характера  позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. В курсе ботаники есть темы, которые требуют экспериментальных доказательств. Например, в теме «Условия прорастания семян» ребята 5 класса дома закладывают опыты, в ходе которых убеждаются, что семена это тоже живые организмы и для того чтобы им прорасти, необходимо создать определённые условия: тепло, влагу, доступ кислорода.

Учебные экскурсии воспитывают бережное отношение к природе. Экспресс- исследования ориентированы на работу по изучению объектов в их реальном окружении. Учащиеся успешно справляются с такой формой исследования. Например, в 5 классе, на уроке-экскурсии учащиеся получают  навыки по изучению флоры и фауны. А также сбор растений для изготовления гербариев, пополнение коллекции насекомых.

Творческие задания такие, как  кроссворды, викторины, презентации использую во время внеурочной деятельности.

В своей деятельности я привлекаю ребят к работе над докладами, сообщениями, рефератами, презентациями. Здесь они раскрывают свои творческие возможности, работают с первоисточниками, проводят наблюдения и эксперименты, нарабатывают знания, расширяют кругозор, учатся делать выводы.

Образовательно-воспитательные задачи исследовательской деятельности решаются на трёх уровнях:

1.  информационном – получение обучающимися новых знаний;

2. эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание самодостаточности своей личности;

3. нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов.

Мои ученики успешно выступают на различных биологических конкурсах (ЮИОС, Гармонизация растительного мира Крыма), научно–практических экологических конференциях, экологических олимпиадах, на конкурсах-защите НИР в Малой Академии Наук «Искатель» Республики Крым и др.

Темы исследовательских  работ:

  1.  «Реконструкция и озеленение пришкольного участка Зеленогорской школы»
  2.  «Экологическое состояние Зеленогорского пруда»
  3. «Кобылье молоко – заменитель женского при искусственном вскармливании грудных детей»
  4. «Кумыс – эликсир здоровья»
  5. «Оползни в селе Александровка – результат хозяйственной деятельности человека»
  6. «Исследование экологических факторов среды обитания села Межгорья – как перспективного объекта зелёного туризма»
  7. «Экологическая оценка питьевой воды из разных источников села Зеленогорское»
  8. «Оценка качества коровьего молока домашнего и купленного в магазине» и другие.

При выполнении научно-исследовательских работ ученики осваивают все методы, применяемые в биологии: наблюдение, эксперимент, мониторинг, статистический и моделирование.

Исследовательская работа имеет практическое значение. Приведу один пример:        

        В течение многих лет на участке дороги Белогорск –  Симферополь в селе Александровка происходила деформация покрытия с глубокой трещиной. Ремонт дороги производили почти каждый год. И каждый раз вскоре после ремонта дороги деформация снова появлялась на том же месте. После того, как здесь произошла автомобильная авария, мы с ученицей нашей школы Настей Свиридовой решили провести исследование и определить причину образования оползня на дороге. Оказывается, в 70-е годы вдоль дороги был проложен водопровод из местного пруда в село. И выше оползня была повреждена поржавевшая труба, откуда и происходила утечка воды, разрушающая дорогу. Такой вывод нам «помогли» сделать растения-гидрофиты (тростник, осока и череда), нехарактерные для данной местности – петрофитной степи с растениями-склерофитами.

С такими выводами Настя выступила на сессии исполкома Зеленогорского сельского поселения перед местными депутатами 16 февраля 2017 года. Депутаты во главе с председателем поссовета пообещали отремонтировать повреждённую трубу. На данный момент труба отремонтирована, а дорога пока ещё нет. Но процесс поползновения на дороге остановился!

Победители муниципальных этапов и призёры республиканских этапов конкурсов получают награды (Слайд 24-25)

Мои усилия направлены не только на совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности учащихся, повышение их уровня знаний и эрудиции, но и на то, чтобы воспитать у школьников любовь и бережное отношение к природе. 

Заключение

Рассмотрев сущность исследовательской деятельности, можно подтвердить гипотезу о том, что использование исследовательской деятельности повышает эффективность формирования УУД.  В каждом исследовании есть та «изюминка», которая придаёт значимость исследованию, мотивирует обучающихся на личные открытия.

Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных  источников. 

Обобщая свой опыт работы, хочу отметить положительные стороны организации научно-исследовательской деятельности:

  • применение этого метода – посильная и доступная работа для всех учителей;
  • даёт возможность учащимся самостоятельно  искать интересующий материал из дополнительных источников информации, выбирать самое главное, анализировать, выстраивать систему доказательств, делать выводы, подводить итоги и защищать свою проблему, а также давать рекомендации как можно решить выявленную проблему!
  • победители и призёры конкурсов-защиты НИР действительные члены МАН получают бонусные балы при поступлении в ВУЗы (10 или 5 баллов соответственно);
  • приобретённые навыки оформления НИР наши выпускники, поступившие в ВУЗы и колледжи, используют при написании курсовых и дипломных работ.

В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».

Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно помочь ему проявить себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

Использование ИКТ на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций

Педагогический проект посвящен применению графологических структур на уроках биологии с использованием ИКТ, как средства  формирования ключевых компетенций....

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...