ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Валиева Ера Багратовна

       При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется как форма организации урока, когда класс делится на группы, которые, используя натуральные объекты, разнообразные приборы, инструменты и другое лабораторное оборудование, проводят экспериментально-практические работы и по истечении определенного времени подводят итоги.  Практикум – это одна из форм групповой работы.

       В профильных классах практикум проводится после завершения крупных учебных тем, разделов и имеет преимущественно обобщающий характер. Дидактическая цель практикумов: применение знаний и умений на практике. Основная задача практикума: проведение исследований, направленных на проверку достоверности определения научных закономерностей.

Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях, конкурсах и т. д.   

        Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации.  В процессе обучения я использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, работы, связанные с экспертизой и активным поиском нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся - основа повышения уровня качества образования

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике разрабатывались вопросы дифференциации и профолизации обучения, а в последние годы ведущая роль стала отводиться идее качества образования. Особо значимой в условиях модернизации школьного образования является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся старших классов.

Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям, и стремлениям.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия «индивидуальная образовательная траектория» - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика, творческих и иных способностей.

Возможности индивидуальной образовательной траектории предполагают, что ученик самостоятельно определяет план и пути своего саморазвития в определённых образовательных областях.

С этой целью возникает необходимость создания:          индивидуальной образовательной траектории - представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самореализации.

(-определяются цели и задачи обучения, ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностей ученика; формируется учебный план;).

Понятие образовательной программы отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения.

При этом под термином «индивидуализация» в педагогике понимают учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения.

«Дифференциация» означает учёт индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определённых особенностей.

Ещё Л.С. Выготским был сформирован ряд принципиальных положений, относящихся к проблеме «Обучение-развитие», он имел ввиду, что обучение должно не ориентироваться на уже достигнутый результат, а немного забегая вперёд, т.е. выводить ученика на более высокий уровень.

В связи с этим важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании условий адекватного возможностям ученика профессионального выбора в результате предпрофильной подготовкии профильного обучения.

Предпрофильная подготовка обеспечивается системой педагогической, психологической и информационной поддержки учащихся, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования, а также элективными курсами. Основной целью которых является помощь учащемуся в определении профиля обучения после окончания основной школы.

Профильное обучение осуществляется в старшей школе на основе дифференцированного и индивидуального обучения с учётом склонностей, способностей уч-ся, выражающих их будущие профессиональные интересы.

Организационно- методическим выражением единства предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная образовательная траектория.

Содержание отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образования, технологический процесс (технологии, методики и методы обучения.) Диагностика. Организационно-педагогический -определяет режимные моменты, характеристику ученика, формы аттестации, достижений. Результативность - описание ожидаемых результатов.)

Субъектами деятельности выступает ученик и учитель.

Учитель - собирательный образ, ученик как субъект выступает в следующих парах:

Ученик - классный руководитель

ученик-учитель-предметник

ученик-психолог.

Особое место в процессе разработки ИОП отводится родителям, классному руководителю, учителю - предметнику, психологу школы под руководством администрации школы.

ИОП - включает в себя- цели, задачи, учебный план, индивидуальные консультации, курсы, платные услуги, формы и методы изучения нового материала, выбор дополнительных образовательных ресурсов города, творческие и исследовательские работы и проекты, образовательные результаты, их сроки, формы проверки и т.д. (такая форма работы используется с одарёнными школьниками: профильных классов - физико-математического, химико-биологического с целью углубленного изучения предметов информатики, географии, биологии, химии, физики).

Для реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются возможности учреждений дополнительного образования, высшего, начального и среднего профессионального образования, городского центра занятости; дистанционные проекты, заочные школы, летние компьютерные школы, профильные отряды, организованные в летний период.

Работа по данному направлению ведётся в школе на основании 

Положения об организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.

С 1 сентября 2009 года в соответствии с данным положением организовано обучение по индивидуальным учебным планам в 10 классе -2 человека (Приказ №54/2 от 31.08.2011 года). Обучающимися физико-математического 10 класса были выбраны предметы: биология, химия, физика, и элективные курсы по выбранным предметам.

Для обучающихся на основании заявлений родителей составлены и утверждены индивидуальные планы, расписание уроков соответствует данным планам; ведутся отдельные журналы по предметам по выбору.

Важно, чтобы старшеклассник мог пользоваться индивидуальной образовательной программой, самостоятельно или с помощью учителя, классного руководителя; мог анализировать ход её выполнения, вносить необходимые коррективы и изменения. И конечно важен результат.

Одним из положений президентской программы «Наша новая школа» является работа с одаренными детьми. Выявление одаренного обучающегося на ранней ступени обучения и сопровождение его деятельности и развития до выпускного класса.

Особенности современного образования способствуют индивидуализации обучения. Для решения этих вопросов в МАОУ «СОШ №24 с УИОП» существует программа «Одаренные дети».

Цель этой программы: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства; Удовлетворение потребности в новой информации; Помощь одаренным учащимся в самораскрытии.

Диагностику школьников в условиях, когда в силу возрастных особенностей их интересы и способности не могут быть достаточно выражены, проводят психологи школы, с использованием пакета методик.

Индивидуальная работа с одаренным школьником включает теоретический раздел, отработку практических навыков, исследовательскую деятельность и участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. В плане указывается вид мероприятия, форма проведения, сроки выполнения и прогнозируется результат.

Такая форма индивидуальной работы оправдала себя, т.к. не только одаренные обучающиеся достигают высоких результатов, поступают в вузы и являются активными студентами Студенческих научных обществ, продолжают обучение в аспирантурах, защищают диссертации, но и наша школа на протяжении многих лет входит в число лучших общеобразовательных учреждений Республики, побеждает в рейтинговое и по результатам 2010-2011 учебного года является Образовательным учреждением - победителем года Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

1. Теоретическая подготовка. Главной в обучении одаренных школьников является теоретическая подготовка. На первом занятии предусмотрено общее тестирование по всем разделам предмета. Проверяется первичный уровень знаний, выявляются пробелы в темах и разделах. Составляется примерный план работы для изучения теоретического материала. На последующих занятиях изучаются разделы предмета крупными блоками. Внедрение новых государственных стандартов, а именно, часов неаудиторной занятости способствует индивидуализации обучения.

2. Практическая отработка. Кроме теоретической подготовки, проводится практическая работа: приготовление и изучение микропрепаратов, проведение опытов (газообмен, транспирация, фотосинтез) в лаборатории, на местности в полевых условиях. Все эти действия необходимы для подготовки к региональному этапу Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии и экологии.

3. Исследовательская работа. Важным моментом развития способностей школьников является исследовательская работа. Она способствует развитию личностных качеств школьника, повышает его общительность, коммуникабельность, самооценку, а главное мотивацию к обучению. Исследовательской работе школьников, их участию в научных секциях ШНО предшествует обязательный спецкурс «Введение в научное исследование» Этот блок является наиважнейшим в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку формулируемый научный аппарат определяет весь ход дальнейшего исследования. Для начинающих исследователей очень важно иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, так как на первых порах овладения навыками научной работы большинство возникающих проблем носит именно методологический характер.

При работе с одаренными детьми могут возникать сложности, надо о них помнить т.к. одаренные дети не всегда «Удобные» школьники. Необходимо выявит «Педагогические риски» не успешности развития познавательной компетентности юного исследователя. Педагогу нужно уберечься от двух крайностей: Неодобрения, негативной оценки, критики и чрезмерной опеки, оказания помощи, когда она не востребована.

Интеллектуальная работа – это большая нагрузка на обучающегося, поэтому нужно помнить о приёмах создания душевного комфорта в процессе воспитания одаренного ребенка.

4. В индивидуальный план работы необходимо включать сотрудничество с внешкольными организациями. Привлечение специалистов-предметников по направлениям исследований, педагогов ДЭБЦ, преподавателей вузов, специалистов музеев, роспортебнадзора. Если есть необходимость депутатов муниципального и регионального уровня. Методисты ДЭБЦ организуют ежегодные обучающие поездки в различные музеи (орнитологический, палеонтологический), ботанические сады, где экскурсию проводят ученые, доктора, профессоры в данной области знаний. Ученые рецензируют исследовательские работы, оказывают помощь в методике проведения исследования, консультируют по каждой конкретной работе. Важным условием выявления, одаренного обучающегося является работа с узкими специалистами: психологами, социальными педагогами, школьными врачами для выявления реального состояния здоровья учащегося, интересов, способностей, развития коммуникативных навыков.

5. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Обязательным элементом работы с одаренными детьми является запланированное участие в предметных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Поверяются не столько знания, сколько особенности нервной системы школьника выдержать напряжение, не растеряться, сконцентрировать внимание на главном, видеть и понимать вопросы, отстаивать свою точку зрения, умение общаться, бороться и не сдаваться при первых трудностях. Успешное участие усиливает стремление ребенка к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере деятельности.

6. Работа с родителями – необходимое условие работы с одаренными детьми. Работая с обучающимися, необходимо проводить не только теоретическую и практическую подготовку, но и обращать внимание на психологические особенности ребенка. Полный социальный портрет школьника можно составить, беседуя с родителями, а также зная материальное и нравственное положение дел в семье. Школа активно работает с родителями. Посещаем детей на дому, приглашаем родителей для проведения внеклассных мероприятий. Родители активно участвуют в жизни класса и школы, работе родительского комитета, Управляющего Совета школы. Традиционно, для родителей, проводятся школьный фестиваль семьи, родительские общешкольные конференции «Роль семьи в воспитании одаренных детей», общешкольные совместные мероприятия «Парад достижений», «Золотые лавры», «Интеллект - 2012». На мероприятиях школьники вместе с родителями участвуют в интеллектуальных, спортивных художественно-эстетических конкурсах, что положительно влияет на климат в семье и взаимопонимание участников воспитательного процесса: учителей и родителей. Возникает согласованное взаимодействие родителей со школой.

7. Материальная база, научная и учебная литература. В развитии одаренного школьника большую роль играет материально-техническая база общеобразовательного учреждения. В кабинете установлен моноблок с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска, наноэдюкатор. Имеется полный комплект наглядного и раздаточного материала. Наличие 15 переносных биолабораторий и 30 микроскопов позволяют сформировать у каждого обучающегося навыки экспериментальной работы. При подготовке к исследовательской деятельности используется микролаборатория ДЭБЦ, оборудование роспотребнадзора, местных вузов.

Для проведения интеллектуальной подготовки школьников требуется научная, популярная и энциклопедическая литература. У обучающегося формируется библиотечка специализированной литературы и медиотека. Научный подход к выявлению одаренных детей позволяет своевременно начать развивать их способности в нужном направлении, а, индивидуальный план работы способствует тесному взаимодействию учителя с обучающимся психологами, педагогами дополнительного образования, помогая получить не только предметные знания, но формировать личность ребенка, следовательно, эффективно решать задачи обучения, добиваясь более высоких результатов.

http://nsportal.ru/era-valieva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии

Организация проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ...

Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...

Развитие исследовательской культуры учащихся и учителя на уроках химии в процессе совместной деятельности

Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заклю...

Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии

Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии...

Организация познавательно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ на уроках химии.

Познавательно-исследовательская деятельность  учащихся -та активность, которая превращает пассивное получение информации в активное. Она может быть организована как в рамках проектной деятельност...