Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии
методическая разработка

Савосина Лариса Викторовна

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»

Цель:

Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного метода обучения на уроках географии для развития творческой активности обучающихся.

Задачи:

познакомить участников мастер-класса с методом проектов, как педагогической технологией;

показать практическую возможность использования метода проектов на уроках географии;

формировать умения и навыки пошагового проектирования урока.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

Расширение знаний о возможностях использования методов проектов на уроках географии и во внеурочной и внеклассной деятельности;

Вовлечение учителей в проектную деятельность.

Форма проведения: практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии

учителя географии МБОУ СОШ №1

Косовой Ларисы Викторовны

                                                                                         

                                                                                           Известно, что единственный путь

                                                                                            к познанию – это деятельность”

                                                                                                          Бернард Шоу.

География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в работе.

Научно-исследовательскую деятельность обучающихся я разделила на несколько видов.

На учебном занятии:

- применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время:

- написание исследовательской работы, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

 Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)

 Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки

 Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)

Примером применения исследовательской деятельности обучающихся могут быть:

Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:

■ ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;

■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;

■ проявляются творческие способности;

■ развиваются у школьников способы овладения познавательной,  рефлексивной, коммуникативной деятельностью;

Темы исследования могут быть:

- фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

- экспериментальные – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

- теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Я предлагаю вам, уважаемые участники, посетить турагентство «Глобус» и в рамках реальной ситуации попробовать решить данную проблему.

- Итак, добро пожаловать. Сегодня у нас для вас есть несколько уникальных предложений, ведь в каждой стране есть что-то свое, своя изюминка.

- Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут для туристической поездки, увидели клип о стране с незнакомым названием Россия (Клип «У моей России»).

- Что могло удивить вас – жителей Южной Африки, - в клипе о нашей стране?

Мнения…

- Образ России для иностранца – это что? Что вы видите?

(Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть)

- Замечательно! А какими ещё природными особенностями, рекордами и чудесами мы, россияне, можем заинтересовать иностранных туристов?

Мнения ….

- У вас есть сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!

Предлагаю прием «Самое, самое»

1. Самое глубокое озеро России? (Байкал)

2. Самая большая по площади природная зона? (Тайга)

3. Самые высокие горы России? (Кавказ)

4 Самые крупный остров у восточных берегов России? (Сахалин)

Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество:

- организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, - - проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей,

- проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе.

Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит:

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

В последнее время мы все чаще слышим о том, что обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль учёные всех времён. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

В наше время, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашёл отражение в Законе РФ «Об образовании», законодательство утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности, на создание условий её самореализации».

В основе таких уроков лежит деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс. Основными отличиями подобных уроков являются:

- Обязательное наличие проблемной ситуации.

- Максимальная степень самостоятельности учащихся

- Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме.

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

- Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

- Работа должна быть адресована всему классу.

Например, урок изучения нового материала: Австралия.

Класс делится на исследовательские группы:

- картографы определяют географическое положение материка;

- геоморфологи исследуют рельеф;

- геологи объясняют строение земной коры;

- климатологи определят климат;

- гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования.

Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка. Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех предлагаю обсудить следующие вопросы:

- Как вы мыслите решение поставленной задачи?

- Что необходимо знать ( или вспомнить) для работы?

- Какие карты будете использовать?

- Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся.

В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Австралии от других материков?(малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.

Такие занятия для учащихся переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.

Моя задача – научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для:

-доступа к информации,

-обработки информации,

-интеграции информации,

-оценки информации,

-создания информации.

Связь интеграции географии и информатики осуществляю с помощью современных мультимедиа технологий. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методологические подходы в системе образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет коммуникаций, так и за счет интерактивных CD-ресурсов.

В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий.

Мультимедийные учебники имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, трудно представить.

Таким образом, появляется возможность демонстрировать различные анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения....

Методика использования метода проектов на уроках географии.

Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....

проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 5 класса

Цель: На основе изучения нормативных документов, учебно - методической литературы составить конструкт урока по теме: Форма и размеры Земли для 6 класса с учётом требований ФГОС...

проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 5 класса

На основе изучения нормативных документов, учебно - методической литературы составлен конструкт урока по теме: Форма и размеры Земли для 5 класса с учётом ФГОС....

Использование метода проектов на уроках географии

Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, ...

Использование метода проектов на уроках географии

Большинство педагогов, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя? Может быть, создание условий для развития личности?” Сущность проектной деятельности заключа...

Метод проектов на уроках географии (из опыта моей педагогической деятельности)

     В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному ...