Методика использования метода проектов на уроках географии.
материал по географии по теме

Ерохина Татьяна Николаевна

Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Методика использования метода проектов

на уроках географии

Подготовила учитель географии

МОУ «Поповская СОШ»

Ерохина Татьяна Николаевна

2012год

Что такое метод проектов?

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно. Позже метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (на пример, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и др.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;

совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и др.).

З. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов творческих отчетов, просмотров и др.).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. соответственно оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т. д.).

В  основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Система оценивания проектных работ.

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
  • Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Примерные критерии оценок:

  1. 1)самостоятельность работы над проектом;
  1. актуальность и значимость темы;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. оригинальность решения проблемы;
  4. артистизм и выразительность выступления;
  5. как раскрыто содержание проекта в презентации;
  6. использование средств наглядности, технических средств;
  7. ответы на вопросы.
  1. важность темы проекта;
  2. глубина исследования проблемы;
  3. оригинальность предложенных решений;
  4. качество выполнения продукта;
  5. убедительность презентации.

Диагностический инструментарий для определения   мотивации учащихся к изучению географии.

Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации  и поддержанию на высоком уровне. Для этого существуют различные диагностические инструментарии позволяющие выявить уровень мотивации учащихся к изучению предмета.

2.Анкета для выявления проектных умений.

Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:

3 балла – умею;
2 балла – иногда получается;
1 балл – чаще не получается;
0 баллов – не умею

Ф.И. ученика,

 класс______________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

 

 

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его;  принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли  успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12.  Видеть, что мне  лично дало выполнение проекта

 

 

Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволит:

– спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта (временного ресурса на индивидуальную работу со всеми проектными группами не хватает);
– подобрать вопросы рефлексии;
– организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволит:

– сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
– целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
– при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся

В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...

Использование метода проектов на уроках географии

Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, ...

Использование метода проектов на уроках географии

Большинство педагогов, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя? Может быть, создание условий для развития личности?” Сущность проектной деятельности заключа...

Использование метода моделирования на уроках географии

Метод моделирования и использование моделей на уроках географииСовременный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отме...

Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...