Организация познавательно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ на уроках химии.
методическая разработка по химии

Кашфутдинова Эльвира Фнуновна

Познавательно-исследовательская деятельность  учащихся -та активность, которая превращает пассивное получение информации в активное. Она может быть организована как в рамках проектной деятельности, так и на традиционных уроках, во время самостоятельной  или домашней работы.Такая деятельность вовлекает мышление, воображение и мотивационную сферу ребенка, делает обучение интересным. Познавательная деятельность опирается на изучение дополнительных источников информации, которые подпитывают основные знания по предмету химия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

                                                                                           

«Организация познавательно-исследовательской  деятельности

учащихся с ОВЗ  на уроках химии.»

 

Подготовила:

учитель химии и биологии

Кашфутдинова Эльвира Фнуновна

Уфа 2023 г

Познавательно-исследовательская деятельность учащихся -та активность, которая превращает пассивное получение информации в активное. Она может быть организована как в рамках проектной деятельности, так и на традиционных уроках , во время самостоятельной  или домашней работы.

Познавательно-исследовательская деятельность учащихся -это инструмент для:

  • Реализации  требований  ФГОСТ
  • Реализации требований Программы воспитания
  • Формирования функциональной грамотности

Такая деятельность вовлекает мышление, воображение и мотивационную сферу ребенка, делает обучение интересным. Познавательная деятельность опирается на изучение дополнительных источников информации, которые подпитывают основные знания по предмету химия.

 Для успешной организации познавательно-исследовательской деятельности важно соблюдать несколько правил:

1)такая форма не должна полностью заменять традиционные и другие формы обучения.

2)если с обычными учениками в познавательно-исследовательской деятельности  педагог выступает  наставником, а ученики занимают активную, инициативную позицию, то с детьми с ОВЗ ведущая роль в любом случае остается за педагогом.

3)познавательно-исследовательская деятельность с детьми с ОВЗ должна быть полностью заранее обеспечена дополнительными источниками информации и наглядными пособиями.

К формированию функциональной грамотности  учащихся приводят следующие умения:

-Наблюдать

-Описывать

 -Задавать вопросы

-Объяснять

-Давать определение понятиям

-Классифицировать

  -Формулировать предположения

 -Выдвигать гипотезы

- Прогнозировать

-Делать выводы, доказывать и защищать свои идеи

-Понимать научные исследования.

Задания познавательно-исследовательской деятельности выполняются из  следующих областей:

1)Структура и свойства веществ

2)Физические и химические изменения

3)Физиологические изменения.

Важными, эффективными методами познания и исследования являются:

-Наблюдение.-Описание.-Сравнение.-Эксперимент.

Эти методы познания применяются с первых уроков химии, начиная с темы «Тело и вещество», «Описание физических свойств», «Явления», и в течение всего обучения, когда дети  изучают, создают  наглядные пособия , схемы, таблицы, коллекции,  модели, химические опыты.

К активному методу познания также  относится Моделирование.

Все естественные науки использую свои модели, которые позволяют представить себе явление или объект.

Например, в географии самой распространённой моделью является глобус. Он является миниатюрным отображением нашей планеты. С помощью глобуса мы можем определить расположение морей и океанов, континентов, стран и гор. Ещё одной географической моделью является географическая карта. Она представляет собой изображение земной поверхности на листе бумаги.

        В биологии тоже используют всевозможные модели. Например, муляжи различных органов человека, таких как глаз, мозг, сердце, скелет человека, модель цветка, модель ДНК.

В физике мы также используем различные модели: модель вращения Земли вокруг Солнца, модель двигателя внутреннего сгорания, схему электрической цепи и так далее.

Роль моделирования в химии необычайно высока, поэтому химическая теория состоит из множества моделей. Среди них можно выделить модели с очень широкой областью применимости, создающие основу современной химической науки. К этим моделям относятся: стехиометрическая, атомно-молекулярная, геометрическая и электронная модель. Появление каждой из них произвело в свое время переворот во взглядах химиков.

Стехиометрическая модель определяет использование химических формул и уравнений. Стехиометрическое уравнение дает точное описание любой реакции.

Атомно-молекулярная модель показывает как внутримолекулярные, так и межмолекулярные перегруппировки атомов. Эта модель показывает химические реакции, в ходе которых происходит перераспределение атомов.

Геометрическая модель определяет структуру химических формул и геометрию молекулярных параметров. Эта модель дает возможность пространственно представить структуру соединения, понять причину появления веществ изомеров. Любое химическое превращение это непрерывный переход от одной геометрической конфигурации атомов к другой. Геометрическая модель является классической теорией строения молекул, т.к. все атомы обладают координатами и траекториями движения. Атомно-молекулярная и геометрическая модели стали мощными средствами систематизации огромного экспериментального материала.

Электронная модель показывает реакционную способность веществ через электронное строение молекул. Эта модель относится к неклассической химии, т.к. поведение электронов в атомах подчиняется законам квантовой физики. Химические реакции, протекающие при определенных условиях: давлениях и температурах относятся к классической химии, а реакции, протекающие с участием катализаторов, ингибиторов и ферментов относятся к квантовой химии. Все эти модели дополняют друг друга. Каждая последующая модель использует и детализирует постулаты предыдущей модели.

Учебные модели служат для наглядной иллюстрации отдельных свойств оригинала, который непосредственно изучать невозможно (например, объекты микромира) или затруднительно (например, заводские аппараты).

При изучении объектов микромира модели служат для организации учебной работы по установлению логических связей между строением веществ и их свойствами, между видимым и сущностью.

Модели можно разделить на две группы: предметные и знаковые, или символьные.

0026

К предметным моделям относят, например, модели атомов, молекул, кристаллов, модели химических и промышленных аппаратов и установок.

К знаковым, или символьным, моделям относят: символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций.

Так, модель атома напоминает строение Солнечной системы.

373839

Для моделирования молекул используют шаростержневые или объёмные модели. Эти модели собирают из шариков, каждый шарик символизирует атом. В шаростержневых моделях атомы располагаются на некотором расстоянии друг от друга, в отличие от объёмных моделей.

Модели кристаллов показывают взаимное расположение частиц в кристалле. Здесь так же, как и в шаростержневых моделях, частицы находятся на некотором расстоянии друг от друга.            

В моделях молекул сочетаются знаковые элементы (химический символ, валентный штрих) с пространственным образом, который рассматривается как подобие структуры реальной молекулы. Для того чтобы более точно воспроизвести объект микромира, можно использовать несколько разных моделей, дополняющих друг друга.

Для эффективного использования учебных моделей на уроке необходимо применять их в комплексе с натуральными объектами, химическим экспериментом, схемами, таблицами и различными экранными пособиями. 

Выполнение заданий по моделированию развивает умения конструировать и применять полученные знания, а это способствует усвоению сложного абстрактного материала. Особенно моделирование помогает усваивать учебный материал ученикам со слаборазвитым абстрактным мышлением, тем более, что явления микромира наименее доступны учащимся для непосредственного наблюдения.

Однако чаще всего химики пользуются не предметными, а знаковыми, или символьными, моделями. Это химические символы, химические формулы, уравнения химических реакций.

В процессе моделирования у школьника формируется химическая компетентность и  учащийся делает два основных вывода:

1.Окружающий мир состоит из частиц с определенной структурой, способной  к превращениям (в химических реакциях молекулы распадаются на атомы, которые перегруппировываются в новые молекулы)  2.Существует связь между Структурой. Свойством и Применением веществ.  Умение анализировать окружающий мир в химических терминах развивает у учащихся  способность думать и говорить на химическом языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ». ...

Использование литературных произведений в организации познавательно-исследовательской деятельности

Презентация опыта работы по теме "Использование литературных произведений в организации познавательно-исследовательской деятельности"...

Статья "Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

В статье рассматриваются проблемы творческого, вариативного развития детей дошкольного возраста, формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, активизации мыслительной деят...

Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы

В  опубликованной  презентации  я  делюсь  некоторыми наработками из  своего опыта работы  со способными и одаренными детьми на  уроках химии и  во  в...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...

Пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности

Практическая направленность физического образования заключается в умении:•выявлять•классифицировать•наблюдать• описывать• оценивать•делать выводы из анализа мышления...