«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».
материал по химии (9 класс) на тему

Агибалова Ирина Анатольевна

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.Введение

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Развитие учебно- познавательной деятельности , и особенно достижение познавательной деятельности , определяется не только содержанием обучения, но и во многом зависит от того, как организована работа учащихся на уроке. Однако задача формирования учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках разных типов и достижение школьниками её высшего уровня – познавательной активности  не всегда решается учителем химии.  Так, при первоначальном ознакомлении с учебным материалом при объяснении на обычных уроках , уроках- лекциях учитель в большей мере заботится о раскрытии перед учащимися содержания нового материала. Иногда учитель включает в свое объяснение вопросы эвристической беседы, решение химических задач, использует различные средства наглядности, проаводит лабораторные опыты и т. д.. Но в большинстве случаев задача развития учебно - познавательной деятельности учащихся при этом не ставится.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и  качества учебного процесса является активизация познавательной  деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило,  вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению  наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из  существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который  проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от  умения применить их на практике.

В условиях  постоянных  перемен, в мире развития новых технологий учителю необходимо воспитать учащегося  так, чтобы он был способен  жить и работать в непрерывно меняющемся мире,  способен смело разрабатывать собственную стратегию поведения,   мог осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е.   воспитать личность саморазвивающуюся и самореализующуюся.

Цель исследования состоит в поиске оптимальных методических путей преподавания химии.

В данной работе мне хотелось бы рассмотреть примеры различной подачи нового материал и сравнить их с классическим ведением урока.

 

1.Характеристика учебно-познавательной деятельности.

Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.

 Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения знаниями , накопленными человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.

 Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс.

 Учение как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например написание  формул , называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л. Б. Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок.

Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образования. Во многом она определяется спецификой учебного предмета

 Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение - важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.

 Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть:

 • пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;

 • активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;

 • организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.

 Первая позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.

2. Общая технология организации учебно-познавательной деятельности.

Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Исследованиями Н. В. Кузьминой и ее сотрудников установлено, что само видение педагогом возможностей своего предмета определяет меру эффективности его педагогических действий с целью организации учения. В конечном итоге это определяет, сможет ли учитель средствами своего предмета сформировать у учащихся научное мировоззрение, разовьет ли у них логическое мышление, творческое воображение и способности, сформирует ли систему знаний, умений и навыков или нет. Важным условием успешности учебно-познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели предмета, и место того или иного урока в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если учитель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях.

 В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению задач разных типов. Характерно при этом, что количество решенных задач для научения знаниям, умениям и мышлению не имеет принципиального значения.

 Так, специальным исследованием (Л.Г.Соколова) установлено, что педагоги высших уровней деятельности достигают нужного результата, решая с учащимися в три раза меньше задач, чем педагоги среднего и низшего уровней педагогической деятельности. Кроме того, они в три раза меньше делают замечаний учащимся. Их замечания не носят критического характера в адрес ученика. Они представляют собой, как правило, уместные подсказки: как учащемуся проверить себя в решении учебной задачи.

 Такие педагоги формируют если не у всех, то у большинства учащихся умение находить подход к решению любой задачи. Достигается это прежде всего за счет отбора задач на основе их предварительной типизации. Система задач подбирается таким образом, чтобы они, во-первых, были "привязаны" к теоретическому курсу, во-вторых, чтобы решение каждой предыдущей задачи подготавливало к восприятию и решению новых задач, и, в-третьих, чтобы они учитывали исходный уровень готовности учащихся к их решению.

 Педагоги высокопродуктивного уровня деятельности основное время используют не на само решение задач, а на обучение способам их решения. Если предложенную задачу никто из класса решить не может, то педагог не спешит заменить ее более простой, а продолжает работу с ней в плане исследования явных и скрытых условий и взаимосвязей между данными и лишь затем, если решение не найдено, предлагает ее упростить.  Причем способы упрощения ищут сами учащиеся. Технологические этапы деятельности в процессе усвоения урочной темы выстраиваются в следующую логическую цепочку: изучение нового материала (восприятие, осмысление 20 - 25 мин; первичное повторение, закрепление 5 мин; домашнее задание 15 - 20 мин; проговор содержания урочной темы вслух 5-6 мин; фронтальная поверка 12-15 мин).

 Раскроем технологию организации усвоения урочной темы через задачи, решаемые на каждом этапе:

 • изучение нового материала: ознакомление учащихся с содержанием темы; осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных убеждений;

 • закрепление: первичное повторение содержания материала; организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые требовали бы увязки нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями; проверка понимания учащимися нового учебного материала и установление уровня усвоения;

 • домашняя работа: вторичное повторение учебного материала урочной темы - повторение и осмысление учебного материала урочной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы; дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения урочной темы;

 • проговор содержания урочной темы: актуализация знаний и умений через словесное повторение; формирование навыка устных высказываний; еще одно повторение знаний, которые приобретаются в результате изучения урочной темы;

 • фронтальное повторение: актуализация знаний и умений, выделение главного в пределах урочной темы; организация тематического повторения (выделение главного, обобщение учебного материала, установление закономерностей); организация итогового повторения (в пределах всех учебных тем, которые уже пройдены).

3.Методы организации учебно-познавательной деятельности

 Эта группа методов является наиболее крупной и хорошо проработанной. В ней можно выделить методы организации учебной деятельности, ориентированные на достижение различных задач обучения. Это методы:

- получения новых знаний;

- выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;

- закрепления изученного материала;

- организации взаимодействия учащихся.

Методы получения новых знаний включают в себя такие методы, как рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. Первые четыре метода называют вербальными (словесными) методами обучения.

Рассказ, Вместе с методом объяснения рассказ представляет собой наиболее распространенный метод организации учебной деятельности. Рассказ - это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения.

 К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.

Школьная лекция. В отличие от рассказа и объяснения, которые используются при изложении сравнительно небольшого по объему учебного материала, школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).

 Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или сообщающих, методов обучения.

 Используя эти методы, учитель произносит монолог и не подключает учащихся к взаимодействию или диалогическому общению. В отличие от них беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.

Для непосредственного сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа (от слова "эврика" - нахожу, открываю), в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к самостоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов.

По своей форме беседа может быть индивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику), групповой (вопросы обращены к группе учащихся) и фронтальной (вопросы обращены ко всем учащимся класса).

 В целом метод беседы обладает рядом следующих достоинств:

- активизирует деятельность учащихся;

- развивает их память и речь;

- помогает контролировать знания учащихся;

- может быть проводником личностного воздействия учителя на учащихся.

Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной ее организации. Необходимо соблюдать следующие дидактические требования:

 1. Отбирать посильный для учащихся материал, т. е. материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида и эмоциональной готовности соответствует сегодняшнему состоянию учащегося.

 2. Всякую работу с учебником и учебной литературой начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя.

 3. В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. Учитель может помогать учащимся преодолевать отдельные этапы работы с учебником, спрашивая, как они выполнили очередной этап и как понимают изучаемые вопросы.

 4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения

 При работе с учебником серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.

 

Иллюстрация. Следующие два метода (иллюстрация и демонстрация) относят к наглядным методам обучения. Это методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Обычно наглядные пособия используются в совокупности со словесными и практическими методами обучения.

Демонстрация. Этот метод тоже представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов и т.д.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

 По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) воспроизводящие упражнения (воспроизведение известного с целью закрепления);

б) творческие упражнения (применение знаний в новых условиях).

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Целью проведения лабораторных работ является формирование умений и навыков обращения с приборами и другим техническим оборудованием. В начальной школе этот метод применяется относительно редко. Это обусловлено общим ориентиром начальной школы на накопление у ребенка первичного опыта организации учебной деятельности.

 Лабораторные работы могут носить иллюстративный или исследовательский характер.

Лабораторная работа может быть частью урока или занимать целый урок и даже более.

Практические работы. Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний. Практические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер.

Методы закрепления и повторения изученного материала. Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося полученных знаний и переносу их в

долговременную память. К ней относятся такие методы, как беседа, повторение. Многие методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности в результате многократности повторения способствуют и процессу закрепления изученного материала. Именно поэтому эти методы (упражнение, практическая и лабораторная работы) применимы и для закрепления.

Беседа. Это один из словесных методов обучения, в ходе которого учитель с помощью прямых вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению освоенного ими материала с целью его более глубокого осмысления и долговременного запоминания. Беседа применяется чаще всего, когда изучаемый материал уже освоен учащимися и накоплен достаточный опыт его практического использования. Она способствует лучшему запоминанию материала и заключается в многократном повторении (проговаривании) уже изученного материала, проводимом с использованием умело поставленных вопросов, побуждающих учащихся к активному воспроизведению и рассмотрению учебного материала с различных точек зрения.

Повторение. Метод обучения, применяемый всеми учителями и по всем предметам. Повторение представляет собой основу  всего процесса обучения и развития ребенка.

Повторением обычно называют процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее (или аналогичных им) учебных заданий.

4.Сравнительная характеристика  уроков   разных вариантов.

1. Характеристика классического урока.

 Классическая  структура урока  состоит из традиционных этапов: первая часть урока, наиболее ценная, так как ученики ёще не успели «устать « от урока, нередко направлена на типичный опрос домашнего задания . Хотя именно в этот момент ученики настроены услышать что-то новое .  И вторая, «худшая», часть урока , когда основная часть класса уже устала от неинтересного для большинства учащихся опроса, посвящается изложению нового материала. Учителю не всегда удается вернуть внимание учащихся к уроку. Домашнее задание  дается чаще всего со звонком. Закрепляются не опорные знания , а вопросы, иногда не являющимися  предметом основного изучения на данном уроке.

 Такое преподношение рассчитано на слуховое восприятие материала. Но в современной жизни, с развитием новых технологий, использование м телефонов , компьютеров, гаджетов и т. д.  информация больше воспринимается зрительно. То есть зрительная память имеет преимущества в обучении школьников, нежели слуховая.

Приводить разработку данного урока  я не буду , так как классический пример ведения урока применяется многими учителями, в том числе и я не исключение.

2.Использования пошаговой подачи материала.

Со стороны учителя важно не только знать все выше перечисленные методы обучения , но и грамотно и продуманно использовать  их в течении урока, тесно переплетая одни методы с другими для получения более высокого результата  в развитии познавательной деятельности  учащихся на уроках химии.

В качестве примера хочу предоставить пример варианта урока по теме «Кислород», в проведении которого используется пошаговая подача учебного материала. Образовательные задачи урока состоят в углублении знаний о свойствах кислорода и о процессе окисления путем ознакомления с реакциями горения в кислороде сложных веществ , а также в обучении составлению уравнений реакций горения простых и сложных веществ.

1-ый шаг

Закрепление первоначальных знаний учащихся о свойствах кислорода и об одном из способов получения оксидов окислением простых веществ. Два учащихся выполняют задания у доски.

Задания.

Составьте уравнение реакции горения простых веществ в кислороде: 1) серы и фосфора; 2) угля и серы. Укажите признаки реакции; опишите свойства полученных веществ. в это время учащиеся всего класса выполняют самостоятельную работу по  учебнику, разбирая уравнения реакций кислорода  с  магнием, цинком, кремнием.

Проверка и анализ выполненных упражнений подводят детей  к выводу. : оксиды получают путем реакций соединения простых веществ с кислородом, т.е. реакцией окисления.

Задание

Даны вещества :1) кальций и кислород; кальций и сера;3) сера и кислород;4) магний и хлор.

Какие из перечисленных веществ будут реагировать друг  с другом, образую оксиды?

Составьте уравнения соответствующих реакций. Поясните , можно ли данные явления отнести к числу реакций окисления.

2-ой шаг.

Закрепление знаний учащихся о составе оксидов. Предлагается выполнить следующее задание.

Задание.

1/Выпишите из предложенного списка веществ формулы оксидов: HCl, KOH, CaO, HI, P2O5,H2SO4, K2O

2.  Выучите по учебнику определение понятий оксид и окисление.

3- шаг

Решение качественной задачи для того , чтобы выяснить  могут ли окисляться сложные вещества.

Я демонстрирую опыты горения парафина  и заостряю внимание учащихся на признаках протекания этой реакции(выделение света и  и теплоты), обнаружение продуктов реакции (H2O, CO2)/, Учащиеся делают выводы: способны окисляться не только простые , но и сложные вещества; при взаимодействии с кислородом сложных веществ также образуются оксиды. Проводится закрепление.

Задание

Назовите оксиды, которые образуются при окислении кислородом : а) фосфина PH3;б) сероводородаH2S; в) сульфида меди(II) CuS.

4-ый шаг.

Обучение составлению уравнений реакций горения сложных веществ.

Сначала я на доске пишу уравнения горения метана и ацетилен, затем доска закрывается  и прошу учащихся воспроизвести их самостоятельно. Затем моя запись открывается и ученики осуществляют самопроверку работы.

Задание.

1)Прочитайте в учебнике разъяснение , как составлять уравнение реакций горения сложного вещества в кислороде, и обдумайте всё ли вам ясно.

2)  Проверьте свою готовность отвечать устно или письменно на вопросы после параграфа. Неясное уточните у учителя.

3)Проверьте свою готовность отвечать выполнив задание : осуществить по предложенной  схеме переходы:

CH4      H2O       O2      P2O5

Приведенный пример показывает , что данный вариант урока, на котором изучают новый учебный материал  имеет цель многократного повторить, закрепить полученную информацию. Это позволяет выучить главное на уроке под руководством учителя. Учитель определяет объем знаний, который должен быть не только  сообщен учащимся , но и  усвоен ими на уроке. Выявляются также не усвоенные  отдельными  учащимися знания; к ним чаще всего относятся представления  об окислении сложных веществ, определения понятий или пояснения к заданиям  по составлению уравнений по предложенной схеме. На основании выявленных ошибок я планирую индивидуальную работу с отдельными учащимися на последующих уроках или на дополнительных занятиях.

 Главная ценность такого урока состоит в том, что каждый «шаг»содержит три этапа формирования знаний , а значит , и развитие познавательной деятельности учащихся: первоначальное  получение информации, повторение, самостоятельное применение знаний.

3. Использования самостоятельной работы с учебником.

Ученик должен как можно чаще получать знания при самостоятельном чтении учебной книги, продумывая содержание заданного текста, обсуждать с учителем в школе, совместно приходить к выводам. Полезно заранее сообщать учащимся  тему следующего урока, указывать литературу и интернет сайты, где можно просмотреть новый материал, тем самым побуждая их к самостоятельному получении знаний вне урока.

На урока с использованием самостоятельной работы с книгой необходимо объяснять детям , что при чтении текста в первый раз не следует стараться  все запомнить. Важно не запомнить , а понять , вникнуть в логику изложения. Предложить самостоятельно составить план ответа, сделать схему, и наконец, написать шпаргалку ответа, что только приведет к лучшему усвоению знаний. Следует приучать учащихся  выяснять  на уроке все трудное и непонятное; мысленно осуществлять  самопроверку. тогда и психологический настрой  учащихся  на уроке будет другой, более оптимистичный.

Формирование знаний  и познавательной деятельности  на уроке во многом зависит от психологического  состояния учащихся . Изучение одного и того же учебного материала на уроках традиционной структуры( опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание) и на урока с измененной структурой ( предварительное ознакомление  с новым учебным материалом, разъяснение его учителем, закрепление, опрос , домашнее задание), по моим наблюдениям( благо у меня один и тот же урок проходит трижды в виду нескольких классов одного возраста),влияет на результат ух учебной деятельности и поведении.

Однако стоит учитывать и то , что данные уроки « предварительного знакомства» не следует часто применять в современной школе в связи с большой загруженностью учащихся домашними заданиями по другим предметам. Следует чередовать с другими  методами обучения . Более целесообразно  для ознакомления с новым материалом отводить 10-12 мин на уроке. Хотя конечно приходится уплотнять урок за счет сокращения других видов деятельности, в то же время развитие познавательной деятельности учащихся  проходит под руководством учителя более результативно, что отразится на сокращении того же объяснения нового материала на следующем уроке.

5. Пример урока с опережающим ознакомлением учащимися нового учебного материала.

 В качестве примера приведу  пример разработки урока  с опережающим ознакомлением учащихся  с новым учебным материалом по теме «Аммиак и его свойства»

 Урок по теме» Аммиак  и его свойства».

 Цель урока: усвоить особенности электронного строения молекулы аммиака и разобрать на основе этого его характерные свойства, ознакомить с особенностями  образования ковалентной связи в ионе аммония, расширить представления об основаниях.

Ход урока.

1. Подготовка  к уроку дома (содержание домашнего задания)

Повторить  материал § 24 « Азот», уясните электронное строение молекулы аммиака, реакцию аммиака с водой ( §25)

2. Опрос, подготовка к восприятию нового учебного материала

Самостоятельная работа с  учебником §25 и подготовка ответов по заданиям.

Задания

1) Запишите формулы аммиака ( молекулярную, структурную ,электронную)

2) Физические свойства аммиака.

3) Что представляет собой водный раствор аммиака? Какие ионы  и молекулы  врастворе присутствуют? Как эти ионы образуются?

3. Беседа учителя  с классом, повторение вопросов, необходимых для уяснения нового учебного материала.

 Проверка  усвоения учащимися  наиболее сложной части нового материала, который учащиеся предварительно изучали дома. и повторяли в классе.

Обсуждаются вопросы:

1) Состав и строение молекулы аммиака.

 Обращается внимание на количество электронов , затраченных на образование связей с атомами водорода атома азота в молекуле аммиака. Демонстрируется модель «Пространственное строение молекулы аммиака».

2) Сравнение видов химической связи в молекулах азота , аммиака и воды.

3) Степень окисления атомов в молекуле аммиака, воды  и в молекулярном азоте.

4) Тип кристаллической решетки аммиака(молекулярная).

4. Изучение нового материала.

1) На основе знаний состава и строения молекулы аммиака и наблюдений в опытах учащиеся делают вывод о некоторых свойствах аммиака. Перечисляют физические свойства – газ с характерным запахом( летучесть), без цвета, легче воздуха

Показывается опыт по получению аммиака из солей аммония и возможность «перелить» аммиак из одного сосуда в другой вытеснением воздуха.

2) Учитель разъясняет растворимость аммиака в воде , исходя из полярности связей  в молекуле аммиака. Демонстрируется опыт «Фонтан». Учащиеся объясняют засасывание воды и образование фонтана, причины изменения окраски индикатора в водном растворе аммиака.

3) Учащиеся применяя знания о физических свойствах  аммиака, выясняют, в каком из приборов можно получить и собрать этот газ., тем самым готовясь к практической работе «Получение , собирание и распознавание газов»

4) Работают с учебником (§25), на основе знаний степени окисления атомов азота и изученных свойств аммиака делают предположение о химических свойствах аммиака. С помощью учителя отвечают на вопросы:

а. В реакциях с какими веществами степень окисления азота в аммиаке изменяется?

б. Может ли аммиак восстанавливаться ?

в. Возможен ли процесс окисления?

г. Предположительно перечисляются Химические свойства аммиака.

5 Домашнее задание.

§25, упражнения 7,8. Ознакомится с химическими свойствами аммиака.

III. Заключение.

Таким образом, при изучении нового материала, для привлечения учащихся к получению новых знаний, для активизации познавательной деятельности  мало применять проверенный годами классический метод ведения урока.  Необходимо применять несколько разных подходов для изучения нового материала: упражнения, беседа, самостоятельная  работа с учебником, в том числе  и предварительное знакомство с новым  материалом дома,  демонстрация. Это  способствует уменьшению утомляемости учащихся на уроке в связи со сменой деятельности и знакомство с «не совсем новым»- новым  материалом.

Думаю для учителей с большим стажем  работы, чем  у меня,  такой вид деятельности на уроках изучения нового материале  является не совсем новым . Но для меня, рассмотрение подачи материала  на уроках с такой точки зрения,  оказался новым и в будущем, думаю,

 буду применять его неоднократно. Это  позволит мне не совсем «надоесть» моим ученикам   на уроках химии.  

IV. Литература.

1.М.В. Зуева, Б.В. Иванова. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. 4Издательство «Просвещение»,1989 г.

2.О.С. Габриелян. Химия. 8  класс. Базовый уровень ООО «Дрофа», 2009г

3. О.С. Габриелян Химия. 9 класс. Базовый уровень ООО «Дрофа», 2009 г

4. festival.1september.ru

5. www.km.ru

СОДЕРЖАНИЕ

I.Введение……………………………………………………………………………………3

II.Основная часть…………………………………………………………………………….4 –12

1.Характеристика учебно-познавательной деятельности………………………………… 4

2.Общая технология организации учебно-познавательной деятельности………………5-6

3.Методы организации учебно-познавательной деятельности…………………………..7-9

4.Сравнительная характеристика  уроков   разных вариантов…………………………..10-11

5. Пример урока с опережающим ознакомлением учащимися

нового учебного материала…………………………………………………………………12

III.Заключение…………………………………………….13

IV.Список литературы…………………………………...14 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Романовская средняя общеобразовательная школа р.п. Романовка Романовского района

Саратовской области

Исследовательская работа  на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».

Работу провел:

 учитель химии

Агибалова И.А.

Романовка 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения

Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...

ОРГАНИЗАЦИЯ CАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ.

Одним из важных факторов, обеспечивающих усвоение знаний и повышение качества образования в ходе повторения и подготовки к экзаменам, является рефлексация, т.е. самоконтроль....

«Применение технологии онлайн-тестирования для организации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Система онлайн-тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему т...

Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обучения биологии» 2019 – 2020 гг.

Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обу...