Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обучения биологии» 2019 – 2020 гг.
опыты и эксперименты по биологии

Хайбулина Карина Владимировна

Отчет о работе академической площадки АСОУ

 МБОУ СОШ №10 г.о. Королев

по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обучения биологии» 2019 – 2020 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_mbou_sosh_10_korolev_haybulina_k.v_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о работе академической площадки АСОУ

 МБОУ СОШ №10 г.о. Королев

по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обучения биологии» 2019 – 2020 гг.

 Кафедра общеобразовательных дисциплин АСОУ,

 доцент Хайбулина К.В.

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Королёв Московской области «Средняя общеобразовательная школа №10»

  • Цели и задачи работы;

повысить качество достижения предметных результатов при изучении курса биологии.

  1.  Изучить состояние проблемы организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности.
  2. Усовершенствовать модель методической системы, основанную на самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  3. Разработать методические материалы, способствующие реализации данной модели при изучении курса биологии.
  4. Экспериментально проверить модель организации процесса обучения по индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности.
  5. Выявить методические условия организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности.
  • содержание работы;

«Организации коллективной познавательной деятельности учащихся на уроках биологии» уделяется внимание совершенствованию методической системы организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. 

Переход на ФГОС ООО предполагает внедрение ряда педагогических идей, направленных на совершенствование учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Отсюда появляется необходимость разработки методики, позволяющей реализовать концепцию ФГОС ООО в учебном процессе по биологии.

Наши наблюдения показали, что в настоящее время мало внимания уделяется коллективным формам.

Для решения этой проблемы, мы рассмотрели основные этапы методической системы организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии. При реализации методики индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО мы детализировали и наполнили конкретным содержанием ее основные этапы:

1-й этап - инструктаж, вводная беседа или лекция.

2-й этап - самостоятельная работа школьников с последующим обсуждением ее результатов внутри каждой группы (рефлексия

 3-й этап - систематизация и коррекция знаний.

        4-й этап - заключительный.

  • ожидаемые результаты работы;

В результате исследования изучить состояние проблемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в педагогической, психологической и методической литературе и выявить    основные аспекты данной проблемы в школьной практике обучения биологии.

В результате исследования выявить условия при которых индивидуально-групповая методика   является более эффективной по сравнению с традиционной.

Повышение качества достижения предметных результатов при изучении курса биологии.

Имеющиеся наработки.

1. Хайбулина К.В. Актуальность и проблемы использования современных средств информатизации // Современные проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе: традиции и инновации. Материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, МГОУ 3-5 февраля 2010 г. С.- 184-186. (Авторский вклад 100%)

2. Хайбулина К.В. Организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии // Связь времен и поколений. Материалы науч. конф., препод., аспир. и молод. ученых Московской области, Москва, МГОУ 1-2 декаря  2011. - С 162-165.  (Авторский вклад 100%)

3. Хайбулина К.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии // Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы. Материалы междунар. заоч.  научно-практ. конф., в 7 частях. Часть 7., Тамбов, 26 декабря 2011г. - С.143-147. (Авторский вклад 100%)

4. Хайбулина К.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения биологии в 8 классах // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. Материалы междунар. заочн.  науч.-практич. конф., в 10 частях. Часть 6., Тамбов, 31 января 2012г. - С. 145-148.  (Авторский вклад 100%)

5. Хайбулина К.В. Актуальность применения индивидуально-групповой методики на уроках биологии // Современные вопросы науки и образования – 21 век. Материалы междунар. заочн.  научн.-практич. конф., в 7 частях. Часть 7. Тамбов, 29 февраля 2012г. – С.144-146с. (Авторский вклад 100%)

Содержание, сроки и этапы деятельности АП.

Первый этап - 2019-2020 гг. - изучение теории и практики организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения биологии. В результате данной работы составлена программа эксперимента, определены задачи для достижения цели проводимой работы.

Второй этап – 2020-2021 г. – апробация и экспериментальная проверка методики индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках при изучении курса биологии. По результатам эксперимента разработана дидактическая система организации учебно-познавательной деятельности учащихся, основанная на коллективной познавательной деятельности сочетающей традиционные средства наглядности и современные ИКТ.

План работы АП АСОУ

№№ п/п

Содержание работы (направления и виды деятельности,

мероприятия, и т.п.)

Сроки реализации

Ожидаемый результат

Ответственный

Открытые уроки  по организации индивидуально-групповой познавательной деятельности сочетающей традиционные средства наглядности и современные ИКТ

2019-2022 г.

Повышение качества достижения предметных результатов при изучении курса биологии.

Хайбулина К.В.

Голодова Л.В.

Персональный сайт учителя биологии, страничка на сайте МБОУ СОШ №10 г.о. Королев. Методические материалы инновационной педагогической практики по организации учебно-познавательной деятельности учащихся, основанной на коллективной познавательной деятельности сочетающей традиционные средства наглядности и современные ИКТ по предмету биология.

2019-2022 г.

Диссеминация передового педагогического опыта.

Хайбулина К.В.

Голодова Л.В.

Вебинар «Психолого-дидактический анализ учебно-познавательной деятельности обучающихся по биологии», 

2020 г.

Диссеминация передового педагогического опыта.

Хайбулина К.В.

Вебинар  «Методическая система обучения биологии, основанная на индивидуально-групповой методике».

2021 г.

Диссеминация передового педагогического опыта.

Хайбулина К.В.

Урок - экскурсия для учащихся 5 и 6 классов "Биология – наука о живой природе"

2019-2022 г.

Повышение качества достижения предметных результатов при изучении курса биологии.

Хайбулина К.В.

Голодова Л.В.

Урок по теме: «Простейшие»

2019-2022 г.

Повышение качества достижения предметных результатов при изучении курса биологии.

Голодова Л.В.

Школьная конференция: «Проектная и исследовательская деятельность учащихся».

2019-2022 г.

Повышение качества достижения предметных результатов при изучении курса биологии.

Голодова Л.В.

Праздник "Птицы, зимующие в городе».

2019-2022 г.

Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения

Голодова Л.В.

Круглый – стол организация и проведение научно - исследовательских работ по экологии.

2019-2022 г.

Повышение качества достижения предметных результатов при изучении курса биологии.

Голодова Л.В.

Участие в городской акции: «Посади дерево».

2019-2022 г.

Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения

Голодова Л.В.

В 2019-2020 гг. АП МБОУ СОШ 10 Королев осуществлялось - изучение теории и практики организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения биологии. В результате данной работы составлена программа эксперимента, определены задачи для достижения цели проводимой работы. Осуществлялась – апробация и экспериментальная проверка методики индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках при изучении курса биологии. По результатам эксперимента разработана дидактическая система организации учебно-познавательной деятельности учащихся, основанная на коллективной познавательной деятельности сочетающей традиционные средства наглядности и современные ИКТ. Ознакомиться с результатами можно по ссылке  МБОУ СОШ №10 - Инновационная деятельность (nethouse.ru) 

В процессе работы были выпущены издания инновационной педагогической практики.

Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки (учебное пособие) Пасечник В.В. Хайбулина К.В.

Организация индивидуально-групповой деятельности обучающихся при изучении биологии (учебно-методическое пособие) Хайбулина К.В.

Проведен вебинар «Психолого-дидактический анализ учебно-познавательной деятельности обучающихся по биологии» Хайбулина К.В

Оформлен персональный сайт учителя биологии, страничка на сайте МБОУ СОШ №10 г.о. Королев. Методические материалы инновационной педагогической практики по организации учебно-познавательной деятельности учащихся, основанной на коллективной познавательной деятельности сочетающей традиционные средства наглядности и современные ИКТ по предмету биология МБОУ СОШ №10 - ХАЙБУЛИНА Карина Владимировна (nethouse.ru) 

Проведены открытые уроки  по организации индивидуально-групповой познавательной деятельности сочетающей традиционные средства наглядности и современные ИКТ. Открытые уроки по организации индивидуально-групповой познавательной деятельности сочетающей традиционные средства наглядности и современные ИКТ.

Химический состав клетки – 5 кл. Хайбулина К.В.

Жизнедеятельность клетки – 5 кл. Хайбулина К.В.

Деление клеток - 5 кл. Хайбулина К.В.

Открытый урок по теме: «Простейшие»  - 5 кл. Голодова Л.В. 

Разработана технологическая карта фрагментов урока связанных с формированием готовности к решению задач «PISA». "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб".

Разработан план-конспект урока по индивидуально-групповой методике при подготовке к международному исследованию PISA. «Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения

Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения основам военной службы

К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необ...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Формирование самостоятельности в обучении , Виды самостоятельной работы...

Статья: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систе...