Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения основам военной службы
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Козлова Людмила Борисовна

К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необходимого для качественного выполнения заданий самостоятельной работы.

Поиск путей решения проблемы дефицита времени привел к тому, что, развивая творческую личность школьника средствами предмета ОБЖ, изменилась как форма организации учебной деятельности, так и структура изучения содержания учебного предмета. Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельностью привели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Конкурс

«Лучший преподаватель-организатор ОБЖ»

Творческий проект на тему

Выполнил

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУСОШ №4

Тимофеева Людмила Борисовна

г. Щекино

2012 год

Содержание.

  1. Введение
  2. Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения основам военной службы
  3. Методика работы над рефератом
  4. Заключение
  5. Список литературы

Введение.

Цель проекта:

  1. создать условия для выполнения школьниками творческой самостоятельной работы при  изучении начальных знаний в области обороны и их подготовке по основам военной службы.

Задачи проекта:

  1. ознакомление учащихся с методикой работы над рефератом;
  2. побуждение учащихся к поисковой деятельности;
  3. внедрение новых педагогических технологий и создание условий по организации обучения начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы.

Актуальность:

Главная отличительная черта современного урока - выполнение школьниками творческой самостоятельной работы. Следовательно, школьникам необходимо время на самоподготовку,которая включает работу с несколькими источниками информации и оформляется в виде творческого отчета (письменно или устно, в виде сообщения, реферата или презентации). По своей организации деятельность современного школьника напоминает деятельность студента, который готовится к взаимодействию с преподавателем на практическом или семинарском занятии.

К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит тре бованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необходимого для качественного выполнения заданий самостоятельной работы.

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обученияосновам военной службы

Творческие самостоятельные работы позволяют учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний.

Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении про блемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников.

К организации самостоятельной деятельности обучающихся на учебном занятии предъявляются следующие требования:

  1. самостоятельная работа на любом уровне деятельности школьника;
  2. каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;
  3. самостоятельная работа соответствует учебным возможно стям ученика;
  4. уровень сложности задания для самостоятельной работы соответствует зоне ближайшего развития ученика;
  5. содержание работы, форма ее выполнения вызывает инте рес учащихся, желание эту работу сделать;
  6. выполнение работы обеспечивается педагогической под держкой и управлением деятельности школьника, ориентацией ученика на успешный результат.

В зависимости от цели и содержания учебного занятия в педагогической практике используется сочетание различных форм организации самостоятельной работы: фронтальной, ин дивидуальной, групповой, парной, коллективной. Успех позна вательной деятельности учащегося во многом зависит от тща тельности ее подготовки преподавателем, его умения органи зовать самостоятельную работу, управлять деятельностью школьников, уделять внимание классу в целом и каждому ученику.

Рассмотрим один из вариантов творческой, самостоятельной работы учащихся, используя методику разработки реферата.

Методика работы над рефератом

Работа над рефератом является методом организации учебно-познавательной деятельности, развивающей творческую мысли тельную деятельность ученика, формирует аналитическое мыш ление, развивает навыки публичных выступлений, оценивает интенсивность самостоятельной работы.

В основу реферата входят: замысел, план и написание.

За мысел - это выделение проблемы, формулировка темы.

План предполагает сам процесс работы над рефератом (сбор инфор мации, доказательств, примеров, сопоставление и доказательство фактов).

Само действие - это написание, оформление работы, выступление с рефератом, ответы на вопросы, корректировка работы, обобщение и выводы.

Самостоятельная работа по военно-патриотической тематике сопровождается постановкой заданий, побуждающих самих учащихся к поисковой деятельности, решению проблем.

Практически на всех темах раздела ОВС можно использовать рефератив ную работу, заменяя традиционный опрос на уроке, или ввода в объяснение новой темы реферативных сообщений учащихся, таким образом осуществляя принцип опережающего обучения.

Общая последовательность шагов в реализации технологии (по Дж. Шваба) следующая:

Шаг 1.

Учащиеся узнают о содержании предстоящей работы.

Преподаватель знакомит учащихся с темой, содержанием предстоящей работы.

Шаг2.

Учащиеся выстраивают свое понимание замысла творческой работы.

Преподаватель осуществляет постановку проблемы, при которой школьники сталкиваются с затруднениями в написании работы. Затруднения могут быть связаны с поиском дополни тельной литературы, данных, их трактовки, осмысления, построе ния выводов.

Шаг3.

Учащиеся выдвигают трудности научного позна ния как проблему для своей работы.

Преподаватель побуждает учеников к поиску возможных решений.

Шаг4.

Учащиеся намечают и реализуют свой собственный вариант построения плана сбора материала и описания содер жания.

Преподаватель осуществляет консультирование по теме реферата.

Таким образом, реферативные работы должны предусматри вать:

  1. раскрытие заявленной темы;
  2. наличие анализа;
  3. обобщение выводов;
  4. грамотное изложение материала и своей точки зрения.

Большое значение имеет защита (выступление) реферата.

Это хороший речевой тренинг. Школьник должен обосноватьтему, раскрыть проблему, сделать обоснованные выводы, по казать культуру речи. Преподаватель оценивает содержание реферата, оформление работы (титульный лист, план, сноски, список литературы). Помощь в работе над рефератом могут оказать и родители. Это укрепляет связь с родителями, повышает значимость работы и помогает в профориентации.

На современном этапе обучения появились новые проблемы. Использование компьютера, Интернета, с одной стороны, расши ряет информацию, помогает хорошо оформить работу; с другой - позволяет копировать чужие работы, книги, учебную литературу, и становится все труднее определить личный вклад автора в свою работу.

В работе над рефератом перед преподавателем-организатором ОБЖ стоят сле дующие задачи:

  1. составить рекомендательный список литературы;
  2. сделать обзоры библиографических пособий;
  3. разработать интересную тематику работ, позволяющую проводить самостоятельные работы;
  4. привлекать к защите рефератов учащихся среднего звена, а не только старшеклассников.

Метод реферативной работы надо шире использовать в старших классах. Встает вопрос: при дефиците времени где, когда обучать школьников этой ме тодике?

Мною организован «консультационный пункт» (дополнитель ные занятия), а чтобы привлечь школьников, ввожу в эти заня тия что-то интересное и увлекательное, например разборку и сборку автомата Калашникова. Маленькая хитрость, но сраба тывает.

Например, при изучении раздела «Функции и основные задачи со временных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС» введены рефераты-сообщения учащихся, которые дополняют изучение нового материала. Группа учащихся, которая работает над рефе ратами, идет с опережением процесса обучения. Получается союз преподавателя и учащихся в объяснении новой темы.

Для начала определяется ряд вопросов, по ко торым посильно будет выступить учащимся:

  1. Вооруженные Силы РФ - государственная военная органи зация.
  2. ВС России - основа обороны страны.
  3. Почему и зачем нужна реформа ВС.

Вопросы сложные, поэтому для выступлений подбираются наиболее ответственные, «сильные» учащиеся, им дается необходимая литература. Совместно с учениками разрабатывается план работы над рефератом, оказывается помощь выбрать только основное из источников справочной литературы, главное, подкрепить примерами, фактами. Особую трудность школьник испытывает в составлении тезисов.

Такая работа занимает по времени около недели. Эффект огромный: школьники не только учатся писать и работать над рефератом, но и приобретают интерес к этому виду деятельности, получают навыки моделирования. К следующему уроку  привлекается другая группа учащихся, таким образом, в течение года все учащиеся пройдут «школу обучения» методике написания реферата.

В результате реферативной работы учащиеся овладевают следующими приемами:

  1. формулирование познавательной задачи при  изучении раздела«Функции и основные задачи со временных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС»;
  2. изучение понятий и правил при  изучении раздела«Функции и основные задачи со временных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС»;
  3. поиск фактов, идей, необходимой информации, выявление противоречий, причин и следствий события;
  4. построение модели ВС РФ, ее цели и задачи;
  5. принятие толкования информации (выявление важных черт и т. д.);
  6. формулировка выводов.

Самым ценным в написании реферата является высказывание учащимися своего отношения к излагаемой теме, написание за ключения, то есть обобщение проработанного материала.

Рефераты чаще используются на уроках, когда ставятся задачи по воспитанию гражданской зрелости учащихся, чувства гражданского долга и ответственности, формированию положительного отношения к воинской службе, понимания патриотизма, как любви к Родине для этого необходимы знания воинского законодательства, правильного представления понятий о воинской дисциплине, долге, патриотизме, чести и достоинстве.

Реферативной формой занятий лучше всего пользоваться после изучения большой темы (История создания ВС РФ ) или целого раздела (Организационная структура ВС РФ), когда учащиеся уже овладели определенными зна ниями.

Например, как мною распределилась тематика рефератов по разделу ОВС.

Раздел «Организационная структура ВС РФ». Виды ВС, рода войск, их предназначение

Темы рефератов:

  1. Составные части Сухопутных войск.
  2. Основные предназначения Ракетных войск стратегического назначения.
  3. ВВС России. Краткая характеристика.

Раздел «Боевые традиции ВС России»

Темы рефератов:

  1. Патриотизм и верность воинскому долгу - важнейшие ка чества защитника Отечества.
  2. Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, славы и отваги.

Раздел «Уставы ВС»

Темы рефератов:

  1. Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности части и подразделения.
  2. Ордена - почетные награды за воинские заслуги.
  3. Ордена России современного этапа ее развития.
  4. Знамя Победы - символ боевой славы народа.

Заключение.

Поиск путей решения проблемы дефицита времени привел к тому, что развивая творческую лич ность школьника средствами предмета ОБЖ, изменилась как форма организации учебной деятельности, так и структура изучения содержания учебного предмета.

 Использование со временных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельностью привели к транс формации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие. Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок».

Урок мы рассматриваем как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организа ционная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Как основная организационная форма учебного занятия целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения.

Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком гуманитарной культуры. В современных условиях саморазвитие становится важнейшей педагогической задачей. Организационным обеспече нием этого процесса является формирование навыков самооргани зации и самоуправления. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей. Педагог в этом процессе выступает как деловой партнер, помогающий ученику, соединяя таким образом управление и самоуправление. Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдений и фиксирование изменений в само развитии детей, развитие индивидуальных особенностей школьника через формы самостоятельной и исследовательской деятельности, каковыми является работа учащихся над сообще нием, докладом, рефератом.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Сбор ник нормативных документов Министерства образо вания Российской Федерации / сост. Э. Д. Днепров,A. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Сбор ник нормативных и правовых документов по основам военной службы / сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. П. Фролов. — М.: НЦ ЭНАС, 2001.
  3. Тетушкина, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / авт.-сост. Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Алимова, Л.Н. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников / Л.Н.Алимова. – М., 1999.
  5. Газман, О.С.Новые ценности в образовании / О.С.Газман. – М., 1996.
  6. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В.В.Гузеев. – М.: НИИ, 2005.
  7. Колеченко, И.К. Энциклопедия педагогических технологий / И.К.Колеченко. – СПб.: КАРО, 2011.
  8. Армия государства Российского и защита Отечества / под ред. генерал-полковника В. В. Смирнова. — М.; Просвещение, 2004.
  9. Основы подготовки к военной службе: метод, материалы и док.: кн. для учи теля / сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. — М.: Просвещение, 2003.
  10. Программа курса «Основы безопасности жизне деятельности для учащихся 10—11 классов обще образовательных учреждений / В. Н. Латчук, С. К. Ми ронов, С. Н. Вангородский. — М.: Дрофа, 2006.
  11. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопас ности жизнедеятельности. 10 класс: методическое по собие. — М.: Дрофа, 2004.
  12. Марков В. В., Латчук В. Н. Основы безопас ности жизнедеятельности. 11 класс: методическое по собие. — М.: Дрофа, 2004.
  13. Миронов С. К. Основы безопасности жизнеде ятельности. Методические рекомендации по исполь зованию учебников в учебном процессе, организован ном в соответствии с новым образовательным стан дартом. — М.: Дрофа, 2004.
  14. Латчук В., Миронов С. К., Мишин В. И. Основы безопасности жизнедеятельности.  Планирование и организация занятий в школе. 5—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2004.
  15. Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10— 11 классов: методическое пособие / А. А. Волокитин, Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа, 2004.
  16. Смирнов А. Т., Васнев В. А. Основы военной службы: учебное пособие. — М.: Дрофа, 2004.
  17. Аделев, А. Воспитание патриотов. Основы безопасности жизнедеятельности / А.Аделев. – 1998. - №3.
  18. Атутов, П.Р. Технология и современное образование. Педагогика /П.Р.Атутов. – 1996. – №2
  19. Беспалько, В.П. слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М., 1999.
  20. Бойко, П. Воспитание мужества / П.Бойко. – Владивосток, 1971.
  21. Воронин, А.В. Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести. Основы военной службы / А.В.Воронин. – М.: Армпресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Формирование самостоятельности в обучении , Виды самостоятельной работы...

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике.

Данная презентация раскрывает основные приннципы и методы активизации познавательной деятельности....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка

План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...


 

Комментарии

Козлова Людмила Борисовна

Рефераты чаще используются на уроках, когда ставятся задачи по воспи-танию гражданской зрелости учащихся, чувства гражданского долга и от-ветственности, формированию положительного отношения к воинской службе, понимания патриотизма, любви к Родине, а для этого необходимы знания воинского законодательства, правильного представления понятий о воинской дисциплине, долге, патриотизме, чести и достоинстве.