Использование литературных произведений в организации познавательно-исследовательской деятельности
опыты и эксперименты ( класс) на тему
Презентация опыта работы по теме "Использование литературных произведений в организации познавательно-исследовательской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности»
Художественная литература воздействует на интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, расширят знания ребенка об окружающем мире, воздействует на личность ребенка – природного исследователя окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Мы считаем, что знакомство детей с произведениями русской и зарубежной художественной литературы, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности.
В своей работе использую сказки (русские народные, авторские) и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал.
Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать знакомство с произведениями художественной литературы занимательным и интересным. Любая сказка (народная или авторская) обучает и воспитывает. Ребенок не пассивный объект воздействия - он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей. Художественная литература помогает детям получить базовые знания об явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.
Художественную литературу подбираю по следующим направлениям:
- «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
- «Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).
- «Физические явления» (свет, звук, магнетизм и др.).
- «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).
Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:
- интересный сюжет;
- соответствие возрасту детей;
- наличие динамики, загадки, недосказанности;
- включение в исследование.
Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение.
Приведу следующие примеры:
Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино» подводит к идее использования магнитов из ларца, которые обладают свойством притягивания металлических предметов. С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ от сундука Карабаса-Барабаса на дне поддона, наполненного сухим песком, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы.
Читая сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Пузырь, соломинка и лапоть», испытываем предметы из разных материалов на плавучесть (лист бумаги, металлическая пластина, кусочек ткани и кусок дерева). Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делаем вывод, что лучше всего сделать плот из дерева, так как оно не тонет.
В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
В сказке К. Чуковского «Мойдодыр» обсуждали, как при помощи соломинки определить, где находится мыльная вода, а где чистая вода для ополаскивания. Выясняем с детьми, как образуются мыльные пузыри.
В сказке «Колобок» знакомимся со свойствами песка: песок состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, на песке остаются следы, мокрый песок темнее сухого, слипается, пропускает воду.
В сказке «Снегурочка» дети проводили опыты со снегом и льдом и обсуждали свойства снега и льда (белый/бесцветный, прозрачный/непрозрачный, сыпучий/хрупкий). Замечаем с детьми, как воздействует температура на снег и лед.
В сказке «Вершки и корешки» делаем выводы о влиянии воздуха, света, тепла и воды на рост растений. Выясняем, для чего растению необходимы вершки, а для чего корешки.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию картотеку с перечнем художественных произведений.
Перечень художественных произведений,
используемых при экспериментировании
На основе русских народных сказок:
- «Колобок»
2) «Снегурочка»
3) «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
4) «Вершки и корешки»
5) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
На основе авторских сказок:
- «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен
2) « Приключения Буратино» А. Толстой
3) «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
4) «Сказка о том, почему помидор стал красным» Е.Фартутдинова
На основе рассказов:
- «На горке», «Мишкина каша», «Огурцы» Н. Носов
2) «Хитрый огурчик» Я. Пинясов
Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.
Литература:
1. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.Н., Серова З.А. «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.
3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Серия «Библиотека программ «От рождения до школы»» МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование литературных произведений при составлении заданий по химии.
Использование литературных произведений на уроках химии в 9-х, 10-х классах обшеобразовательных школ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-75802-1362594917.jpg)
Использование информационных технологий при организации военно-патриотической деятельности краеведческой направленности в школьном музее
Статья отображающая опыт использования информационных технологий при организации научно-исследовательской работы учащихся, посвященной истории Великой Отечественной войны....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588958-1423386180.jpg)
«Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»
Сегодня набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях наиболее успешными становятся люди, которые могут пред...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/22/picture-87153.jpg)
Использование литературных произведений на уроках информатики
Применение литературных произведений на уроках информатики Учитель информатики МОБУ «Солнечгая СОШ» Кулакова Н.А.Слайд1.В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономическ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818407-1474375385.jpg)
Статья "Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
В статье рассматриваются проблемы творческого, вариативного развития детей дошкольного возраста, формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, активизации мыслительной деят...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866074-1481631785.jpg)
Презентация "Использование литературных произведений на уроках биологии".
Материал презентации можно использовать при объяснении нового материала, закреплении, опросе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/13/picture-1469462-1681419415.jpg)
Организация познавательно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ на уроках химии.
Познавательно-исследовательская деятельность учащихся -та активность, которая превращает пассивное получение информации в активное. Она может быть организована как в рамках проектной деятельност...