Использование информационных технологий при организации военно-патриотической деятельности краеведческой направленности в школьном музее
статья по краеведению по теме

Александровский Сергей Владимирович

Статья отображающая опыт использования информационных технологий при организации научно-исследовательской работы учащихся, посвященной истории Великой Отечественной войны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование информационных технологий при  организации военно-патриотической деятельности краеведческой направленности в школьном музее

Несмотря на то, что в настоящее время  государством предпринимаются значительные усилия по организации военно-патриотической деятельности в школах проблем с её организацией все же достаточно. Основными из них являются непрекращающиеся попытки недружественных нашему государству сил навязать сознанию нашего народа (прежде всего молодежи) свои взгляды, зачастую  лживые, несущие ярко антироссийскую направленность, на причины начала II мировой войны, ее ход и конечно, вклад в Победу над фашизмом нашего народа.

В первую очередь по причине безграмотности и крайне низкого уровня культуры в стране появляются националистические и фашиствующие организации. Все это происходит во многом еще и потому, что в 90-е годы в стране не уделялось должного внимания изучению нашей истории, благодаря засилью низкосортных американских боевиков и компьютерных игр. Многие наши дети действительно изучают историю не по книгам, а по играм Cull of Duty, Medal of Honor и др., имея весьма смутные представления  о подвигах своих предков, поэтому одной из главных воспитательных задач современной школы считаю вовлечение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность по изучению истории Великой Отечественной войны.

Значительную помощь в реализации этой задачи могут оказать современные информационные технологии, которые не только интересны подавляющему большинству школьников, но и весьма информативны. К сожалению, значительная доля педагогов, занимающихся организацией исследовательской деятельности, ограничивается использованием офисных программ, фотоаппарата и сканера, ресурсы Интернет сети также используются весьма ограничено, все это часто приводит к тому, что школьники быстро теряют интерес к предложенному исследованию, да и результаты исследования часто мало презентабельны и недостоверны.

Несмотря на то, что проблема внедрения информационных технологий весьма актуальна, до сих пор нет единых рекомендаций по их внедрению в повседневную жизнь школьного музея. Именно поэтому я предлагаю ознакомиться с опытом использования современных технологий при организации военно-патриотической деятельности в школьном музее МБОУ ОСОШ №1.

Интернет – как источник достоверной информации

Работа школьного музея не должна сводиться к культурно-массовой деятельности, основанной на использовании материалов, собранных нашими предшественниками в далекие 60-80-е годы. Использование «чужих» материалов зачастую неинтересно для школьника, особенно в старших классах. Найти живых свидетелей с каждым годом все сложней, да и достоверность информации оставляет желать лучшего. Поэтому одним из надежных источников информации являются базы данных министерства обороны, а также различных государственных и общественных организаций.

Наибольший интерес для школьников представляют базы данных «Подвиг народа» - информация о 12 миллионах 670 тысячах награждений,  и «Мемориал» - 29 миллионов записей из архивных дел и 10 миллионов записей из Книг Памяти. Используя возможности этих проектов,  ученик может ознакомиться с наградными документами на своих родственников, выпускников школы – участников Великой Отечественной войны, а также с основными этапами Великой Отечественной войны и провести полноценное исследование разумно дополняя материалы из архивов школьного музея своими собственными исследованиями.

 В апреле-мае 2012 года музеем была организована общешкольная акция «Я помню, я горжусь!». Учащимся школы было предложено принести (для сканирования и публикации в фотоальбоме) семейные фотографии военных лет. Каждый принесший фотографию сам ее сканировал, а затем,  используя базы данных «Мемориал» и «Подвиг народа» изучал боевой путь, наградные документы своих предков. В дополнение к базам данных Министерства обороны для реализации этого проекта изучались базы данных Дрезденского Центра  Документации, на сайте которого хранится информация о 700 тысяч Советских .

 Потрясение результатами исследования было такое, что дедушки и бабушки школьников (дети участников войны) узнавали о своих родителях, то, о чем не рассказывалось в семьях. Многие семьи  узнавали подробности подвигов, места службы даты призыва, гибели, места захоронения и другую информацию об участниках войны. Безусловно, нельзя утверждать, что в указанных базах данных имеется вся информация об участниках войны, но базы постоянно пополняются, а кроме того, имеются и другие источники информации. К ним относятся тематические военно-патриотические сайты и издания поисковых организаций. Набольший интерес представляют краеведческие проекты «ДОН 1942», «Солдат.ru», «Аллея Славы», «Победители», «Имена из солдатских медальонов» и др., а также  многочисленные форумы поисковиков.

Благодаря использованию интернет - источников за последние годы удалось обнаружить фотографии и  восстановить боевой путь наиболее выдающихся учителей и выпускников школы, в том числе и тех, кто после войны не вернулся на Родину. Среди них: Герой Советского Союза Григорий Молочинский, полный кавалер ордена «Солдатская Слава» Алексей Дижа, представленный к званию Героя Светского Союза Владимир Черпак, кавалер четырех орденов Григорий Лымарь и многие другие.

Даже если в музее имеется большое количество информации об участнике войны, поиск все равно не стоит прекращать. Иногда удается найти страницы биографии, не отображенные ни в каких воспоминаниях. Так в 2012 году случилось  в процессе изучения боевого пути Григория Лымаря. Во всех своих воспоминаниях он указывает на боевой путь в качестве штурмана бомбардировочной авиации, что само собой предполагает полеты на тяжелом бомбардировщике, но  при изучении наградных листов  его правнучка Серикова Даша выяснила, что он совершил более 70 вылетов на бомбардировку,  и в тыл врага (на партизанские базы) на самолете У-2, за что награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны» - I степени. Удивительно, но отчаянный боевой летчик так и не решился рассказать родственникам, что почти год летал на «женском» ночном бомбардировщике У-2, хотя риск при таких полетах был значительно выше. Такие подробности биографии делают образ героев войны не возвышенным и каноническим, а вполне человеческим со своими особенностями и слабостями, что, конечно, ближе к истине.

Еще одним источником информации, позволяющей заниматься поисковой деятельностью, являются печатные и периодические издания. Безусловно, ресурсы школьных библиотек весьма ограничены, но эту проблему можно решить разными способами. Наиболее простой из них - использование ресурсов электронных библиотек. Самой известной электронной библиотекой по военной тематике является «Militera», большое количество воспоминаний и описаний событий Великой Отечественной войны можно найти на страницах «Библиотеки Максима Машкова», там же имеется и значительное количество ссылок на другие тематические электронные библиотеки. Кроме того, в интернете существуют десятки оцифрованных энциклопедий и изданий. Среди них Большая Советская Энциклопедия, История Второй Мировой войны, Военная энциклопедия и много другое. Также не стоит забывать и про проект Википедия, на страницах которого достаточно подробно отображены многие этапы Великой Отечественной войны. Еще одним способом сбора материала является использование электронных каталогов больших библиотек. Примером такой библиотеки является Донская государственная публичная библиотека. Не отходя от школьного компьютера, можно изучить ее каталог, чтобы в дальнейшем (по приезде в Ростов на Дону) не тратить время на изучение каталогов, а сразу заказать книгу.

Еще одним очень важным направлением работы по организации краеведческой военно-патриотической деятельности является организация переписки с родственниками воинов погибших при освобождении Орловского района. Это на сегодняшний день одно из самых сложных направлений работы. Для его реализации необходимо иметь достаточно успешный краеведческий сайт, на котором обязательно бы отображались номера воинских частей, освобождавших наш район, названия населенных пунктов, даты боевых действий. Похожую   информацию можно продублировать и на школьном сайте. Кроме того, необходимо регулярно посещать тематические сайты воинских подразделений и общаться на их форумах.

Конечно, в итоге обязательно найдутся заинтересованные лица. В результате такой деятельности в 2009-2011 годах нам удалось завязать переписку с родственниками воинов пропавших без вести на территории Орловского района.  В результате совестной работы нам удалось установить имена и места предполагаемого захоронения более 50 советских воинов. Работа очень трудоемкая, и прервалась в связи с тем, что школьники, выполнявшие это исследование, окончили школу. В рамках подготовки в 70-летию Победы планируется возобновление исследования новой группой школьников.

Современные технические средства, используемые в музейной деятельности

Деятельность современного музея невозможна без использования современных технических средств. Их использование не только облегчает подготовку исследовательских работ, документов, мероприятий, сокращает временные затраты, но дает совершенно уникальные возможности организации музейной деятельности: копирование и распространение документов, создание электронных проектов, удаленный доступ к ресурсам, электронная переписка, создание баз данных, каталогов, тематических библиотек, фотоальбомов и даже виртуальных музеев. Для всего этого необходимо оборудование.

Наиболее важным, безусловно, является компьютер, с большим объемом памяти или переносными жесткими дисками. Мне думается, популярные сегодня ноутбуки не самое правильное решение. Необходим компьютер, компьютерный стол и компьютерный стул. Никакая исследовательская деятельность не может оправдать ущерб, который может нанести школьнику неправильная посадка у монитора. Кроме того, в музейной работе часто приходится обрабатывать видеосигнал. Если для обработки видеосигнала современных камер не требуется дополнительного оборудования, то для обработки аналогового VHS или цифрового DV (именно в этих форматах записано большинство воспоминаний)  требуются платы видеозахвата, которые обычно невозможно установить на ноутбук. Переносные же их варианты, которые можно использовать с ноутбуком, во-первых, слишком дороги, во - вторых только очень современный ноутбук сможет работать с такими устройствами. Наиболее известной (и недорогой) является плата видеозахвата Pinnacle, поставляемая с лицензионным программным обеспечением. Также для обработки сигнала можно использовать бесплатно распространяемую Ulead Video Studio 7.0. Необходима музею и видеокамера. Она может использоваться как для записи воспоминаний, съемки общешкольных мероприятий, так и для создания видеофильмов как военно-патриотической, так и краеведческой направленности.

 Кроме программного обеспечения   для обработки видеосигнала на «музейном» компьютере должны быть лицензионные программы Microsoft Office, программы для обработки фотографий (например Adobe Photoshop), программы для чтения следующих форматов: PDF,  DJVU, SID, ZIP, RAR, EPUB, а также видеоконвертеры. Для работы с документами архивов и библиотек необходимо установить программы доступа «Докусфера» и «Вивальди». Для сканирования и распознавания текста необходимо установить Abby.Fine Reader или его аналог.

Еще одним необходимым предметом является сканер. Наиболее оптимальным является сканер формата А-3, позволяющий сканировать достаточно крупные документы – довоенные аттестаты, газеты, портретные фотографии и др. Для сканирования и распознавания текста необходимо установить Abby.Fine Reader или его аналог.

Для сохранения изображений объемных предметов, а также фотографий со стендов, мониторов, станиц книг и периодических изданий,  документов, которые нет возможности отсканировать,  необходим цифровой фотоаппарат. И конечно, фотоаппарат необходим для фотографирования людей, объектов на местности, составления фото отчетов.

Большой проблемой при проведении исследования является сбор письменных воспоминаний. Далеко не каждый старожил готов садиться за стол и писать воспоминания, зачастую нет возможности записать на бумагу беседу во время встречи, особенно если беседуешь с приезжими – все это приводит к необходимости использовать диктофон во время опроса. В качестве диктофона можно использовать и сотовый телефон и ноутбук.

Еще одним обязательным компонентом школьного музея является принтер.  Наиболее оптимальным считаю струйный фото принтер, оборудованный системой непрерывной подачи чернил. Стоимость печати на нем не очень велика и он с равным качеством может печатать фотографии, цветные тексты, газеты, буклеты и многое другое. Издательская деятельность школьного музея мне кажется очень важной. В школе ежегодно проводятся конкурсы тематических стенных газет или плакатов военно-патриотической направленности. Выпускаемы активом музея буклеты с фотографиями воинов-освободителей, партизан, документов времен Великой Отечественной войны используются на классных часах и школьных мероприятиях, а тематические статьи в них вполне могут заменить посещение районного музея. Фотоальбомы собранные и распечатанные учащимися остаются в архивах и затем многократно используются.

Современные информационные технологии позволяют организовать массовую исследовательскую деятельность учащихся по изучению истории Великой Отечественной войны. Современные возможности сети Интернет позволяют практически каждому школьнику собственное исследование боевого пути своих предков, узнать о подвигах земляков и воинов освободителей, осуществить поиск захоронений воинов пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Широкое использование современных технических средств позволяет донести результаты своих исследований для широкого круга школьников, педагогов, общественности. Личное участие в восстановлении событий той страшной войны делает ребенка сопричастным с нашей историей, заставляет его лично пережить, а значить, и переосмыслить события тех, и возможно, это один из самых верных путей  воспитания не просто выпускника школа, а патриота в настоящем смысле этого слова.

Процесс внедрения информационных технологий в деятельность музея не может быть быстрым – это путь «малых шагов», которые обязательно нужно начинать педагогам каждой школы, который легче пройти в совместном труде со школьниками. Основная  задача педагога в этом пути - развить познавательную деятельности указывая, где можно получать информацию, а как ее обрабатывать школьники разберутся сами, главное при этом не стоять над ними, а идти рядом. Для реализации такого рода деятельности педагог сам должен в совершенстве владеть методами использования информационных технологий в повседневной деятельности. А для этого необходимо внедрять информационные технологии уже сегодня, и результат, конечно, будет, но…завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в организации внеклассной деятельности учащихся. Проект "Школьная газета"

Проект "Школьная газета" подготовлен в рамках программы "Детская инициатива". Идея проекта укладывается в известное высказывание В.И.Ленина "Газета - это не только коллективный агитатор, но и коллекти...

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Использование информационных технологий на уроках этнокультурной направленности

Распространение опыта работы по использованию информационных технологий по предметам этнокультурной направленности (ИКН и марийскому (государственному) языку)....

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Использование информационных технологий в системе дополнительного образования: видеозанятие как форма реализации программ технической направленности.

Развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. В настоящее время информационные технологии активно внедряются в...

Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...