Статья "Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
статья на тему

Приемская Алла Ивановна

В статье рассматриваются проблемы творческого, вариативного развития детей дошкольного возраста, формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, активизации мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Автор: Приемская Алла Ивановна, 

педагог дополнительного образования

ГБОУ детско-юношеского центра ЮАО г. Москвы

В современном обществе особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня вырастить ребёнка человеком завтрашнего дня?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на занятиях по подготовке к школе, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребёнку в дальнейшем, во время школьного обучения гораздо легче будет изучать науки, действуя подобно учёному, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную общеобразовательную школу, то у большинства возникают ассоциации с неинтересной и монотонной работой, далёкой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение знаний. Для ребёнка это обычно повинность, тяжелый, но необходимый труд.

Между тем, обучение должно быть творческой деятельностью, тогда оно будет способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания у ребят. Строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Особенно это важно при подготовке детей к школе. Занятия не должны быть рутиной, необходимой повинностью для маленького человечка.  Необходимо с самого начала приобретения ребёнком знаний не отбить у него охоту к дальнейшему обучению в школе, а наоборот мотивировать его к получению новых знаний и умений.

Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нём, детям необходимо разобраться в свойствах предметов, в пространственных и временных понятиях, событиях и явлениях окружающей действительности. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения: неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать ответы на постоянно возникающие вопросы – «зачем?», «как?», «почему?».

Ребёнок постоянно стремится к новым познаниям, и, в то же время, он оперирует уже приобретёнными знаниями. В дошкольном возрасте дети способны не только принимать и решать поисковую задачу, но и самостоятельно ставить её во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Поэтому, для меня было важно разработать такую программу по подготовке детей к школе, в которой сочетались бы уже общепринятые классические методы подачи знаний и инновационные формы поисково-исследовательской деятельности. В результате была разработана образовательная программа для дошкольников «Весь мир в твоих руках».

 Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные явления и объекты, а придумывают образы цифр, букв, геометрических фигур и пр. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из группы предметов (яблоко, мяч, кубик) лишний предмет, дети могут назвать кубик, т.к. он отличается от двух других формой, лишним может быть яблоко, т.к. это фрукт, лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик – красные.

Все занятия по данной программе интегрированного типа. Так, например, пространственно-временные отношения и сравнение величин по разделу программы «Математическая мозаика» связаны с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по аппликации и лепке вводятся поиск закономерности (порядка), понятие ритма в узоре, изготовление поделки, аппликации из одинаковых, симметричных или геометрических деталей. В основе системы интегрированных занятий лежит принцип совмещения игровой и познавательной деятельности.

Отдельно хочется остановиться на разделе программы «Маленький исследователь», темы и задания которого направлены на развитие исследовательского поведения ребёнка. Ни для кого не секрет, что ребёнок-дошкольник по природе своей – исследователь. Именно поэтому он вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Это его естественное состояние: общаться с людьми, изучая их поведение и настроение, рвать или мять бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме или птицами во дворе, проводить опыты с различными предметами, строить сооружения из конструктора, разбирать игрушки, изучая их устройство. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые побуждают детей к сравнению, установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Так в разделе «Маленький исследователь» образовательной программы для дошкольников имеется ряд заданий, направленных на развитие умений классифицировать: «найди предметы, сходные по форме, цвету, размеру» и др. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, а потом – сходства. 

Один из самых доступных методов исследования – наблюдение. Говоря о нём, следует помнить, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим – умом. Поэтому развивать способность наблюдать означает развивать способность мыслить, а не просто смотреть, слышать или осязать. Это позволяют делать, например, такие задания, как: «понаблюдай и опиши поведение твоего домашнего питомца», «понаблюдай, опиши и зарисуй явления, которые происходят в природе с наступлением весны» и др.

Можно познать новое с помощью действия – для этого и существует эксперимент. Развивать умение и стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину необходимо каждому человеку. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. В образовательной программе предложен ряд безопасных экспериментов с простыми и доступными предметами: эксперименты с отражением, водой, магнитом и пр.

Проведение экспериментов (опытов) способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. При этом нужно стараться подводить детей к рассуждениям и умозаключениям, уточняя уже полученные ранее знания о свойствах и качествах предметов, явлениях или объектах природы (снег, дождь, ветер, растения, животные и т.д.).

Во время проведения опытов дети являются активными участникам: организуют своё рабочее место, сами подбирают необходимые предметы и материалы, проводят экспериментальную работу, получают результат. Ход опыта дети фиксируют в альбоме или в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем.

Например:

После каждого эксперимента дети учатся формулировать выводы. Умение доказывать и защищать свои идеи – это интегрирующая тема. Она объединяет многие умения. Для того чтобы защитить добытые в исследовании результаты, надо уметь наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, связно излагать свои мысли.

Таким образом, если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие конкретные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы, объекта исследования);
  • выдвижение гипотезы;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор и изучение материала;
  • обобщение полученных данных.

Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Для проведения занятий имеются необходимые предметы и материалы:

  • бумага различных видов: белая, цветная, гофрированная, картон;
  • различные приборы: весы, карманный фонарик, увеличительные стёкла, лупы, зеркальце, магниты;
  • сосуды, разные по объёму  из различных материалов: стекла, металла, дерева, пластмассы;
  • природные материалы: засушенные листья, скорлупа грецких орехов, жёлуди, различные семена, крупы, глина, песок;
  • медицинские материалы: пипетки, мерные ложечки, вата, марля, термометр для воды;
  • гайки, болты, проволока, бечёвка;
  • текстильные материалы: кусочки тканей, кожи, меха, нитки для вязания хлопчатобумажные, синтетические и шерстяные;
  • схемы для проведения опытов;
  • карточки с иллюстративным изображением заданий и вопросов;
  • альбом или дневник наблюдений для фиксирования результатов.

Общие методические рекомендации при проведении исследований:

  • старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно;
  • не сдерживайте инициативы детей;
  • не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам;
  • избегайте прямых указаний и инструкций;
  • не спешите с вынесением оценочных суждений.

Известно, что познавательная деятельность всегда содержит вопрос. Поэтому занятия по подготовке к школе проходят через организацию элементарной поисковой деятельности. Важно, чтобы направления исследовательской деятельности не давались в виде той или иной готовой схемы, а строились самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, делающего открытия в науке, и у малыша, открывающего для себя ещё малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся интерес у дошкольников, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Дети с удовольствием начинают рассказывать о своих открытиях друзьям и родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся обозначать проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности детей; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника Часть -I. 

Презентация будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений .Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.В основе экспериментальной деятельности дошкольников...

"Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития экологического мировоззрения дошкольников при реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ"

"Выполнение ФГОС невозможно без освоения современных образовательных технологий, где главным фактором развития дошкольников выступает характер их деятельности "...

Круглый стол для воспитателей - «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников с ОВЗ»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников с ОВЗ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвиающая программа для дошкольников "Познавательно-исследовательская деятельность"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно найти ответы  на все интересующие вопросы дошкольник не может. У него недостат...