"Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития экологического мировоззрения дошкольников при реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ"
консультация по экологии на тему
"Выполнение ФГОС невозможно без освоения современных образовательных технологий, где главным фактором развития дошкольников выступает характер их деятельности "
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»
структурное подразделение «Детский сад №5»
Консультация
«Познавательно-исследовательская деятельность
как направление развития
экологического мировоззрения дошкольников
при реализации ФГОС
в образовательном процессе ДОУ»
Подготовлена: Решетниковой Л.А., педагогом дополнительного образования
2016 - 2017 учебный год
Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, что бы его поведение было экологически целесообразным. Решение этой задачи возможно при условии формирования нового мировоззрения - экологического, воспитания экологической культуры личности.
По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности - проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Предъявляются все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологического мировоззрения.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей».
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Развитие дошкольника во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Организацию познавательно-исследовательской деятельности можно вести по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек;
- рукотворный мир
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»:
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений. В процессе познания происходит получение (прием) и осмысление информации с помощью познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, речь), являющихся неразрывными частями единого процесса отображения объективного мира и его преобразования в субъективный образ (опыт).
Виды познавательно-исследовательской деятельности:
- исследование;
- экспериментирование;
- моделирование.
Исследование – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В результате ребенок приобретает новое знание. Этот вид деятельности предполагает высокую степень познавательной активности ребенка, большую роль отводит самостоятельной работе.
Исследовательская деятельность может быть реализована в процессе специально организованной образовательной деятельности с детьми, во время совместной деятельности взрослого и детей, во время самостоятельной деятельности детей и в семье.
Исследовательская деятельность может быть реализована в различных формах: занятие, экспериментирование, сбор коллекций, наблюдение, труд в уголке природы, целевые прогулки, продуктивная деятельность, создание проекта.
Этапами исследовательской деятельности являются:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ);
- защита.
Экспериментирование (детское) — вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации.
Экспериментирование как вид познавательно-исследовательской деятельности является второй ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, способствует мощному проявлению собственной активности детей, направленной на получение новых знаний (познавательная форма) и продуктов детского творчества (продуктивная форма). Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Моделирование — вид познавательно-исследовательской деятельности, который предполагает опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Доступность метода моделирования для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Классификация моделирования по специфике действий включает:
- замещение;
- составление моделей;
- деятельность с использованием моделей.
Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности
В младшей группе
- формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
- обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
- способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.
В средней группе
- обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
- формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
- продолжать формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру.
В старшей группе
- систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
- формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
- развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.
Формы работы с родителями
1.Анкетирование с целью выявить степень участия родителей в познавательно-исследовательской деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса. (Например, по результатам анкетирования на тему «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков).
2. Привлечение родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях).
3. Привлечение родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке.
4. Консультирование.
5.Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организация фотосессии).
6.Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
Вывод
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность – это направление развития экологического мировоззрения дошкольников, в процессе которого формируются у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…». Современные проблемы взаимоотношений с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Методическое обеспечение
Литература:
1..Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
2..Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
4. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду, пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
Материалы Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка "Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей через экологизацию образовательного процесса "МИР ВОКРУГ НАС"
СТАТУС: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:...

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника Часть -I.
Презентация будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений .Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.В основе экспериментальной деятельности дошкольников...

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника/ Часть-II/
Презентация Часть-II...

Дополнительное образование, как одно из основных направлений внедрения ФГОС в образовательный процесс в военном учебном заведении
Внедрение ФГОС в особых условиях образовательного процесса в военном учебном заведении. Использование игровых технологий в образовательном и воспитательном процессах....

«УМК Spotlight для старшей школы как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе»
Презентация...

УМК «Английский в фокусе» как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе
Описание УМК "Английский язык в фокусе"...

«Формирование экологического мировоззрения и этических ценностей через экологизацию образовательного процесса»
Методическая разработка интегрированного курса по экологии «Формирование экологического мировоззрения и этических ценностей через экологизацию образовательного процесса» это документ, раск...
