Дополнительное образование, как одно из основных направлений внедрения ФГОС в образовательный процесс в военном учебном заведении
статья (5, 6 класс) на тему

Комарова Софья Вячеславовна

Внедрение ФГОС в особых условиях образовательного процесса в военном учебном заведении. Использование игровых технологий в образовательном и воспитательном процессах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование, как одно из основных направлений внедрения ФГОС в образовательный процесс в военном учебном заведении

В образовательном процессе очень важно учитывать специфику того или иного учебного заведения. Особенно это актуально для специальных учебных заведений, в частности, для учебных заведений, принадлежащих МО РФ.

Московское суворовское военное училище (МсСВУ) по праву гордится своими традициями, восходящими еще к системам обучения кадетских корпусов Российской империи. Формирование будущего офицера неотделимо от формирования понятия дисциплины и жесткого подчинения уставу. Суворовцы с первого года обучения привыкают все делать по команде. Подъем и отбой, принятие пищи и занятия строевой подготовкой,  «сампо» (выполнение домашних заданий) и даже звонки родителям – все строго регламентировано. На уроках – непривычная для обычных школ тишина, а обращаться к учителям принято «Товарищ преподаватель, разрешите обратиться», и никак иначе.

Наверное, при такой форме обучения очень сложно выполнить все психолого-педагогические условия, рекомендуемые для современного образования.

Да

Нет

Возможно

1

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

+

2

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

+

3

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития

+

4

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

+

5

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

+

6

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

+

7

Защита детей от всех форм физического и психического насилия

+

8

поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

+

 Как видно из вышеприведенной таблицы, возможности военного учебного заведения не всегда соответствуют новым реалиям в образовании. Тем более хотелось бы обратить внимание на пункты № 5 и 6 в таблице: «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» и «Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения». Именно педагогика дополнительного образования и дает возможность реализовать эти необходимые условия педагогической деятельности. Кафедра дополнительного образования МсСВУ предлагает воспитанникам 36 образовательных программ спортивного, естественнонаучного, военно-исторического и художественного направлений. И именно в рамках дополнительного образования мы можем (и уже активно этим занимаемся) внедрить новые формы и методы в образовательном процессе.

Одним из обязательных условий преподавания в МсСВУ является непременное использование военного компонента. Огромную роль играет и военно-патриотическое воспитание суворовцев, особенно в преддверии празднования 70-летия победы в Великой отечественной войне.  В рамках предмета «Стратегия победы» (введение в военную историю) было принято решение о проведении коллективной игры среди слушателей.

Коллективная форма игры была выбрана не случайно. Для будущего офицера очень важно умение работать в команде. Не менее важно и обладать компьютерной грамотностью на самом современном уровне, знать историю своей Родины, быть ее патриотом, знать историю военной техники,  обладать стратегическим и тактическим мышлением. Таким образом, среди учащихся 1 роты (соответственно, возраст 11 – 12 лет) был проведен турнир по компьютерной игре  World of Tanks. Были созданы две команды по 5 человек, выбор моделей танков времен Великой отечественной войны (изучение истории военной техники, военно-патриотическое воспитание).  На первом этапе каждый член команды должен был рассказать об истории создания каждой модели, ее тактико-технической характеристике и вооружении. На втором этапе проходила имитация  танкового сражения. Роли ведущего и жюри выполняли старшие суворовцы 6 роты. Результаты «танкого сражения» и имена победителей были вывешены на доске информации роты.  Мы считаем, что такая игровая форма наиболее соответствует психолого-педагогической задаче, стоящей перед преподавателем МсСВУ: изучение нового материала, формирование умений и навыков будущего офицера, раскрытие творческих возможностей учащихся, воспитание коллективизма, взаимообучение, формирование практических навыков, повышение компьютерной грамотности.  Следует отметить, что данная игра проходила в рамках предмета дополнительного образования, продолжительность которого 2 часа, что позволило уложиться в отведенное время. Тема игры полностью соответствует теме урока: «Вооруженные силы Советского союза в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

Также  были соблюдены и все основные требования к проведению дидактических игр: четкость и определенность цели и направленности игры; значимость игрового результата для участников и организаторов игры; соответствие содержания игры характеру решаемой задачи; посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности; понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета; стимулирующий характер игры; точность и однозначность игровых правил и ограничений; объективные критерии оценки успешности игровой деятельности воспитанников; адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры; благоприятный психологический климат отношений; простор для личной активности и творчества; обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

В  рамках курса «Стратегия победы» и в ознаменование 70-летия победы в великой отечественной войне 1941 – 1945 гг. для воспитанников 1 роты запланирована научно-практическая конференция   «Бессмертный полк».  Задача учащихся – сделать научно-исследовательскую работу о своих предках,  участниках войны.  Основные формы научной работы  - опрос родственников, работа с семейными архивами (по возможности),  работа с вещевым рядом (боевые награды, предметы, привезенные с фронта, униформа), работа с картами (составление боевого пути участника войны).  Занимаясь подобной научно-исследовательской работой суворовец не только изучает на практике историю своей Родины, но и  имеет возможность осознать роль своей семьи в истории страны, осознать преемственность поколений и свою сопричастность к военной истории, как будущего офицера и защитника.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Именно поэтому, сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников УУД, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Игровые технологии, активные методы в системе дополнительного образования  способствуют развитию у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть АМО помогает решить  одну из главных задач, стоящих сегодня перед преподавателем – «научить  ученика учиться».  За внешней «легкой формой»  игровых технологий просматривается целая система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно игровые технологии должны обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Перед каждым преподавателем МсСВУ, и, тем более,  перед преподавателем, работающем в области военно-патриотического воспитания, прежде всего стоят задачи, которые полностью соответствуют основным требованиям ФГОС: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции суворовца, как достойного гражданина своей страны, его профессиональный выбор, выявление творческих способностей воспитанников, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Набор в военные суворовские училища происходит в 5 классе, то есть в начале подросткового возраста. Именно в это время ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. И в этом аспекте игровые технологии могут оказать неоценимую услугу, тем боле, что перед преподавателем, работающим с самыми юными суворовцами, стоит задача не просто обучить отдельных индивидуумов, а создать единый по духу коллектив, команду единомышленников.

Внедряя АМО и игровые технологии,  преподаватель реализует основные требования ФГОС к результатам освоения, как основной программы общего образования, так  и программ дополнительного образования:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие "Военно-учебные заведения ВС РФ"

Данное методическое пособие разработано для проведения урока № 1 "Общая классификация военно-учебных заведений ВС РФ. Военно-учебные заведения Северо-Западного региона, их классификация"  по...

«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в организацию учебного процесса».

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчест...

Мастер – класс «Учим английский играючи» в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как одно из ключевых направлений реализации ФГОС».

Мастер - класс "Учим английский играючи" в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как ...

Социально - педагогическое партнерство школы с высшими военными учебными заведениями в патриотическом воспитании кадет.

Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся с помощью и под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут и обучаются, которые создали школа и ее социальн...

«Использование ИКТ в дополнительном образовании как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса»

Использование ИКТ в дополнительном образовании - одна из актуальных проблем дополнительного образования. Использование ИКТ позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для об...

Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории

Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе»...