Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории
статья

Хаджимирзоев Руслан Вахич

Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе». Воспитательная работа велась на эмпирическом уровне при отсутствии каких-либо методик, опытным путем. Сегодня исторически накопленный опыт организации процесса воспитания в кадетских корпусах предоставляет нам широкий выбор форм и методов работы. Вместе с тем, современное развитие российского государства и общества требуют особых подходов к воспитательному процессу подрастающего поколения, в частности к воспитанию кадет довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

методист по социальной работе Хаджимирзоев Руслан Вахич

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации»

Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории

Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе». Воспитательная работа велась на эмпирическом уровне при отсутствии каких-либо методик, опытным путем. Сегодня исторически накопленный опыт организации процесса воспитания в кадетских корпусах предоставляет нам широкий выбор форм и методов работы. Вместе с тем, современное развитие российского государства и общества требуют особых подходов к воспитательному процессу подрастающего поколения, в частности к воспитанию кадет довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

В отечественной и зарубежной научной литературе существует множество теорий по вопросам организации процесса воспитания подрастающего поколения в целом, и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеющих целью подготовку к военной и иной государственной службе, в частности.

Анализ исторической литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на появление первых военно-учебных заведений в России еще в Петровскую эпоху, планомерная организация образовательного процесса в них началась лишь в последней трети XVIII века. Законодательное закрепление принципов учебно-воспитательной работы произошло лишь при Николае I.

По мнению кандидата педагогических наук Ю.В. Кожухова [1], первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе». Этот поиск носил случайный и непоследовательный характер, взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками строились на формально-уставной основе, а воспитательная работа велась на эмпирическом уровне при отсутствии каких-либо методик, опытным путем.

В разные исторические периоды под процессом воспитания подразумевалось относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека. Как теоретическое педагогическое понятие воспитание утвердилось в XVIII веке одновременно с освоением западных взглядов на гуманизм, во многом усилиями великих педагогов К.Д. Ушинского и И.И. Бецкого.

Просветитель Н.И. Новиков, в 1783 году, в статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» впервые в русской истории объявил педагогику наукой, употребив слово «педагогика», как обозначающее «особую и важную науку» о «воспитании тела, разума и сердца».

Во второй половине XVIII века благодаря деятельности П.И. Шувалова, И.И. Бецкого, М.В. Ломоносова, М.И. Кутузова в военно-учебных заведениях закрытого типа воспитательному процессу впервые было придано планово-организационное начало, что послужило педагогической основой для развития воинского воспитания в нашей стране в целом.

В это же время в военных гимназиях закладываются основы системы гуманистического воспитания. В период большого общественного подъема важной его частью было мощное педагогическое движение. Критика крепостнического воспитания; борьба против сословной школы, а также схоластики, зубрежки и муштры; за общее светское воспитание, уважение к личности ребенка – вот вопросы русской прогрессивной педагогики того времени, которые естественным образом находили свое отражение в организации процесса воспитания военных гимназистов.

Николай Иванович Пирогов в статье «Вопросы жизни» выступил против сословной школы, провозгласил идею общечеловеческого воспитания. Отбросив старые догмы и внедряя новые методы, он высказывался о дисциплине учащихся, выступая за недопустимость телесных наказаний.

Константин Дмитриевич Ушинский, развивая педагогическую науку и искусство воспитания, проанализировал и подверг критике воспитание за рубежом, определил, что для русского человека главное – любовь к Родине.

Цель воспитания, по К.Д. Ушинскому – гармоничное развитие личности. Основой его должно быть нравственное воспитание. Как средства использовались личный пример, убеждение, предупреждения, поощрения, взыскания. Важнейшим условием воспитания служил труд.

Русский педагог, теоретик и практик начального обучения Н.Ф. Бунаков так оценивал значение одного из трудов Ушинского: «Полное сознательное усвоение сочинения «Человек как предмет воспитания» – можно бы считать мерилом удовлетворительной подготовки лица для поступления в воспитатели».

Полнота и глубина воспитательного процесса в кадетских корпусах во многом определялась состоянием охвата кадет вниманием и заботой их руководителей. А именно, воспитателей, командиров и начальников, педагогов и лицами, в обязанностях которых эта задача выделялась особо. По мнению одного из столпов русской военной педагогики прошлого И.И. Бецкого, без хороших воспитателей тщетны все предписания. [2]

Воспитательная работа в кадетских корпусах дореволюционной России строилась на трех основополагающих принципах: самодержавие, православие и народность. Исходя из этого, она осуществлялась по трем основным направлениям: церковно-религиозное воспитание, выполняющее идеологическую роль; военное воспитание, ставившее своей целью привитие кадетам необходимых русскому офицеру военно-боевых качеств; и духовно-нравственное, направленное на развитие духовных и физических сил воспитанников.

Для успешного достижения основной цели воспитательной работы требовалось, чтобы все доступные воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев, как и вся обстановка жизни кадет, своевременно возбуждали и твердо упрочивали в каждом из них живой интерес к военному делу и к славе родного оружия.

 Естественно, что при создании совершенно новой для России системы обучения и воспитания, использовался опыт создания кадетских корпусов других стран. Не случайно, поэтому в Указе императрицы Анны Иоанновны от 29 июля 1731 года отмечалось, что «все кадеты для учения и житья с немалым покоем должны размещаться по примеру прусского, датского и прочих королевских кадетских домов, дабы они столь меньшим гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратили».

Однако, как показала впоследствии практика, использование зарубежного опыта должно сочетаться с национальной самобытностью. Слепое копирование иностранной практики военного строительства приводит лишь к отрицательным результатам. Исторический опыт России подтверждает, что бездумное подражание приводит к тому, что мы схватываем лишь внешнюю сторону явления, оставляя за чертой нашего внимания его истинную суть. А ведь «Россия, – отмечал И.А. Ильин, – не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма». [3]

Анализ литературы и документов, регламентирующих воспитательную работу с кадетами, показывает, что главным принципом в деле воспитания был индивидуальный подход. В материалах Первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов отмечалось: «...надо понимать психические особенности школьного возраста, знать вообще законы душевного развития, изучить индивидуальные особенности воспитанника, что дано, унаследовано в психическом складе природою, что сделано, привито семьей, на чем остановилось развитие мальчика, какие неправильности, дефекты есть в нем, на основании всего этого определить, какие поправки надо внести в его мир, как вообще он реагирует на разные воздействия, и какие, поэтому, наиболее верные средства применимы в деле воспитания каждого мальчика» [4]

В кадетских корпусах большое внимание уделялось повышению культурного уровня воспитанников. Для этого привлекались известные поэты и писатели, художники и драматурги, хорошо известные обществу и просто интересные люди. Не случайно, что из стен корпусов вышли мировые знаменитости, такие как поэты М.Ю. Лермонтов и Д.В. Давыдов, писатели А.И. Куприн и Н.С. Лесков, основатели театрального дела в России Ф.Г. Волков, И.А. Дмитриевский, А.П. Сумароков и другие.

Огромная роль в процессе воспитания у будущих воинов гражданских и патриотических качеств на протяжении всего описываемого периода принадлежала Русской православной церкви. Воздействуя на сердца и умы воспитанников, религия и церковь воспитывали их в духе беспредельной верности присяги и воинскому долгу, высокому патриотизму, готовности пожертвовать своей жизнью за царя и Отечество. В 1868 году в одном из циркулярных распоряжений Главное управление ВУЗов потребовало от церковнослужителей военных гимназий, в целях лучшего религиозно-нравственного развития воспитанников, проводить с ними пастырские беседы. Для этого выделялся особый третий урок в неделю, сверх двух по Закону Божьему. Огромное воздействие на воспитанников оказывали церковные богослужения и другие религиозные обряды, проводимые в этих учебных заведениях. Следует отметить тот факт, что по мере развития системы кадетских корпусов, особенно в конце XIX – начале XX века, роль религиозного воспитания постоянно возрастала. Так, например, в 1907 году были изданы отдельный приказ и циркуляр по военно-учебным заведениям, в которых давались указания по вопросам классного изучения Святого Писания и проведения мероприятий, направленных на улучшение религиозного образования и воспитания кадет. Но уже в 1913 году Военным Министром была утверждена новая учебная программа по Закону Божьему, которая учитывала требование Святейшего Синода о том, что общее военное воспитание кадет должно идти наряду с религиозным воспитанием и в последнем должно находить для себя опору.

В кадетских корпусах постепенно вырабатывались педагогические принципы воспитания, такие как планомерность воспитания, непрерывность воспитания и его соответствие уровню развития детей. В заведениях этого типа пришли к очевидному выводу о том, что воспитание должно строиться не только на подавлении отрицательных черт воспитанников, но в большей степени на доверии к ним, а главное, это на развитии положительных качеств личности.

Такие качества, как мужество, честь, достоинство, решительность, самообладание, понимание прекрасного, дружба и преданность Отечеству формировались в процессе привития педагогами воспитанникам любви к труду и службе. Обращалось также постоянное внимание на уважение старших, обеспечение чистоплотности и аккуратности, реализацию на деле принципа взаимовыручки и взаимопонимания, дисциплинированность и исполнительность, стремление к самосовершенствованию и т.д. Многие эти положения были положены в основу руководящих документов, которыми руководствовались воспитатели. К таким документам следует отнести, например, «Положение о военных гимназиях», «Инструкцию по воспитательной части для военных гимназии» (1882 г.), «Инструкцию по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886 г.).

Характерно, что в последнем из названных документов, главная цель воспитания отмечалась «как совокупность всех воспитательных мер, применяемых каждым кадетским корпусом для установления в его питомцах необходимой основы для приготовления из них впоследствии: преданных Престолу искренних христиан, строго повинующихся законной власти и одушевленных сознательным чувством долга верных слуг России, добрых и почтительных сыновей, честных и трудолюбивых граждан, образованных, дельных и крепких духом и телом воинов, серьезно смотрящих на службу государству и обществу, не как на средство, а как на благороднейшую цель своей жизни, с полною готовностью пожертвовать ею на защиту Отечества от врагов».

Среди других направлений воспитания кадет можно выделить нравственное воспитание. В одном из документов, регламентирующих работу воспитателей в этом направлении, отмечалось, что высокий долг воспитателя заключается в постепенном и всестороннем приготовлении каждого воспитанника к нравственной деятельности. При этом считалось, что физическое воспитание в кадете должно развивать необходимые силы, умственное – сообщить ему потребные знания и умения, а воспитание нравственное – направить волю его именно к такой деятельности.

Профессор Н.И. Алпатов считал, что нравственное воспитание учащихся военных гимназий имело те же политические цели, что и в кадетских корпусах: они должны были воспитывать у юношей любовь и преданность престолу и родине, стремление защищать их всеми средствами, в том числе и с оружием в руках. Но достижение этих целей с помощью прежних методов признавалось невозможным. Старые методы воспитания отличались упрощенностью, формализмом. Пользуясь ими, воспитатели не оказывали глубокого влияния на детей, тогда как теперь особенно считалось необходимым держать сознание и чувства воспитанников в умелых руках, влиять на поведение воспитанников более тонкими педагогическими средствами, вызывать у детей доверчивое к себе отношение. Для этого предстояло перестроить систему воспитателей работы в военных гимназиях, сохранив в них прежние цели, отвечающие интересам самодержавия [5]

В отечественной истории становления и развития системы воспитательной работы в кадетских корпусах условно можно выделить несколько периодов.

Первый период (1701-1714 г.г.) известен началом традиции утилитаризма, заложенной Петром I, с главной задачей созданных им Школы математических и навигацких наук и Академии морской гвардии, сообщения воспитанникам специальных знаний, необходимых военному инженеру, артиллеристу, моряку. Данный период характеризуется, по сути, отсутствием какой-либо системы воспитательной работы, закладыванием основ аристократического воспитания.

В течение второго периода (1715-1731 г.г.) воспитательная часть, сравнительно с образовательной, находилась на низком уровне, о воспитании личности, развитии у юношей их природных способностей, о нравственном воспитании корпус заботился мало. В представлении учителей, а особенно офицеров, воспитанники ничем не отличались от взрослых людей, и к ним применялись дисциплинарные меры, разработанные еще петровскими артикулами.

В третьем периоде происходит (1732-1800 г.г.) зарождение в кадетских корпусах учебно-воспитательной системы. Преобладает религиозно-нравственное воспитание. В воспитательной работе начинает формироваться личностный подход.

По мнению Ивана Ивановича Бецкого, воспитатели вместе с учителями обязаны были внушать воспитанникам «любовь к добродетели и благонравию, примечать в каждом склонность природную и качество разума, дабы тем, кои понятнее других, споспешествовать и в прочих науках», приучать подростков к самообслуживанию, с тем, чтобы «они могли обходиться без служителей».

От воспитателей требовалось, чтобы они подходили к мальчикам индивидуально, примечали, к чему каждый способен, какие склонности имеет, наблюдая за ними во время гулянья, забав и ученья, с тем, чтобы при переходе воспитанника в четвертый возраст можно было бы точно определить склонности ученика к гражданским или военным наукам.

Более всего Бецкой занимался вопросами нравственного воспитания и умственного образования кадет, считая это основой в подготовке образованных офицеров и государственных чиновников. Его целью было сделать из кадет не «искусных» офицеров, а «знатных граждан», и современники заметили, что со времен Бецкого из корпуса стали выходить не военные, а энциклопедически образованные люди.

Воспитание должно, по мнению Бецкого, ласкать ребенка, обходить трудности, вызывать у него радужные представления о мире, о жизни и своих обязанностях. Действительность жестоко мяла и разрушала эти идеалы. Она вносила в жизнь людей суровые требования общества. Воспламеняя в нежных сердцах воспитанников любовь «ко всему тому, что есть благо велико и прекрасно», Бецкой забывал о том, что трудно удержать это на всю жизнь человеку, не имеющему сильной нравственной основы, не умеющему бороться и побеждать пороки общества. Через воспитание он думал влиять на общество, но оно оказалось сильнее его. [5]

Семен Романович Воронцов – русский дипломат из рода Воронцовых, оценивал систему воспитания Бецкого так: «Офицеры, выходившие из старого кадетского корпуса, были хорошие военные и только; воспитанные же Бецким, играли комедии, писали стихи, знали, словом, всё, кроме того, что должен был знать офицер».

Лишь Михаилу Илларионовичу Кутузову удалось правильно решить многие вопросы учебной и воспитательной работы, направить деятельность учителей и воспитателей в русло тех задач, которые выдвигались современной педагогикой [5]

Четвертый период (1801-1830 г.г.) – период становления и расширения сети кадетских корпусов, развитие кадетских корпусов как педагогической системы в государстве в целом.

Однако, как свидетельствуют архивные документы и воспоминания современников, в первую треть XIX века воспитательная работа кадетских корпусов, в сравнении с учебной, стала заметно ухудшаться. Прежние педагогические задачи, выдвинутые Бецким или Кутузовым, были забыты или заброшены, а на первое место выдвинулась спешная подготовка офицерских кадров, потребность в которых особенно усилилась в годы Отечественной войны 1812 года. При отсутствии общей системы воспитания в корпусах это обстоятельство способствовало ухудшению дисциплины и морального облика кадет. В воспитании дисциплины еще более усилились различные формы телесных наказаний, особенно распространенные в последние годы царствования Александра I. Телесные наказания стали почти единственным дисциплинарным средством.

За этот период в кадетских корпусах шел процесс создания системы подготовки офицерских кадров, поисков средств воспитания детей в интернатном учреждении.

Педагогический опыт этого периода мог бы многому научить руководителей военно-учебных заведений, если бы они пожелали извлечь из него уроки. Однако находившиеся во главе военного обучения молодежи представители царствующего дома превыше всего ставили монархическое воспитание, которое находилось в глубоком противоречии с попытками внести в кадетские корпуса передовые педагогические начала.

Пятый период (1831-1863 г.г.) можно связать с накоплением педагогического опыта.

К 1832 году воспитательная работа в кадетских корпусах находилась в неудовлетворительном состоянии. Перед руководством была поставлена задача: принять меры к тому, чтобы учащиеся воспитывались в духе тех идей, которые угодны самодержавию.

Составители учебных программ строго придерживались принципа: воспитывать молодежь в духе православия, самодержавия и народности, считавшихся основой для всякой школы того времени.

Многие воспитатели не имели педагогической подготовки. Правда, по сравнению с прежним временем состав воспитателей несколько улучшился, но большинство их не занималось повышением своей общей и методической квалификации. Воспитывали детей они так, как могли, ограничиваясь раз и навсегда выработанными в личной практике приемами.

Основное внимание в кадетских корпусах обращалось на военно-физическое и религиозно-нравственное воспитание. Большое значение в кадетских корпусах придавалось поведению воспитанников. В этих целях применялась балльная система.

Все баллы за поведение были разделены на пять разрядов: дурному поведению соответствовали баллы 1, 2, 3, посредственному – 4, 5, 6, хорошему – 7, 8, 9, весьма хорошему – 10 и 11, и отличному – 12.

Положительной стороной принятой системы следует признать наличие нескольких баллов в каждом разряде и конкретных указаний, за какие поступки может быть назначен тот или иной балл.

В данный период просматривается также зарождение идеи воспитывающего обучения, которое не привело её тогда к практическому осуществлению.

Нравственное воспитание кадет являлось главной задачей, на которую неоднократно указывал Николай I, требуя при выпусках в офицеры давать преимущества воспитанникам, отличившимся положительной для самодержавия нравственностью, если даже они оказывались слабее в науках.

Главной целью нравственного воспитания в кадетских корпусах являлось: «поселять и укоренять в воспитанниках страх божий, преданность государю императору, почтительность и беспрекословное повиновение начальству», чувства чести и долга, дружбы и товарищества.

Нравственные правила для воспитанников были указаны в Уставе для военно-учебных заведений II класса. В числе их на первом месте находились благочестие, воздержанность, укрощение страстей, стремление к самоусовершенствованию, порядок, честность, скромность, твердость духа, неустрашимость и т.п.

С 1835 года в кадетских корпусах были организованы воспитательные комитеты, обязанные заниматься всеми вопросами физического, нравственного и умственного образования воспитанников.

В 1850-х годах появляются первые попытки глубже вникнуть в причины проступков воспитанников. Воспитателей обязывают вести характеристики на детей и при оценке поведения ссылаться на их психологические особенности.

Отрицательной стороной в организации воспитательного процесса, которая имеет свои проявления и сегодня, необходимо отметить тот факт, что в кадетских корпусах учебная часть была отделена от воспитательной. Преподаватели только учат, а воспитатели преследуют молодых людей за всякие «жалкие мелочи».

Система воспитания дисциплины, основанная только на требовательном, строгом и неуклонном выполнении кадетами всех установленных дисциплинарных правил, по существу сводящаяся к муштре и слепому подчинению воспитателю, не могла дать желаемых результатов.

Делались попытки как-то заполнить внеклассными занятиями досуг воспитанников. Во время вечера кадеты читали, играли на фортепьяно, пели, играли, угощались чаем с пряниками.

Период с 1864 по 1882 годы можно назвать периодом оптимизации системы воспитательной работы в условиях инновационного развития, реформ, преобразования кадетских корпусов в военные гимназии.

Помимо проблем, связанных с подготовкой воспитателей, на данном этапе, трудности и недостатки в воспитательной работе вызывались и другими обстоятельствами, в частности, неразработанностью многих вопросов воспитания.

В первые годы существования военных гимназий в работе воспитателей особенно наблюдался формализм, который выражался в надзоре за воспитанниками. Воспитатели старались не пропускать ни одного проступка или слова гимназиста для того, чтобы «подавить зло в самом начале», не вникая в причины и не думая помочь мальчику разобраться в своем поведении. Все это порождало недоверие между воспитателями и их воспитанниками.

Вся воспитательная система старой школы была построена так, что учитель противопоставлялся ученику, как враждебная ему сила. Военные гимназии пытались это изменить, однако и им не удалось достичь желаемых результатов, так как преодолеть данный недостаток можно было только при коренном изменении всей воспитательной системы, чего, естественно, гимназии сделать не могли.

В основном воспитательная работа сводилась к внешнему надзору за детьми и не требовала от руководителя большой педагогической подготовки и нравственных сил. Воспитателям достаточно было пользоваться угрозой, наказаниями, окриком и другими подобными средствами гербартианской педагогики, которая не создает еще морально развитого человека. Он может обладать хорошими манерами, соблюдать установленные в обществе приличия, оставаясь в душе эгоистом, нравственно извращенным человеком.

Добившись организованности и порядка, воспитатели военных гимназий стали разрабатывать методику нравственного воспитания, руководствуясь некоторыми принципами, выдвинутыми прогрессивной педагогикой России и Запада и указаниями Педагогического комитета ГУВУЗа.

Принципы воспитания были выработаны под влиянием педагогических идей 60-х годов XIX века в России и, в частности, замечаний К.Д. Ушинского по поводу работы дворянских закрытых учебных заведений, с опытом которых он был хорошо знаком. Разработанные новые принципы воспитания заставляли воспитателей иначе подходить к своим обязанностям и, хотя не все они практически претворяли эти начала в практике, все же вынуждены были считаться с ними. Вместе с тем нельзя не заметить, что принципы воспитания находились в противоречии с задачами нравственного воспитания молодежи в военных гимназиях и чаще всего являлись идеальными требованиями, связанными с духом времени. Только передовая часть воспитателей пыталась реализовать их в своей работе, и достигала хороших результатов.

В 1855 году были утверждены «Правила для воспитателей», в которых высказано много интересных мыслей.

В Правилах указывалось, что военная гимназия должна заботиться о равномерном развитии всех умственных, нравственных и физических сил воспитанников и этим определяется деятельность воспитателей.

Воспитательная работа в военных гимназиях велась главным образом во внеклассное время в форме различных мероприятий, которые организовывались с детьми. По существу говоря, эти занятия начинали развиваться впервые. Гражданские средние школы их не знали. В кадетских корпусах они находились в зачаточном состоянии.

С успехом применялись индивидуальные беседы с глазу на глаз, оказавшиеся хорошим средством воздействия на воспитанников.

В военных гимназиях организовано было и обучение ручному труду. Ручной труд, или, как тогда говорили, обучение ремеслам, мастерству, являлся новинкой. Занятия ремеслами служили средством заполнения досуга и строились только на интересе к труду, без каких-либо «денежных приманок» за выполненную работу.

В ряде гимназий широкое развитие получила натуралистическая работа – прообраз сегодняшнего экологического воспитания, которая заключалась в сборе и приготовлении, коллекций минералов, насекомых, растений, набивке чучел птиц и мелких животных, что имело большое образовательное значение и помогало пополнять учебные кабинеты.

Таким образом, развитие внеклассных занятий помогало улучшать воспитательную практику, что служило примером другим учебным заведениям и семьям в организации досуга.

В военных гимназиях стало обращаться большое внимание на физическое воспитание учащихся.

Такова была практика воспитательной работы в военных гимназиях, которая, опиралась, прежде всего, на педагогические высказывания Ушинского и Пирогова, строилась на основах индивидуального изучения детей, учета их возрастных особенностей. В военных гимназиях пытались решать задачу воспитания человека, на которую указал Н.И. Пирогов.

1883-1918 годы – совершенствование воспитательной работы в период стабильного функционирования вновь воссозданных кадетских корпусов; выработка педагогических принципов воспитания, таких как планомерность воспитания, непрерывность воспитания и его соответствие уровню развития детей; вывод о том, что воспитание должно строиться не только на подавлении отрицательных черт воспитанников, но в большей степени на доверии к ним, а главное, это на развитии положительных качеств личности; возрастание роли религиозного воспитания; спад уровня организации процесса воспитания.

Кадетские корпуса после 1882 года в воспитательном отношении сохранили много общего с военными гимназиями.

В 1886 году опубликовано «Положение, штат и инструкция в воспитательной части для кадетских корпусов», в 1889 году – «Наставление для строевого обучения, физических, упражнений и вообще внеклассных занятий», в 1903 году – «Правила о Приеме в кадетски корпуса».

В соответствии с этим перестраивалась работа в кадетских корпусах, организация в них воспитательной части.

В инструкции по воспитательной части 1886 года снова подчеркивалась мысль о том, что кадетские корпуса имеют «главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству, посредством постепенной с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности престолу, сознательного повиновения власти к закону, и чувств чести, добра и правды».

Во всяком случае, подход к путям нравственного воспитания молодежи стал иным, чем он был в 60-х годах. На первом месте стало не убеждение, основанное на сознании юношами долга, а вера в правильность предложенных нравственных правил. Поступай так потому, что к этому поступку тебя призывают старшие.

В корпусах снова возобновились телесные наказания и помещение в карцер, причем некоторые воспитанники в нем бывали довольно часто.

Работа воспитателей велась примерно по тем же направлениям, которые выработаны были в военных гимназиях. Они помогали детям выполнять домашние задания, организовывали внеклассные занятия, а в старших ротах руководили строевыми упражнениями.

Однако исследователь Н.И. Алпатов в книге «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа» утверждает, что двадцатилетний период работы кадетских, корпусов после ликвидации военных гимназий показал, что самодержавие было уже не в состоянии поднять на более высокую ступень воспитательную деятельность этих учреждений.

Серьезную тревогу стала вызывать растущая половая распущенность среди воспитанников военно-учебных заведений. Правда, она наблюдалась и раньше, но теперь, как отмечали гигиенисты и воспитатели, она усилилась. Только по десяти кадетским корпусам в 1892 году в половом разврате замеченными оказалось около 430 человек, а 63% поступающих в военные училища сознались в связях с женщинами. Наблюдались случаи, когда заразившиеся венерической болезнью кадеты кончали жизнь самоубийством.

В циркулярах Главного управления и в статьях «Педагогического сборника» указывалось на необходимость учить воспитанников «бороться с вредной страстью», создавая нормальные условия для физической жизни. Надо чаще проводить медицинские осмотры воспитанников, особенно в старших ротах, обращать внимание на опрятность и чистоту, нормальное питание и сон, гигиеническое закаливание, знакомиться с духовной природой каждого мальчика, чтением им книг. Конечно, эти меры приносили некоторую пользу. Однако они радикально не меняли дела, так как и в последующее время вопрос о половой распущенности воспитанников кадетских корпусов продолжал оставаться довольно острым.

Много серьезных упреков было высказано и в адрес преподавателей и воспитателей. «Учителя в большинстве случаев являются простыми ремесленниками, – отмечала редакция «Педагогического сборника» в 1890 году – нелюбящими своего дела, не интересующимися тем, как бы провести его лучше, потому что оно тяжело и надоело. В классе они не учат детей, не объясняют, а задают урок на дом, вследствие чего и деятельность учителя в классе сводится к уловлению незнающих уроков учеников и выставлению дурного балла... Над учителем, который занимается наукой, товарищи смеются, как над чудаком».

В последний период существования кадетских корпусов, с 1903 по 1917 годы, состояние воспитательной работы в них еще более ухудшилось.

«Всюду слышатся указания на слабость умственного развития кадет, – читаем мы откровенное признание в «Педагогическом сборнике», – на отсутствие в них интереса к знанию и книге, на недостаток самостоятельности мышления и инициативы.

Действительно, воспитательная работа всякой школы определяется составом педагогов, их идейной направленностью, научной и педагогической подготовкой. В кадетских корпусах оказалось много воспитателей прикомандированных из строевых частей, не знавших педагогики и часто считавших достаточным командовать юношами, не считаясь с их возрастными особенностями и интересами. В среде учителей было немало рутинеров, привыкших только задавать детям уроки и строго преследовать каждого за недостатки в знаниях. Но ведь подобного рода явление наблюдалось в жизни военно-учебных заведений и ранее, однако в те же 60-е, 80-е годы учебно-воспитательная работа в них росла, о чем свидетельствуют, например, материалы военных гимназий.

Если же взять опыт прежних кадетских корпусов в целом, то их существование оправдывало себя для нужд армии, хотя воспитательная работа в них строилась часто на ошибочных началах.

1918-1944 годы – воспитательная работа в императорских кадетских корпусах в изгнании за рубежом; решали исключительно проблему «русского сиротства» и коррекции поведения и судеб детей русских эмигрантов, с опорой на военно-патриотические традиции воспитания кадет в Императорских кадетских корпусах.

1943-1992 годы – советская система воспитательной работы в суворовских и нахимовских военно-морских училищах, которая дала наиболее впечатляющие результаты по воспитанию для страны и армии огромного количества выдающихся генералов и офицеров, государственных чиновников, ученых и спортсменов; ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов.

Особое место в истории отечественной педагогики занимает XX век. В советский период, после Октябрьской революции 1917 года до начала 1990-х годов, были достигнуты заметные успехи в развитии образования: введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего, профессионального и высшего образования, произошло существенное приращение педагогических знаний. Начальная военная школа стала общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была отделена от церкви, приобретя светский характер.

В последние десятилетия ХХ века возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом воздействии и взаимодействии нуждаются не только дети, но и взрослые, на которых также должны быть направлены внимание и усилия педагогики и педагогов.

В начале XXI века среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и образования в целом, следует выделить:

демократизацию школьных систем;

диверсификацию и дифференциацию образования;

гуманистическую направленность воспитания;

использование форм и методов обучения и воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;

модернизацию классно-урочной системы;

внедрение в образование новейших технических средств;

интеграционные процессы в образовании.

Процесс обновления педагогической мысли и образования разнообразен, как и сам современный мир. В индустриально развитых странах внедряется широкий круг инноваций. В развивающихся странах актуальнее проблемы ликвидации неграмотности, всеобщности образования.

В настоящее время исследования в области образования и педагогики ведутся по следующим направлениям:

вынужденной подготовки учащихся к жизни в быстро меняющихся условиях, вызванных ускорением темпов развития общества;

воспитания коммуникабельности и толерантности при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия;

формирования современного мышления у молодого поколения, в связи с возникновением и ростом глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества;

повышения уровня готовности граждан к дальнейшей демократизации общества, расширению возможностей политического и социального выбора;

повышения профессиональной квалификации в условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда;

интенсивного, опережающего развития образования молодежи.

Новые общественные запросы закономерно приводят многие страны к «образовательному буму», к волне глубоких реформ систем образования. Проводимые за рубежом реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. [6]

Считается общепризнанным, что первые кадетские корпуса в России были созданы по образцу и подобию западноевропейских, в первую очередь, прусских, французских и датских. Однако подходы к организации процесса воспитания в российских кадетских корпусах не являлись полной копией европейских.

Сегодня многие авторитетные исследователи в области теории воспитания сходятся на том, что все многочисленные подходы к воспитанию по существу декларируют гуманистические цели и реализуют личностно ориентированную парадигму образования, а поэтому разными путями приводят к единым общечеловеческим ценностям.

Поиски отечественной теории воспитания в потоках авторитетных западных философских течений приводит и к пониманию того, что нам не стоит отказываться от глубинного смысла известных «корневых» идей русской классической педагогики: о значении самосовершенствования личности в условиях несовершенной жизни, о воспитании «внутреннего человека», о коллективизме, о любви к Отечеству.

Все это ставит новые серьезные задачи, в частности, и в первую очередь, в профессионально-педагогическом образовании, в деле подготовки современного воспитателя. Он должен не только обладать широким философским кругозором, принимать изменения в идеологии детства, знать новые модели подходов к воспитанию и практические стратегии их реализации, но и иметь представление о герменевтических процедурах понимания, толкования и интерпретации педагогических наблюдений, понимать реальные проблемы жизни воспитанников, владеть психодиагностическими и социологическими технологиями, уметь строить отношения с ребенком как существом, живущим природной, душевной и духовной жизнью. [7]

Таким образом, рассмотрев основные исследования отечественной педагогики в рамках изучения организации процесса воспитания в довузовских военных общеобразовательных учреждениях, был выявлен значительный теоретический и эмпирический материал, накопленный за более чем двухсотлетний период  и отображающийся во множественных научных трудах, разнообразных методических разработках и подходах к его изучению и организации.

Видный историк отечественной педагогики М.И. Демков отмечал, что «только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, мы можем вполне понять и оценить значение и роль современной теории воспитания, дидактики и методики, и те ценные приобретения, какие они сделали в течение веков» [8]

Особенно важно сегодня не только использовать весь накопленный опыт, но и учитывать его в особенностях организации процесса воспитания кадет Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, являющегося первой, базовой, основополагающей ступенью на пути становления и формирования будущего офицера Вооруженных Сил России либо её государственного служащего. Повысить эффективность процесса воспитания кадет и оптимизировать процесс воспитательной работы корпуса возможно при применении специальной методики и особой модели организации данного процесса в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе.

Список литературы

  1. Кожухов Ю.В. «Проблема взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками в учебных заведениях закрытого типа: на материале кадетских корпусов и военных гимназий», диссертация кандидата педагогических наук, М. МПГУ, 1996, – с. 39-40
  2. Лалаев М.С. Исторический очерк вузов, подведомственных Главному их Управлению,1880.
  3. Волков С.В. «История военного образования в России» «Русский офицерский корпус», М.Военниздат,1993
  4. Труды Первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов. 2-30 декабря 1908 г.)
  5. Алпатов Н.И. «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: (Из опыта кадет, корпусов)». М. 1958.
  6. Ефремов О.Ю. «Военная педагогика»
  7. Голованова Н.Ф. «Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике», Педагогика. № 10, 2007 г.
  8. Демков М.И. Краткая история педагогики. – М., 1917 – с. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

Об организации учебно -воспитательной работы в классах с углубленной трудовой подготовкой в школе 8 вида

В материале рассказывается о  путях организации углубленной трудовой подготовки в 10 -11 классах школы 8 вида...

Доклад на тему: "Основные аспекты деятельности концертмейстера в работе с учащимися различных специальностей в учреждениях дополнительного образования".

Работа концертмейстера – одна из самых распространенных профессий среди музыкантов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальностям (кроме пианистов), и на концертной сцене, и...

Доклад на тему:"Основные аспекты образовательного процесса в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида. "

Аспекты коррекционно - развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида....

Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности о...