Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии
статья

Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии

Протонина И.В.

учитель биологии и географии

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Для достижения поставленных целей необходимо использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берёт свое начало в трудах Джона Дьюи (а также его ученика В.Х. Килпатрика). Именно этот американский учёный сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.

Для ученика с ОВЗ, использующего дистанционную форму обучения, проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.

А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Этапы работы над проектом

1. ПОИСКОВЫЙ

Определение и анализ  проблемы

Сбор и изучение информации

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Постановка цели проекта

Анализ ресурсов

Определение задач проекта

Планирование продукта

Определение способа разрешения проблемы

Анализ имеющейся информации

Составление плана проекта: пошаговое планирование работ;

Сбор и изучение информации

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выполнение плана работ

Текущий контроль

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

 

Первый, этап проектного цикла — ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности, учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта. На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности.

Второй этап — конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план, собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта (составление научного отчета, доклада, создание графической модели, карты, дневника и т.д.);  Учитель на данном этапе консультирует учащихся.  В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задач. Роль учителя на данном этапе — помочь школьникам выразить свои мысли, стимулировать их поисковую деятельность. Этот период самый длительный по времени.

Третий этап — оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. Однако выделение самостоятельного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе проект оформляется компонуется и готовится к презентация.  На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя). Учащиеся продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось.

Четвертый этап — презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация — результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.

Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание» новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности учащихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта».

Экспертная оценка проекта

Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проект обучения отличается от выполнения обычных проблемных заданий.

Источники информации:

https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit

http://sch1294.narod.ru/teaching/prj_01.htm

http://festival.1september.ru/articles/624317/

http://festival.1september.ru/articles/580842/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии

Организация проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ...

Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий

В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...

Проектная деятельность учащихся 5 класса на уроках математики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся 5 класса на уроках математики и во внеурочное время...

Проектная деятельность учащихся с ОВЗ на уроках математики

Развитие познавательной активности у учащихся с ОВЗ...

Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе с использование проектной деятельности учащихся.

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Тротцына неделя и ее образы в искусстве" , 2 часа....