Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе с использование проектной деятельности учащихся.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Царева Евгения Вячеславовна

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Тротцына неделя и ее образы в искусстве" , 2 часа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет:  изобразительное искусство. 

Класс: 5 класс. 

Автор УМК(программы учебного курса):  Т.Я. Шпикалова «Программа для общеобразовательных учреждений

«Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2012г. 

Тема урока:Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве. Троицына неделя и её образы в

искусстве - 1 час. 

Тип урока:  изучение нового материала 

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Автор разработки: Царева Евгения Вячеславовна учитель изобразительного искусство и технологии МОУ «Бадарская средняя общеобразовательная школа» Тулунского района.

Тема

Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве. Троицына неделя и её образы в искусстве (2 урока)

Класс

5

УМК

«Перспектива», «Изобразительное искусство» Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова.

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с понятием «Троицина неделя», «традиции», с историей появления праздника и особенностями его встречи. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Методы и формы обучения

Чтение с пометками, проектная деятельность; объяснительно-иллюстративный, практический;  фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины

Троицына неделя, Троица, традиции.

Демонстрационный материал

Учебник, мультимедийная презентация по теме.

Оборудование

Мультимедийная установка, художественные принадлежности (на выбор учащихся)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: 

общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение образов-символов в народном искусстве);

логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, презентации, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта); овладеют необходимыми знаниями, умениями и навыками художественной творческой деятельности.

Метапредметные УУД: 

регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному плану; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, видеоряде, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы;

коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: мотивация к учебной и творческой деятельности, уважение к национальным традициям; чувство гордости за свою страну, свой родной край.

Литература

Изобразительное искусство 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.

Интернет ресурсы

Видео Андрей Рублев «Троица» https://youtu.be/-HCF4CI23CU

https://fb.ru/article/199413/prazdnik-troitsyi-obyichai-troitsa-traditsii-i-obryadyi Праздник Троицы: обычаи. Троица: традиции и обряды https://www.syl.ru/article/330611/istoriya-i-traditsii-prazdnika-troitsyi-narodnyie-gulyaniya-na-troitsu 

Организационная структура 1 урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации взаимодействия

Формирование УУД

I. Организационный

Приветствие, проверка готовности, настроения (сигнальные смайлики).

- Ребята, цвет вашего смайлика поможет вам объединиться в группы (рассаживаются по группам)

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Фронтальная

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Постановка целей и задач

- Ребята, скажите, какие великие церковные праздники, вам известны?

(Пасха, Рождество Христово)

- А знаете ли вы как называется праздник встречи лета и прощания с весной?

- Вот вам подсказка (демонстрируется икона «Троица»)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Что вы знаете о Троице?

- Тема сегодняшнего занятия «Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве».

- Давайте попробуем поставить цель урока и определить задачи.

Просит выдвинуть

предположения о теме

предстоящего урока

Просит выдвинуть

предположения о теме

предстоящего урока

Просит выдвинуть

предположения о теме

предстоящего урок

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Фронтальная

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: 

обще учебные – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; 

Личностные: интерес к предметно-
познавательной деятельности

III. Актуализация знаний

- Троица – один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. Известный русский иконописец Андрей Рублев посвятил образу святой Троицы свою самую известную икону.

Демонстрация видео https://youtu.be/-HCF4CI23CU

Ребята, хотели бы вы узнать про традиции этого праздника?

Слушают, просматривают видео

Фронтальная

Выделять

существенную

информацию

из визуальных

источников

Выделять существенную информацию из визуальных источников

Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать учителя.

Личностные: интерес к предметно-
познавательной деятельности

IV. Изучение нового материала

- Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю. Удивительно, но многие россияне до сих пор с трудом представляют, откуда пришел к нам этот праздник, а также в чем заключается его главный смысл. Давайте разбираться вместе. 

- Какие же существовали традиции встречи Троица, вы узнаете из текста учебника (каждая группа работает с отдельной частью текста используя прием чтение с пометками).

Анализируют информацию, формулируют выводы

Читают текст в учебнике стр.175-180), делают пометки.

Фронтальная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать

Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к предметно-
познавательной деятельности

V.

Физкультминутка

Выделять

существенную

информацию

из визуальных

источников

https://youtu.be/aX3YIeN211Y 

Выполняют разминку

Фронтальная

VI. Первичная проверка понимания

Ребята, сейчас на основе прочитанного текста, вы должны совместно продумать и создать общую композицию.

Обсудите план действий, распределите между собой кто какую часть композиции выполняет, определите расположение объектов на бумаге.

- Сегодня на уроке выполняете карандашный набросок, а на следующем работаете в цвете.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Обсуждают в группах, 

обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Фронтальная групповая

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные:  интерес к предметно-
познавательной деятельности
Коммуникативные: 

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Первичное осмысление и закрепление

Творческая практическая работа

Во время выполнения практической работы напоминает правила композиционной компоновки изображения на листе бумаги, дает советы, консультирует, наблюдает.

- не забывайте, что начинать рисунок предмета сложной формы надо с передачи его основных (больших) форм; наметив большие формы фигуры человека (туловище, голову, ноги), переходят к изображению характерных деталей;

-вспомните некоторые сведения об основных пропорциях фигуры человека.

Выполнение творческого практического задания.

Фронтальная групповая

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность.

Личностные: проявляют интерес к предметно-
познавательной деятельности

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

VIII. Итоги урока Обобщение сведений, оценивание результатов работы.

Просмотр, обсуждение выполненных эскизов.

- Ребята, давайте посмотрим, что получилось у каждой группы. Представляя свой эскиз расскажите, какую традицию празднования Троицы вы изобразили.

Просмотр, обсуждение выполненных работ.

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию, оценочного характера о готовом рисунке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные:

 вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности

IX. Рефлексия

- Что нового, интересного и полезного вы узнали?

- Какая традиция встречи Троицыной недели вам запомнилась более всего?

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Фронтальная

Организационная структура 2 урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации взаимодействия

Формирование УУД

I. Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку (рассаживаются по группам).

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Фронтальная

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Постановка целей и задач

- Сегодня мы продолжаем тему «Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве».

- Давайте попробуем поставить цель урока.

Просит выдвинуть

предположения о теме

предстоящего урока

Просит выдвинуть

предположения о теме

предстоящего урока

Просит выдвинуть

предположения о теме

предстоящего урок

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют цели урока.

Фронтальная

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Личностные: интерес к предметно-
познавательной деятельности

III. Актуализация знаний

- История праздника Троицы начинается в те времена, когда христианство еще только начинало зарождаться. Считается, что в один знаменательный день на апостолов снизошел Святой Дух, спустившийся с небес в виде языков пламени и наделивший апостолов невероятной силой. Она дала им возможность нести благую весть по всему миру и вести проповеди о Христе любому, кто готов слышать о Спасителе. Считается, что именно этот день является днем основания Церкви на земле. К тому же праздник символизирует тот факт, что Бог един в трех лицах. Эта истина является одной из самых сложных для понимания в православии. Не каждый верующий может с первых дней осознать, что Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух существуют в единстве и творят добро на земле, озаряя всех живущих божественной благодатью. Интересно, что основы того, как отмечают праздник Троицы, заложили сами апостолы. Они ежегодно устраивали пышные торжества по этому поводу и завещали всем своим последователям ни в коем случае не пропускать этот день (демонстрация презентации).

Слушают, анализируют информацию, формулируют выводы.

Фронтальная

Выделять

существенную

информацию

из визуальных

источников

Выделять существенную информацию из прослушанного.

Коммуникативные: научатся, слушать учителя.

Личностные: интерес к предметно-
познавательной деятельности

IV.

Физкультминутка

https://youtu.be/SAWr-KZhD0E 

Выделять

существенную

информацию

из визуальных

источников

Выполняют разминку

Фронтальная

V.

Творческая практическая работа

Во время выполнения практической работы контролирует правильность и безопасное использование художественных средств, дает советы, консультирует, наблюдает.

По окончании работы все выполненные эскизы объединяются в одну композицию.

Выполнение творческого практического задания.

Фронтальная групповая

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность.

Личностные: проявляют интерес к предметно-
познавательной деятельности

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

VIII. Итоги урока Обобщение сведений, оценивание результатов работы.

Выставка композиции.

- Какие из работ на ваш взгляд наиболее удачные? Почему? Докажите свой выбор.

- Ребятпа, как вы думаете, знания о народных праздниках и традициях нужны вам?

Просмотр, обсуждение выполненных работ

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию, оценочного характера о готовом рисунке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные:

 вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности

IX. Рефлексия

- Довольны ли вы результатом своей работы?

- Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайлика.

- Спасибо за работу!

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Фронтальная


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»

Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии

Организация проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ...

Технологическая карта урока в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Школы Англии" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Урок в 5 класс...

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии». Урок проектной деятельности.

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г. Учитель биологииМакарова Анна МихайловнаОУМБОУ &l...

Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии

Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии...

Технологическая карта урока по русскому языку (с элементами проектной деятельности)

Целевые установки на достижение результата: - Личностные: осознание богатства и насыщенности, разнообразия русского языка, интереса к его истории, позитивная моральная самооценка, учебно-познават...