«Пути реализации требований ФГОС и построение обучающего процесса, создающего максимально благоприятные условия для исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время»
рабочая программа по биологии
«Пути реализации требований
ФГОС и построение обучающего процесса, создающего максимально благоприятные условия для исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 176.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Пути реализации требований
ФГОС и построение обучающего процесса, создающего максимально благоприятные условия для исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время»
Учителя биологии
МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны.
В МКОУ «Кудалинская СОШ» работаю учителем биологии более 10 лет. Окончила ДГУ по специальности «Биология».
Главным направлением развития средней школы было и остается повышение качества образования, создание условий для развития личности через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем без активизации познавательной деятельности и повышения мотивации, обучающихся к изучаемому предмету. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интересным. Поэтому, в своей работе я использую различные формы и методы обучения.
Моя позиция: найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся. Помочь ребенку поверить в свои силы и добиться цели.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – это помочь им раскрыться,
развить собственные идеи», — писал И.Г.Песталоцци.
Условия возникновения и становление опыта.
В условиях реформирования системы российского образования основной задачей, стоящей перед современной школой, является формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Чтобы воспитать такую личность нам (учителям-предметникам) необходимо искать нестандартные пути.
Одним из ведущих мест среди методов принадлежит сегодня исследовательскому методу и методу проектов. В их основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и учащегося. Работа над исследованием или проектом позволяет превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя, роль которого заключается в постоянной консультативной помощи учащимся. Дети в процессе любого исследования получают и закрепляют самые достоверные знания, которые пригодятся им в их дальнейшей жизни. Это главное в обучении: научить знаниям и умениям, которые не были бы мертвым грузом, а были бы при востребовании временем восстановлены и применены.
Важно, чтобы деятельность учащихся на уроке базировалась на личном опыте учащихся. Для сельских детей важны знания особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных, так как они помогут в уходе за домашними питомцами и при работе на приусадебном участке.
Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета, выполнение различных проектов и исследовательских работ во внеурочное время способствует тому, что дети больше узнают о животных и растения родного края, учатся любить природу, правильно вести себя на экскурсии, да и просто на прогулке.
Для меня условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, стремление придать своей деятельности направленный характер.
Уровень обученности и подготовки учащихся нашей школы разный. Таким образом, для того чтобы добиваться качества, необходимо использовать на уроках различные способы и методы активизации познавательной и умственной деятельности.
Актуальность опыта
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития. Обществу нужны люди образованные способные быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающие вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способные мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Моя задача – пробудить интерес детей к учебной, творческой, проектной и научно-исследовательской деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Использование новых педагогических технологий на уроках биологии и во внеурочное время мне в этом помогает.
В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Основная идея опыта.
Основная идея опыта заключается в определении путей реализации требований
ФГОС и построении обучающего процесса, создающего максимально благоприятные
условия для исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время.
Каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать что-то новое, хотели чему-то учиться, чтобы у него сформировались познавательные потребности. Работая в школе, я пришла к выводу, что залогом успешности обучения является желание самого ребенка узнать что-то новое, то есть его мотивация. Необходимым условием для формирования мотивации к обучению и познавательной деятельности у учащихся является возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому, чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Одним из таких методов и является исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, цель которой научить детей мыслить и рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, самостоятельно искать нужную информацию, добывать знания, а не получать их в готовом виде, дать ученикам возможность исследовать, экспериментировать, видеть закономерности
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной исследовательской и проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Большое значение в обучении имеет наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники В.В.Пасечника и И.Н.Пономаревой, комплекты методических пособий к учебникам, дидактические материалы, обучающие диски. По химии – это учебники линии О.С. Габриеляна, комплект методических пособий к учебникам химии.
Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения — использование на уроках компьютера, создание мультимедийных презентаций — всё это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным. Поэтому на уроках биологии использую всевозможные электронные издания, презентации, интернет – ресурсы, компьютер, мультимедийный проектор. Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических и лабораторных заданий; для проверки знаний учащихся. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.
В своей педагогической деятельности важное место я отвожу исследовательской работе – как научно-исследовательской, так и учебно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность предполагает открытие знаний, неизвестных до сих пор науке, а учебно-исследовательская предполагает открытие знаний, не известных только ученику или группе учащихся. В процессе учебного исследования учащиеся приобретают исследовательские компетенции, осваивают мышление исследовательского типа, приобретают знания по предмету, у них формируется активная позиция в процессе обучения.
При обучении учеников исследовательской деятельности, я ставлю следующие задачи:
- формирование и развитие творческих способностей ученика;
- развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;
- развитие у ученика коммуникативных умений и навыков.
Изучение на уроках биологии разнообразных объектов и процессов, дает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе. Организация исследовательской деятельности позволяет мне обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а также мотивировать успешного ученика на выполнение задание повышенного уровня сложности.
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.
В своей работе я широко использую такие формы работы, которые позволяют учащимся проявлять собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения.
1. Проведение учебного эксперимента. Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 5-го класса и заканчивая 9 классом.
Первый этап развития исследовательских умений начинается на уроках биологии в 5-6-х классах. На этом этапе развития исследовательских умений у ребят пробуждается интерес к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, объектам, явлениям.
В этих классах на уроках дети с большим интересом работают с микроскопом, рассматривая строение клетки, одноклеточные и многоклеточные организмы. Учащиеся работают с инструктивными карточками изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют. Иногда использую инструктивные карточки с заданиями разного уровня сложности.
Например, на уроке по теме «Кровь, её состав. Клеточные элементы крови» лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови» может проводиться в разных вариантах: частично-поисковом и исследовательском.
Частично-поисковая лабораторная работа. Инструктивная карточка
1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека.
2. Сравните эритроциты лягушки и человека, обратив внимание на размеры эритроцитов, наличие или отсутствие ядра.
3) Сделайте вывод: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше кислорода и почему?
Исследовательская лабораторная работа. Инструктивная карточка
1) Исследуйте микроскопическое строение крови лягушки и человека, сравнив их эритроциты.
2) Найдите и проанализируйте факты, доказывающие, что чья-то кровь переносит в единицу времени единицей объема больше кислорода.
3) Сделайте вывод: за основу можете взять рабочую гипотезу: «Перенос кислорода будет зависеть от…, значит необходимо найти доказательства наличия этих причин.
Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.
2. Экспресс-исследование. Учащимся на экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, например какие птицы живут в нашем селе, какие декоративные растения используются для озеленения школы, дома.
3. Теоретические экспресс-исследования. Они ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований позволяют изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез. Чаще эту работу использую для учащихся 7-9 классов. Например «Приспособление ластоногих млекопитающих к водной среде», “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”. Учащиеся успешно справляются с этой формой исследования, которые оформляются в виде реферата. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.
4. Применение исследовательских методов изучения (предлагается познавательная задача или проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)
Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности.
Урок в 6классе «Почвенное питание растений» постановка познавательной задачи. В почву попало семя кабачка диаметром 5 мм, а выросло громадное растение с огромными плодами. За счет чего происходит рост растения?
Урок в 11 классе по теме: «Экологические проблемы и пути их решения». В настоящее время в нашей Республике уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?
5. Исследования-соревнования (найти ошибки в тексте)
Тема урока «Вирусы» (10класс)
Вирусы - мельчайшие организмы живого мира. Ученые долго спорили к живой или неживой природе их отнести? На воздухе вирионы кристаллизуются, ферментной активности не проявляют, не питаются, не дышат. Но как попадут в живой организм, пиши - пропало!
Они являются клеточными паразитами, прикрепляют свои гифы к клетке и лизируют ее до смерти. А потом размножаются митозом и захватывают новые клетки. Одно спасение- антибиотики. Выпил курс таблеток и порядок. Болезнь отошла в сторону.
А болезни-то страшные: здесь и оспа, холера, чума, бешенство, коклюш, дифтерия, ангина, туберкулез и СПИД. Хорошо, от всех них есть прививки. Выпил сыворотку и не заболеешь. Естественный иммунитет появится.
Вирусы способны быстро меняться, раз в 10-15лет появляется новый штамм вируса и опять надо искать пути лечения. Хорошо! Постоянно работа у медиков и фармацевтов будет, да и сколько денег население на лекарства потратит! Какой доход государству.
6. Нетрадиционные уроки (урок - презентация, уроки – дискуссии, к которым дети готовятся самостоятельно, заранее исследуя не только учебную литературу, но и дополнительную, для того чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе.
7. Домашние задания исследовательского характера по инструктивным карточкам:
а) описание растений и животных по плану (6-7 классы)
б) наблюдение за живыми объектами (6-7 классы)
в) наблюдение за своим организмом (8 класс)
г) опыты с растениями и домашними животными (6-7 классы)
8. Творческие задания – кроссворды, викторины, презентации, сочинения
9. Летние задания:
1. Составить гербарий (лекарственных растений нашей местности, различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений)
2. Составление коллекций (семян, плодов, коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.)
Исследовательская деятельность во внеурочное время имеет множество различных форм, одной из которых является проектная деятельность.
Учебный проект позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Задачами учителя как руководителя исследовательской деятельности является выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской работы, обеспечить овладение учащихся методами научного познания в процессе исследовательской деятельности, сформировать у учащихся мотивацию, потребность в исследовательской деятельности. В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируется умение самостоятельно, творчески мыслить. Учащиеся, включенные в исследовательскую деятельность, изменяются сами. Они внимательнее слушают, наблюдают, отвечают на вопросы и формулируют их, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, четче составляют план ответа, конспект, реферат, рациональнее располагают свои записи в тетрадях, культурнее и общительнее с окружающими.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. В процессе использования данной формы работы наблюдается повышение качества знаний учащихся по предмету, дети больше стали участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, добиваясь хороших результатов.
При 100% успеваемости качество знаний по биологии в среднем по всем классам составляет:
- 2020-2021учебный год – 68,8%
- 2021-2022 учебный год – 73,4%
- 2022-2023 учебный год – 66,8%
- 2023-2024 учебный год – 70,2%
- 2024-2025 учебный год – 73,4%
Качество знаний по годам и классам.
Учебный год | Классы/% качества | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
2020-2021 | 67 | 67 | 50 | 100 | 60 |
2021-2022 | 50 | 67 | 100 | 50 | 100 |
2022-2023 | 100 | 50 | 67 | 67 | 50 |
2023-2024 | 50 | 100 | 67 | 67 | 67 |
2024-2025 | 100 | 100 | 0 | 100 | 67 |
Наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся.
Мои обучающиеся достигают положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образовании, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662. По результатам независимой итоговой государственной аттестации выпускников 9-х классов за последние три года качество знаний составляет более 72%.
- 2022-2023 учебный год – 50% (сдавали 4 человека; оценка «4» – 2 человека; средний балл – 17,8)
- 2023-2024 учебный год – 67% (из 6 человек сдали на «4» и «5» - 4 человека; средний балл – 21,8)
- 2024-2025 учебный год – 100% (из 2 человек сдали на «4» - 2 человека; средний балл - 31)
Результаты Всероссийской проверочной работы по биологии показывают, что большинство обучающихся подтверждают свою оценку по журналу:
- 2023 год
– 5 класс: из 1человека 1 человек подтвердил – 100% соответствие;
6 класс: из 2 человек 2 человека подтвердили – 100% соответствие;
7 класс: из 3 человек 2 человека подтвердили – 67% соответствие;
8 класс: из 6 человек 5 человек подтвердили – 83% соответствие.
Соответствие – 87,5%
- 2024 год
– 5 класс: из 2 человек 1 человек подтвердил – 50% соответствие;
6 класс: из 1 человек 1 человек подтвердил – 100% соответствие;
7 класс: из 3 человек 3 человека подтвердили – 100% соответствие;
8 класс: из 3 человек 3 человека подтвердили – 100% соответствие.
Соответствие – 87,5%
- 2025 год
– 5 класс: из 1человека 1 человек подтвердил – 100% соответствие;
6 класс: из 1 человек 1 человек подтвердил – 100% соответствие;
7 класс: из 1 человек 1 человек подтвердил – 100% соответствие;
8 класс: из 2 человек 2 человека подтвердили – 100% соответствие.
Соответствие – 100%
Достижения в учебной части доказывают эффективность проводимых уроков, целенаправленной систематической работы по повышению качества обучения и всестороннего развития ученика. Стабильные положительные результаты обучения достигаются благодаря грамотному использованию в своей работе разнообразных методов, способов и приемов обучения (метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, использование познавательных игр, метод проектов, ИКТ-технологии и т.д)
Занимаюсь выявлением и развитием способностей, обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой и проектной деятельности.
Использование на уроках биологии проектной методики и технологий:
- 2021-2022 учебный год проекты: 6 класс - 3 человека («Чем полезно дерево», «Определение всхожести семян тыквы в воде из разных источников»); 5 класс – 2 человека («Выращивание огурцов в зимний период», «Удивительные свойства воды»); 8 класс – 6 человек («Воздействие факторов среды обитания на здоровье школьников»,)
- 2022-2023 учебный год проекты: 6 класс - 2 человека («Факторы, влияющие на развитие плесневых грибов»); 7 класс - 3 человека («Выращивание репчатого лука по сортам», «Бабочки нашей местности»); 9 класс – 6 учащихся («Определение витамина С в продуктах питания», «Влияние шоколада на организм человека», «Влияние курения на организм подростка»)
- 2023-2024 учебный год проекты: 5 класс - 2 человека («Вода вокруг нас», «Видоизменения листьев»); 8 класс – 3 человека («Правильное питание-залог здоровья», «Вкусный шоколад», «Кожа»)
Под моим руководством обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, акциях, где занимают призовые места.
Учебный год | Полное наименование конкурса, олимпиады, акции (указать организатора мероприятия) | Уровень и формат участия (региональный, федеральный, международный/очно, заочно, дистанционно) | Победители, призеры |
2022-2023 | Конкурс «Старт», предмет биология | Международный /дистанционный | |
Конкурс-онлайн видеороликов «Рецепты здоровой еды» | Муниципальный | 1 человек | |
Образовательный марафон «Волшебная осень» | Платформа Учи.ру | 3 человека | |
Экодиктант | Федеральный | 3 человека | |
2023-2024 | Конкурс «Лига Эрудитов-2», предмет биология | Международный /дистанционный | |
Конкурс проектных работ «Создание и творчество» | Всероссийский/дистанционный | 1 человек | |
2024-2025 | Конкурс «Старт», предмет биология | Международный /дистанционный | |
Конкурс «Экология России» | Всероссийский /дистанционный | ||
Конкурс «Классная биология» | Всероссийский /дистанционный | 1 человек | |
Олимпиада по биологии «Инфоурок» весенний сезон 2025 | Всероссийский /дистанционный | ||
Олимпиада «Время знаний» 2025 | Всероссийский /дистанционный | 2 человека | |
Проект «Интеллект-Экспресс» в номинации «Живая планета» | Международный/дистанционный | 1 человек |
Вношу личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания. Транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, активно участвую в работе районного и школьного методического объединения учителей биологии, ежегодно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. Состою в школьной комиссии по проверке ВПР.
Участвую в работе семинаров и конференций различного уровня:
- Всероссийская конференция «Функциональная грамотность: навыки развития, эффективные стратегии и инструменты»;
- научно методическая конференция «Специфика реализации воспитательного процесса в рамках ФГОС» при информационно-образовательном издательстве «Вестник образования»;
- Всероссийский онлайн-семинар «Сопровождение подростков и молодых людей с РАС: организационные аспекты и технологии»;
- серия семинаров издательского дома «Журнал Школа» «Современные методики обучения школьников»;
- серия вебинаров издательского дома «Журнал Школа» «Современные компетенции педагога»
Имею сертификаты, благодарственные письма, грамоты, свидетельства:
В своей работе использую современные педагогические технологии: технология личностно – ориентированного и дифференцированного обучения, информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие, проблемное обучение. Осуществляю выбор методов обучения, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
Учитель биологии МКОУ «Кудалинская СОШ: К.А.Исрапилова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Одной из актуальных задач на уроке биологии является активизация познавательной деятельности школьников. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешно...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Методическая работа «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл...

"Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования УУД"
В статье описывается как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании, помочь ребенку реализовать свои индивидуальные способности в современных условиях в ...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

План по теме самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»
Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает условия, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобрет...

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»
Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...


