Статья "Бинарный урок как способ повышения познавательной активности учащихся"
статья

Бараева Ольга Владимировна

            В статье рассматривается актуальные вопросы использования бинарных уроков в учебном процессе с целью повышения познавательной активности обучающихся.

            Ключевые слова: бинарный урок, интегрированный урок, межпредметные связи, уровни интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Бараева О. В.

Бинарный урок  

как способ повышения познавательной

активности учащихся

            В статье рассматривается актуальные вопросы использования бинарных уроков в учебном процессе с целью повышения познавательной активности обучающихся.

            Ключевые слова: бинарный урок, интегрированный урок, межпредметные связи, уровни интеграции.

Учебный процесс – это процесс творческий. Здесь не может быть рецептов и инструкций, но есть цель – передача опыта от одного  поколения к другому.  Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого и современного педагогического опыта. Считаю, что именно бинарные уроки  способствуют тому, чтобы знания  у школьников были  целостными и взаимосвязанными,

          Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. На бинарных уроках можно соединить казалось бы несовместимые предметы, например, биология и английский язык.

Бинарные уроки требуют очень большой подготовки, как учителей, так и учащихся. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух, трех предметов, возникают сложности с расписанием. Да и времени для подготовки такой урок требует больше, чем обычный. Урок по теме ведут два или несколько педагогов предметников. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Самое важное место интегрированного урока – это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ученикам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.

Бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде презентаций, таблиц, соцопроса, видеофильмов, работы с микроскопами и микропрепаратами, имеющих практическую ценность, которые в дальнейшем можно использовать в качестве дидактического материала.

         Бинарные уроки создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовку к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность.

Порядок подготовки бинарных уроков:

 1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

2-й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов.

3-й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Бинарный или интегрированный? Различие.

Бинарный урок – это разновидность интегрированного урока, его ведут два преподавателя, в то время как интегрированный урок могут вести как один, так и несколько преподавателей.

На бинарном уроке решаются более сложные задачи:

  • расширяется кругозор у учащихся и педагогов;
  • интегрирует знания из разных областей;
  • способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
  • служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;
  • развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
  • развивает аналитические способности и изобретательность;
  • обладает огромным воспитательным потенциалом;
  • позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

Бинарный урок – это высшая форма реализации новых образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь метапредметных результатов и совершенствовать метапредметные компетентности учащихся.

 Требования к бинарным урокам:

  • Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.
  • Чёткое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных cвязей, восполнения пробелов учебных программ.
  • Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя.
  • Четкая постановка задач перед каждой группой учащихся.
  • Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.
  • Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения, развитию практических умений и навыков.
  • Обязательное оценивание и оформление результатов деятельности групп.

           Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

          Бинарные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. На этих уроках возможно сочетание различных, но близких образовательных областей, которые выступают на равных, а также предметов из близких образовательных областей, где один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы. Чаще всего бинарными уроками является интеграция следующих дисциплин: информатика и математика, физика и математика, литература и иностранный язык, литература и обществознание.

          В современной школе выделяют несколько уровней интеграции.

Первый уровень - интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию духовного потенциала предметов.

Второй уровень - интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителем единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.

Третий уровень - интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов на основе реализации «горизонтальных» структур взаимосвязей учебных дисциплин. Создание условий для освоения учащимися реалий человеческой практики, материальной и социальной, должно стать одной из главных задач школы. Это предполагает широкое обращение учителей непосредственно к субъектному опыту учащихся и его осмыслению.

Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, обучение этим методам учащихся (наблюдение, гипотеза, эксперимент).

           Признаки интегрированного урока: 1)специально организованный урок, т.е. если он специально не был организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединенные общей целью; 2) цель специфическая, она может быть поставлена для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, для повышения интереса учащихся к предметам, для целостного восприятия изучаемых вопросов, для экономии учебного времени; 3)широкое использование знаний из разных дисциплин при осуществлении межпредметных связей.     

Технологии в бинарном / интегрированном обучении.

            Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач. Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).

Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным.

Таким образом, бинарные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности. Структура бинарных уроков - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока, большая информативная емкость материала.

             На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Такие уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслами. Считаю, что бинарные уроки  способствуют тому, чтобы знания  у школьников были  целостными и взаимосвязанными,

      Список литературы:

  1. Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства» //Завуч. -2006г.  -№5. –С118.
  2.  Современный урок. ,С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина,изд. «Учитель»,2006
  3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе- М.: Педагогика. — 1981. — 195 с.
  4. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1987. 180 с.
  6. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии на уроках математики как способ повышения мотивации учащихся.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьн...

Информационные технологии на уроках математики как способ повышения мотивации учащихся.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьн...

"Работа со стихами на уроке английского языка как один из способов повышения мотивации учащихся"

В работе рассматриваются задачи, которые может решить на уроке учитель с помощью стихов,рифмовок и скороговорок....

Использование ИКТ на уроках биологии, как способ повышения мотивации учащихся

Я использую различные современные технологии на своих уроках, одной из которых является использование ИКТ. В этой статье размещены варианты применения ИКТ на уроках биологии....

Творческая деятельность школьников на уроках химии – способ повышения мотивированности обучения и самореализации учащихся

Творческая деятельность школьников на уроках химии –способ повышения мотивированности обучения и самореализации учащихся Главной задачей современного учебного процесса является обучения учащихся ...

Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...

Применение семи модулей на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему:"Применение семи модулей на уроках английского языка  как способ повышения мотивации учащихся"...